Эта глава писалась очень долго и тяжело. Надеюсь, мне удалось сохранить правильный баланс между позитивом и негативом, между объективной картиной и личными впечатлениями.
Начну с истории. Современное население Кубы не имеет никакого отношения к коренным жителям. Когда-то на территории Больших Антильских островов жили индейцы, но сейчас о них напоминают только редкие памятники. Нынешние кубинцы представляют собой смесь потомков чернокожих рабов с сахарных, кофейных, табачных плантаций и различных иммигрантов из Испании и Латинской Америки. Смесь довольно неравномерная: мне показалось, что чистокровных негров не так много, зато довольно много откровенных мулатов, при этом и типичные испанские лица отнюдь не редки. Доля чернокожих выше среди торговцев, велорикш и полицейских, а вот владельцы кас в основном белые, как и всякая интеллигенция. Революцию тоже делали белокожие кубинцы и сочувствующие иностранцы.
Гавана, вечер
Стройные женские ноги на Кубе - редкость, как и плоские животы. Кубинцы как-то быстро взрослеют: если у нас полно молодёжи в возрасте до тридцати и дальше, то там - если не подросток, то уже взрослый человек. И со взрослением обычно портится фигура: относительно атлетичные мужчины иногда встречаются, а вот изящных женщин считай что и нет.
Уличное представление
Говорят все на испанском; английским в очень разной степени владеют те, кто работает или крутится в туристической отрасли. Полицейские английского не знают - общаться довелось трижды, в том числе один раз в Гаване, и всякий раз только на имеющемся небольшом запасе испанских слов. Та же картина на заправках. В отелях, турагентствах, магазинах для туристов с английским хорошо; сотрудники отелей нередко владеют французским (хотя как раз Варадеро это может не касаться) - сказывается направленность туристической отрасли на Канаду. А вот русскоговорящих кубинцев так за всю поездку и не встретил.
Горожане совсем не любят работать. К этому, конечно, располагает социалистический строй, но масштабы иногда поражают. На работе же кубинцы стараются добиться какой-то личной выгоды, как правило, в ущерб государству. Эпизод с продажей «налево» банок с краской в фильме «Гавана, я люблю тебя» («Семь дней в Гаване») - не гротеск, а один из штрихов кубинской реальности.
Справедливости ради, это было воскресенье
Туристы в сознании жителей Кубы, как я понял, по большому счёту приравниваются к государству и рассматриваются в качестве источника лёгкого заработка - с поправкой на местное понимание того, что называется словом «работа». Так что будьте готовы к тому, что каждый второй из кубинцев, с которым вы общаетесь, и каждый первый из обратившихся к вам постарается как-то разжиться за ваш счёт. Подробнее об этой стороне характера кубинцев я расскажу в
девятой главе. Однако должен сказать, что сказанное выше, по моему личному опыту, никак не касается полицейских и сотрудников туристических фирм - определённая степень разгильдяйства свойственна и им, но никакого выманивания денег или жульничества не было, ни малейшего намёка. То же самое, в принципе, можно сказать про сотрудников отелей и серьёзных учреждений вроде обменных пунктов, хотя с ними я бы держал ухо востро и всё перепроверял.
Это не совет, это практически девиз
При этом кубинцы в целом доброжелательный и благодушный народ, хотя и нельзя сказать, что открытый (впрочем, может, они просто стесняются иностранцев, да ещё и не говорящих по-испански). И, как водится, чем дальше от крупных городов, тем люди лучше. Когда за пару часов до сдачи прокатной машины я заглох с пустым баком, местный крестьянин, у которого было немного бензина, собирался отдать его просто так, хотя на заправках он продаётся только по талонам или за валюту. А когда через несколько сот метров я застрял в огромной луже, машину чуть ли не на руках вытащили проезжавшие на телеге мужчины, при этом они отказались от предложенных денег и лишь попросили подвезти до города своих попутчиков. Эти эпизоды без преувеличения перевернули моё уже было сложившееся негативное представление о народе Кубы.
Вот эти замечательные люди заставили меня совсем по-другому относиться к кубинцам. Мужчина на мопеде привёз полтора литра бензина, на котором я дотянул до заправки, и был очень смущён, когда я дал за это денег, а женщина отвела к себе в дом и напоила водой.
Лучшие люди Кубы
Дом, кстати, выглядел вот так.
Сельский дом, провинция Ольгин
Вообще, дома на Кубе в очень разном состоянии, как можно было видеть в главе о касах. Например, встречаются очень ухоженные усадьбы.
Частный жилой дом
Но бывают и совсем примитивные домики. А часть кубинцев и вовсе живёт вот в таких бараках-общежитиях, которые располагаются, как правило, на окраинах городов.
Пятиэтажка в провинции Матансас
Очень популярны постройки на крыше. Соорудить домик на втором этаже - обычное дело, иногда достраивают даже
третий этаж или возводят двухэтажную постройку на крыше многоэтажки.
Хозяйка развешивает бельё
Машины тоже очень разные, но в силу объективных причин обычно в довольно печальном состоянии. Впрочем, о машинах я ещё буду рассказывать, и много.
В некоторых городах, например, в Тринидаде и Баракоа, жители держат двери и окна открытыми, так что с улицы прекрасно видно, чем они занимаются. В других городах такого не наблюдал; возможно, из-за более активного автомобильного движения на улицах.
Тринидад, вечер
Баракоа, дверь на улицу открыта
Удивило то, что многие держат канареек, но клетки вывешивают на улице.
Клетка с птицей, Гавана
Кубинцы очень любят фотографироваться. В Баракоа одна совсем маленькая девочка, увидев фотоаппарат, стала упрашивать маму: «пусть дядя меня сфотографирует».
Эти ребята тоже попросили сделать снимок
И ещё кубинцы поразительно чувствуют, когда на них наводят фотоаппарат. Сфотографировать человека так, чтобы он не смотрел в кадр, очень трудно.
Какой взгляд!
Камагуэй
В стране, давшей миру Капабланку, шахматы уважают.
Шахматный клуб в Тринидаде
Шахматисты, Гавана
Но и другие игры не забывают.
На улице в Баракоа
Перед поездкой читал, что у кубинок чулки в крупную клетку считаются престижной офисной одеждой. Похоже, это в самом деле так.
Обеспеченные кубинки нередко ходят по улицам с зонтом, защищаясь от солнца.
Парочка под зонтом. Санкти-Спиритус
Ещё один забавный факт: кубинцы носят торты открытыми.
Продавец тортов
Продавец тортов
Даже если на улице ливень.
Мужчина с тортом, Ольгин
Кстати, мне так и не удалось сфотографировать этого мужчину так, чтобы он не смотрел в кадр.
Мужчина с тортом, Ольгин
И просто фотографии.
Носить в любую жару модные сапожки - бесценно
Центральная улица в Баракоа
Балкон Джульетты. Баракоа
Малекон, Гавана
Мужчина в стильном поло, Гавана
Парочка, Гавана
В
главу о крокодиловой ферме добавлены более удачные видеоролики. А во
вступительной появилось оглавление.