Mar 22, 2009 14:07
Вот иду скоро на дебаты по теме: "Отношение к гомосексуализму как политическая проблема в России". 25 марта, в среду. В 19-00 в Сочи.
Андрей говорит, что защищая сексменьшинства я ставлю крест на своей политической карьере. Второй Андрей в целом согласен - говорит, ближайшие лет 50 Президентом мне не быть. А мне и не надо. Я, вобщем-то не политик. Я не стремлюсь во власть. Я просто хочу защищать гражданские права.
Мне постоянно говорят, что я не выиграю по этой теме. Я и не хочу выигрывать. Я хочу донести свою позицию. Если человек, с которым я дискутирую, меня переубедит, мне не заподло и согласится. Для меня дебаты - не соревнование, а способ донесения информации, при котором до мнения публики доносятся разные точки зрения.
Мне говорят, что "у геев итак много прав" и всякого выпячивания гейства допускать не надо, как не нужны гей-парады, например. Хочу заметить, что я выступаю не за "выпячивание гейства", а за то, чтобы не ущемлять прав другого по какому-либо принципу. Будь ты гей, кавказец, панк, женщина, ребёнок и т.п.
Вопрос отношения к людям с другой сексуальной ориентацией один из наиболее шокируещих, ставящих под угрозу веками существующие общественные устои и потому сложный. Но вопрос очень важный для тех, кто превык жить в нашем обществе в страхе, в унижении, во вранье, без многих прав. По нашей с Вами вине.
Я не сильно разбираюсь в теме, но, если честно, и не думаю, что это надо. Мне кажется, все аргументы лежат не в какой-то глубокой специфике проблемы, а в рамках общечеловеческих суждений. Вот ниже текст из книги "Философские истории" Стивена Лоу. Мне кажется, этот парень думает примерно как я.
Стивен Лоу
Чем плох гомосексуализм?
На сцене: мистер Джарвис, христианин, спит в своей постели, и снится ему Страшный Суд. Во сне Джарвис видит себя сидящим рядом с Богом в огромном светлом зале. Бог только что произнёс приговор пьяницам, которые, с трудом волоча ноги, медленно тянутся к выходу с левой стороны. Справа, сопровождаемая ангелами, приближается новая группа испуганных людей. Когда эти люди встали перед Ним, Бог начал говорить.
Бог: Итак, кто следующий? А… а, гомосексуалисты! Скажи мне, Джарвис, что будем делать с ними?
Джарвис: Вы собираетесь наказать их, не так ли?
Бог: Почему ты так думаешь?
Джарвис: Потому что заниматься гомосексуализмом грех, конечно.
Апелляция к Библии
Бог оглаживает Свою бороду и лукаво смотрит на Джарвиса.
Бог: Грех? Неужели это грех?
Джарвис: Да. Вы сами так сказали в Библии.
Бог: Ах, в Библии!
Джарвис: Ну да. Посмотрите сюда, здесь написано: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость…» Левит, 20, 13.
Бог: Возможно, я немного вспылил тогда. Теперь я уже не вполне уверен в этом.
Джарвис: Как не уверен? Вы же Бог! Вы не можете ошибаться!
Бог: А может быть, я не настоящий Бог. Возможно, я лишь Бог сновидения - плод твоего воображения.
Джарвис: Господи, помилуй!
Бог: Почему ты считаешь, что Библия надёжна на все сто процентов?
Джарвис: Вы полагаете, что это не так?
Бог: Этого я не скажу. Но если ты намереваешься сделать основанием нравственности только одну книгу, ты должен быть уверен в том, что это - правильная книга. И чем больше ты в ней уверен, тем больше будешь ею руководствоваться, не так ли?
Господь указывает на Библию, лежащую на коленях Джарвиса.
Бог: Перелистни назад несколько страниц! Вот: Левит, 11, 7-8. Что ты видишь?
Джарвис: «И свиньи, потому что копыта у ней раздвоены... нечиста она для вас. Мяса их не ешьте…»
Бог: Ты когда-нибудь ел бутерброд с ветчиной? Ел? Значит, ты грешник! Теперь посмотри немного ниже.
Джарвис:«Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях или реках, тех ешьте. А всех те, у которых нет перьев и чешуи…»
Бог: «…Мяса их не ешьте». Неужели христиане должны избегать ресторанов, в которых подают вареных раков, креветки или омаров?
Джарвис смущенно опускает глаза.
Бог: А если ты посмотришь текст перед тем отрывком, в котором речь идёт о гомосексуализме, то обнаружишь, что грешно носить одежду, изготовленную из смеси льна и шерсти.
Джарвис: На это я раньше не обращал внимания.
Бог: А дальше говорится о том, что нельзя отдавать деньги в рост. Однако ведь ты не осуждаешь всех этих вещей?
Джарвис: Нет, не осуждаю.
Бог: Но ты ссылаешься на отрывок из книги Левит для осуждения гомосексуализма. Почему ты выбираешь одно и пропускаешь другое?
Джарвис: Вы же не будете настаивать на заповедях, относящихся к морской пище, одежде и вложению денег? Они устарели, правда?
Бог строго смотрит на Джарвиса.
Бог: Слово Божие? Устарело? Ладно, Я не буду осуждать тебя за это, что ты не порицаешь тех, кто носит одежду из смеси шерсти со льном. Но ты пользуешься своим собственным представлением о правильном и неправильном, своими собственными нравственными критериями, когда решаешь, какие отрывки из Библии принимать, а какие - отвергать. Так ведь?
Джарвис: Увы, это так.
Бог: Ты готов признать Библию словом Божьим только потому, что библейская нравственность в общем согласуется с тем, что ты думаешь о добре и зле. Если бы Библия учила воровать, лгать и убивать, ты вряд ли счёл бы ее словом Бога.
Джарвис: Пожалуй.
Бог: Но тогда нужно быть честным перед собой. Не надо выбирать отрывки из Библии, которые тебе нравятся, и отбрасываться остальные, а потом заявлять, что твой личный выбор санкционирован Богом. Я думаю, ты должен прямо признать, что именно ты осуждаешь гомосексуализм, а Меня оставить в покое.
Джарвис: Очень хорошо.
Бог: Но если ты считаешь гомосексуализм грехом, то не можешь ли ты объяснить Мне почему? Почему эти люди заслуживают осуждения?
«Гомосексуальность неестественна»
Джарвис смотрит на стоящую перед ними толпу и чешет затылок.
Джарвис: Я не призываю Вас осудить их. Может быть, их стоит простить. Но они согрешили, и я могу привести несколько оснований в пользу такого утверждения.
Бог: Какие основания?
Джарвис: Во-первых, гомосексуальность неестественна.
Бог: Да, возможно, это наиболее распространенное основание для осуждения гомосексуальных актов. Но в каком смысле гомосексуальность является неестественной?
Джарвис: Ну, большинство людей не склонно к гомосексуализму, поэтому гомосексуализм представляет собой отклонение от нормы.
Бог: В некотором смысле - да. Но, скажем, у большинства людей волосы не имеют рыжего цвета. Поэтому, с твоей точки зрения, рыжие волосы - это тоже отклонение от нормы. Однако иметь на голове рыжие волосы не будет неестественным, не так ли?
Джарвис: Так, так. Я имею в виду, что гомосексуальные акты неестественны потому, что природа не вложила в нас склонности к ним.
Бог: Природа не вложила? Хм. Ты должен пояснить это. Ты полагаешь, что гомосексуальные акты противоречат тем склонностям, которые вложила в человека природа, тем склонностям, которые естественны для него?
Джарвис: Да, я предполагаю именно это.
Бог: Но почему ты так уверен, что гомосексуальность вообще не естественна?
Джарвис: Вы же не видите диких животных, занимающихся гомосексуализмом? Поэтому ясно, что она выражает извращение наших естественных склонностей.
Бог: Ты считаешь, что животные не занимаются гомосексуализмом. Но откуда ты это знаешь? На самом-то деле они этим занимаются.
Джарвис: Неужели?
Бог: Несомненно. Дело в том, что никто не пытался исследовать явления гомосексуальности среди других биологических видов. Люди считают, что ее нет. Однако недавние американские исследования длиннорогих баранов показали, что когда барану предоставляется выбор - покрыть самку или самца, около восьми процентов баранов неизменно выбирают другого барана. Иногда они занимаются даже анальным сексом.
Джарвис шокирован.
Джарвис: Ничего не могу сказать по этому поводу.
Бог: Но даже если бы гомосексуализм был чем-то неестественным, что неверно, он не был бы грехом.
Джарвис: Почему?
Бог: Что такое чистоплотность? Говорят, чистоплотность - следствие набожности. Однако она едва ли естественна для большинства людей, не так ли? Дети обыкновенно предпочитают грязь. Люди по большей части грязны, но не особенно беспокоятся насчёт этого. Ваша одержимость гигиеной - плод очень недавнего происхождения. В таком случае, если следовать логике твоего рассуждения, чистоплотность следует признать грехом.
Джарвис: О Господи!
Бог: В самом деле, многое из того, что человеку кажется естественным, аморально. По-видимому, он вполне естественно склонён к жадности, эгоизму, неверности и агрессии. Люди вынуждены бороться с этими естественными склонностями. И лишь тот, кто сумел победить эти гадкие естественные склонности, считается добродетельным. Конечно, теперь ты мог бы обратить это рассуждение и сказать, что, раз эти склонности являются естественными, их следует признать хорошими и бороться с ними нельзя. Но позволь я представлю тебе одного человека.
Внезапно Джарвис чувствует, что рядом с ним сидит кто-то еще. Он поворачивает голову и видит лысого серьёзного человека в тёмном костюме.
Бог: Это - Джон Стюарт Милль, который жил с 1806-го по 1873 год. Он не всегда отзывался обо Мне хорошо, и встреча со Мной была для него сюрпризом, не так ли, Милль?
Милль смущенно улыбается.
Бог: Однако относительно естественности он высказал кое-что интересное. Ну-ка, Милль!
Милль: Согласие с природой не связано с правильным или неправильным… для иллюстрации рассмотрим слово, которым выражается высшая степень осуждения связи с понятием природы, - слово «неестественно». То обстоятельство, что что-то является неестественным в любом точном значении этого слова, - не может служить основанием для порицания, ибо большая часть преступных деяний не более неестественна, чем большинство добродетелей.
Проговорив это, Милль скрылся в клубах табачного дыма.
Бог: Тонкое замечание, Джон Стюарт! Так что ты скажешь теперь?
Джарвис выглядит слегка раздраженным. Он по-прежнему убеждён в том, что в гомосексуализме есть что-то неестественное, что-то аморальное. Однако он никак не может точно сказать, что же именно делает его неестественным и аморальным. Какое-то время он молчит, но затем ему в голову приходит новая мысль.
Джарвис: А вот что! Наш пенис выполняют определённую функцию, ведь так?
Он предназначен для продолжения рода, для зачатия детей. При гомосексуальном акте эта часть нашего тела используется не по назначению, не для тех целей, для которых предназначила ее природа.
Бог: Понимаю. Но в таком случае большая часть сексуальных актов аморальна, ибо даже гетеросексуальные акты чаще всего не связаны с выполнением функции деторождения. Мастурбация - грех, ибо здесь нет речи о зачатии. Оральный секс - тоже грех. Греховно также использование каких-либо противозачаточных средств. Это ты хочешь сказать?
Джарвис: Да, в этом абсолютно убеждены многие католики.
Бог: Это Я знаю. Но посмотри: если все эти виды сексуальной активности осуждаются только на основании, что они отходят от выполнения «естественной» функции, то что ты скажешь, например, о ношении серег? Разве уши предназначены для того, чтобы навешивать на них куски металла? Однако никто не считает ношение серег грехом. Ты не скажешь, что подвешивать к ушам серьги значит использовать эти части тела противоестественным образом. Но почему?
Джарвис: Я не знаю.
Бог: Во всяком случае, вопрос остаётся: почему безнравственно использовать какие-то части тела не для того, для чего предназначила их природа? Я как раз и не могу понять: если что-то кажется нам неестественным, то почему это нужно считать аморальным?
«Гомосексуализм грязен»
На этот вопрос Джарвису ответить трудно. Поэтому он решает зайти с другой стороны.
Джарвис: Хорошо. Допустим, я согласен с Миллем. Нравственность не имеет отношения к тому, что «естественно» или «неестественно». Однако существует еще одно, гораздо более очевидное и серьёзное основание для осуждения гомосексуальных актов. Надеюсь, Вы не обидитесь, если я буду говорить вполне откровенно?
Бог: Будь откровенен настолько, насколько сможешь.
Джарвис: Прекрасно. Гомосексуализм грязен, не так ли? Содомия - погружение пениса в чье-то анальное отверстие - означает, что пенис может вступить в соприкосновение с фекалиями.
Бог: Относительно содомии это верно. Но доказывает ли это, что все гомосексуальные акты безнравственны? Нет, не доказывает. Имеется много активных гомосексуалистов, которые не занимаются содомией. Ты же не будешь осуждать их, верно?
Джарвис: Нет, не буду.
Бог: Есть и гетеросексуальные пары, практикующие содомию.
Джарвис: Неужели?
Бог: Поверь Мне. Во всяком случае, если какая-то деятельность является грязной, она не обязательно безнравственна.
Джарвис: Как так?
Бог: Скажи Мне, ты любишь ухаживать за своим садом?
Джарвис: Конечно.
Бог: Но ведь садоводство довольно-таки грязно занятие, не так ли? Когда весь день возишься в саду, то нередко пачкаешь руки кошачьим калом, например.
Джарвис: Это верно. Вы правы: садоводство - грязное занятие, но не предосудительное. Поэтому нечистоплотность содомии не может служить основанием её морального осуждения.
Бог: Ты всё верно понял, мой мальчик.
«Гомосексуализм вреден и опасен»
Теперь Джарвис пытается осуществить нападение с другой стороны.
Джарвис: Заниматься гомосексуализмом вредно, вот почему он аморален.
Бог: Вредно?
Джарвис: Да. Возьмите, например, заражение СПИДом. СПИД убил уже миллионы людей, а он распространяется именно благодаря гомосексуальным контактам. Верно?
Бог: Отчасти верно. СПИД может передаваться всеми видами контактного секса. Многие гетеросексуальные люди также им заражаются.
Джарвис: Такое бывает.
Бог: Но и гетеросексуалы, и гомосексуалисты могут сделать секс безопасным. Занимайтесь безопасным сексом - и вы сведете риск к минимуму.
Джарвис: Пожалуй, это верно.
Бог: Может быть, гомосексуальные акты в больше мере способствуют распространению болезни, чем гетеросексуальные, даже в «безопасных» вариантах. Но делает ли их это безнравственными? Если вдруг обнаружиться, что употребление вина не столь полезно для здоровья, как употребление пива, ты что же, подвергнешь нравственному осуждению тех любителей вина, которые отказываются от пива?
Джарвис: Нет, конечно.
«Гомосексуализм развращает молодёжь»
Джарвис: Но когда гомосексуалист покушается на невинного молодого человека, разве это не безнравственно?
Бог: Да, но не менее безнравственно, когда мужчина пытается совратить невинную и неопытную девушку, не так ли?
Джарвис: Согласен, это тоже безнравственно. Но все-таки гомосексуальный совратитель более аморален.
Бог: Почему?
Джарвис: Потому что молодой человек в результате этого сам может стать гомосексуалистом. Он будет развращен.
Бог: Ты считаешь, по-видимому, что гомосексуалистами не рождаются, а становятся. Но ведь это спорно!
Джарвис: А разве нельзя предположить, что человек, который в обычных условиях вступал бы только в гетеросексуальные связи, пусть даже имея склонность к гомосексуализму, обретя гомосексуальный опыт в юном возрасте, в дальнейшей жизни будет стремиться к гомосексуальным связями?
Бог: Такое вполне возможно. Однако обрати внимание на то, что ты предвосхищаешь решение нашего вопроса. Если в гомосексуализме нет ничего аморального, то что плохого в том, что в дальнейшем молодой человек будет заниматься гомосексуализмом? На каком основании ты считаешь, что этот молодой человек развращён?
Джарвис: Гомосексуалисты несчастливы в жизни. Во многих странах они продолжают подвергаться преследованиям. Поэтому в результате раннего гомосексуального опыта молодой человек, возможно, будет испытывать трудности в жизни. И этот гомосексуалист, который подталкивает молодого человека к такой жизни, знает об этом. Следовательно, он поступает аморально.
Бог: Возможно. Но даже если так, то разве можно возлагать главную ответственность за несчастливую жизнь этого молодого человека на того гомосексуалиста, который его совратил?
Бог обвиняющим жестом указывает на Джарвиса.
Бог: Ну будет ли гораздо большей вина тех, кто подобно тебе, делает жизнь гомосексуалистов невыносимой?
«Гомосексуалисты неразборчивы и непостоянны»
Джарвис не отвечает на последний вопрос Бога. Он переводит разговор относительно мужского гомосексуализма на обсуждение другого фактора.
Джарвис: Гомосексуалисты-мужчины гораздо более неразборчивы, чем гетеросексуалисты. Разве это не заслуживает Вашего морального осуждения?
Бог: По крайней мере это даёт Мне основание осуждать тех гомосексуалистов, которые часто меняют своих партнёров. Но это не могло бы оправдать моего осуждения гомосексуализма как такового. Многие гомосексуальные пары хранят верность друг другу в течении всей жизни. И в то же время немало гетеросексуальных мужчин, которые столь же неразборчивы и непостоянны.
Джарвис: Это верно. Но всё-таки гомосексуалисты более непостоянны.
Бог: Этому имеется научное объяснение. Мужчины в гораздо большей мере предрасположены к разнообразию сексуальных партнёров, чем женщины. Спросите гетеросексуального мужчину, согласится ли он вступить в безопасный половой контакт с привлекательной особой противоположного пола, и свыше девяноста процентов мужчин ответят: «Да! Да! Да!!!» Задайте этот вопрос гетеросексуальным женщинам, и подавляющее большинство из них ответит: «Нет».
Джарвис: Это чрезвычайно интересно.
Бог: Таким образом, мы видим, что в гетеросексуальных взаимоотношениях женщины естественным образом притормаживают стремление мужчин к разнообразным сексуальным контактам. Для мужчин-гомосексуалистов такого тормоза нет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они гораздо чаще меняют партнёров, чем гетеросексуальные мужчины. Однако это не означает, что они более безнравственны, просто у них больше возможностей делать то, что охотно делало бы большинство мужчин, независимо от их сексуальной ориентации.
Джарвис: Тем не менее Вы согласны с тем, что гомосексуалисты более не разборчивы в своих связях, а неразборчивость не заслуживает поощрения, не так ли?
Бог: Твоё суждение опирается на предположение о том, что непостоянство и неразборчивость сами по себе являются чем-то плохим. Но так ли это?
Джарвис: А разве не так?
Бог: Можешь ли ты объяснить мне - почему?
«Гомосексуалисты относятся друг к другу как к средству, а не цели»
Джарвис: Хорошо. Возьмём, например купальни в Сан-Франциско. Известно, что там происходят грандиозные гомосексуальные оргии. По общему сигналу мужчины совершают половой акт с совершенно незнакомыми людьми. Эти мужчины относятся к другому человеку не как к цели, а только как к средству достижения цели, которая заключается в получении собственного сексуального удовлетворения. Но ведь это совершенно аморально! Философ Иммануил Кант (1724-1804) писал: «К человеку - будь то ты сам или кто-то другой - следует всегда относится как к цели и никогда - только как к средству». И это совершенно верно, не так ли? Нужно видеть в другом человеке самоценную цель, а не средство получения сексуального удовольствия. Вот потому-то неразборчивость аморальна.
Бог: Согласен это изобретательный аргумент. Но не убедительный. Разреши Мне призвать сюда другого философа, лорда Квинтона (род. 1925), который тоже сказал кое-что интересное по этому поводу.
Справа от Джарвиса начинает постепенно материализоваться какая-то фигура. Сначала появились руки, потом стали видны очертания лица и вот, наконец, весь Энтони Квинтон предстал перед нами. (Между прочим, Квинтон оказался удивительно похож на Бога.)
Бог: Добро пожаловать, лорд Квинтон! Мой друг Джарвис полагает, что аморально относится к другому человеку не как к цели, а только как к средству получения сексуального удовольствия. Гомосексуалисты не очень склонны к длительным моногамным сексуальным отношениям. Им нравятся случайные связи с малознакомыми людьми. Есть ли здесь проблема с точки зрения нравственности?
Квинтон: Несомненно, верно, что устойчивые, основанные на душевной близости отношения среди гомосексуалистов встречаются реже. Но о чём это говорит? Если я постоянно играю в теннис с одним и тем же человеком, но встречаюсь с ним только на теннисном корте, иными словами, если он интересует меня только как партнёр по теннису, то игнорирую ли я его статус цели в себе? А если я, отправляясь играть в теннис, каждый раз выбираю себе нового партнёра, то неужели я веду себя аморально?
Джарвис: Это совсем другое дело! Ведь секс не теннис, это гораздо более существенная часть нашей жизни, не так ли?
Квинтон: За исключением очень небольшого числа людей, секс для нас, конечно, гораздо более важен, чем теннис. Если человек превращает секс лишь в источник минутного удовольствия, то он тем самым страшно обедняет свою жизнь. Но это не является аморальным, скорее, здесь нужно говорить об упущенных возможностях, однако для многих гомосексуалистов это не характерно.
Бог взмахивает рукой, и лорд Квинтон постепенно растворяется в тумане. После того как последние клочья тумана растаяли в воздухе, Бог пристально смотрит на Джарвиса.
Бог: Итак, некоторые гомосексуалисты действительно относятся к другому человеку только как к средству, а не цели. Но, как разъяснил нам Квинтон, непонятно, почему в этом следует видеть что-то безнравственное. Вполне возможно также, что некоторые гомосексуалисты лишают тебя более глубоких переживаний, доставляемых только длительной и прочной сексуальной связью. Однако, как опять-таки разъяснил нам Квинтон, это не может служить основанием для морального осуждения.
Джарвис обескурженно чешет затылок. Он явно смущен.
Джарвис: Но всё-таки мне кажется, что Вы должны осуждать гомосексуализм.
Бог: Если двое взрослых мужчин по обоюдному согласию желают вступить в гомосексуальный контакт, то почему бы и нет? Пока ты не привёл мне ни одного убедительного основания, на которое Я мог бы опереться при осуждении таких контактов. Гомосексуализм никому не причиняет вреда. Он не вредит и тем, кто им занимается. Так почему нельзя заниматься гомосексуализмом, если каким-то людям этого хочется?
Гомосексуализм и «семейные ценности»
Джарвис: Вы говорите, что гомосексуализм не приносит вреда посторонним людям. Но, может быть, это и не так. Возможно, он разлагающим образом воздействует на общество в целом. Не подрывает ли он тот институт, который находится в сердцевине любого цивилизованного общества, - институт семьи?
Бог: Почему ты так думаешь?
Джарвис: Ну скажем, если бы все мы сделались гомосексуалистами, то не осталось бы семей, так? Человечество вымерло бы!
Бог: Но делает ли это гомосексуализм аморальным? Мне кажется, нет. Если бы например, каждый мужчина стал католическим священником, то это тоже означало бы конец семьи. Но Я надеюсь, в том, чтобы быть католическим священником, нет чего-то аморального?
Джарвис: Нет, нет. Однако посмотрите: общества, в которых гомосексуализм не осуждается, рушатся. Раз гомосексуализм рассматривается как нравственно приемлемая альтернатива гетеросексуальности, итогом должно стать уничтожение семьи. Но ведь именно семья связывает общество в некоторую целостность, не так ли?
Бог: Кажется, ты рассматриваешь гомосексуализм как некую болезнь, подтачивающую жизненные силы общества.
Джарвис: Да, именно так.
Бог: Но почему общество, проявляющее терпипость к гомосексуализму должно рушиться? Мне-то кажется, что общества, терпимо относящиеся к гомосексуализму, в действительности живут не хуже, если не лучше, тех обществ, в которых гомосексуализм находится под запретом. Почему ты считаешь, что гомосексуализм представляет угрозу для семьи? Почему нельзя иметь прочные семьи и проявлять терпимость? Об этом ты не думал?
Джарвис смущенно опускает глаза.
Бог: Мне кажется, твоё отношение к гомосексуализму определяется не столько разумом, сколько эмоциями - чувством отвращения и брезгливости.
Джарвис: Да, гомосексуалисты мне противны. И я думаю, общество должно было бы учитывать нравственные убеждения огромного большинства людей, испытывающих те же чувства.
Бог: Но тогда нравственность оказывается не более чем проявление эмоций? Если большинство людей испытывают к чему-то или кому-то неприязнь или отвращение, то почему объект их неприязни должен считаться аморальным? В конце концов, многие люди испытывают неприязнь к евреям. Многие питают такие же чувства к черным. Немалое число людей не любит иностранцев. Для людей очень естественно разделять всех на «свои» и «чужих», причём «чужие» считаются грязными, противными и безнравственными. Быть может, вам - людям - следует быть более внимательными и не поддаваться подобным чувствам. Как указывает Рональд Дворкин, не следует путать чувства с нравственными убеждениями. Не так ли, Рональд?
Еще одна туманная фигура возникает недалеко от Джарвиса и начинает говорить.
Дворкин: Если в основе моего взгляда на гомосексуализм лежит моя личная эмоциональная реакция («он вызывает у меня отвращение»), то вы можете отвергнуть этот взгляд. Мы отличаем нравственные убеждения от эмоциональных реакций не потому, что нравственные убеждения не имеют эмоциональной окраски - они ее имеют! - а вследствие того, что нравственные убеждения должны оправдывать эмоциональные реакции, а не наоборот. Если человек не может привести таких оснований, мы не будем отрицать сам факт его эмоционального переживания - переживания, способного приводить к важным социальным и политическим следствиям, однако мы не считаем это переживание проявлением его нравственных убеждений. Установки такого рода - сильную эмоциональную реакцию на какие-то действия или ситуацию, которую человек не может разумно обосновать, - мы будем называть, используя термины обыденного языка фобиями или навязчивыми идеями.
Дворкин исчезает. Джарвис выглядит смущенным.
Бог: Видишь? Ты страдаешь от фобии или навязчивой идеи.
Джарвис: Боже мой!
Бог: Ну ладно, теперь можно приступить к суду.
Бог наклоняется и нажимает маленькую красную кнопку на подлокотнике своего кресла. Зал озаряется вспышками красного цвета, звучат оглушительные раскаты грома. Джарвис замечает, что в левой стороне зала распахиваются двери, через которые в зал вваливается толпа созданий с небольшими рожками и длинными хвостами. Эти чертики сразу же начинают острыми вилами подталкивать сборище гомосексуалистов в направлении открытых дверей. Многие из этих несчастных держатся друг за друга и жалобно всхлипывают.
Бог: Вот это верно. Всем вам гореть!
Джарвис: В аду?
Бог: Боюсь, что так. Они не следовали предписаниям. Это совершенно очевидно. Ты сам привёл один из важных отрывков. Гомосексуализм - это мерзость. Помнишь, Я за это уничтожил Содом?
Джарвис: Однако только что Вы говорили…
Бог: Я испытывал тебя. Я прикинулся добросердечным либералом, чтобы выяснить твою приверженность Библии. Я осуществлял проверку. Ты помнишь историю Авраама и Исаака (Бытие, гл.22)?
Джарвис: Но как же прощение? Неужели Вы не позволите им войти в рай?
Бог указывает на людей, которых черти вилами подгоняют к выходу.
Бог: Впустить их в рай? Могу ли Я сделать это?
Джарвис: Но я думаю…
Бог: Думай, думай! Всё сказано в Книге - в книге, которую ты держишь в руках. Взгляни на послание святого апостола Павла к коринфянам (1, 6:9-11). Здесь очень ясно сказано, что «мужеложники… Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа». Вот эти люди не «омылись». Они не раскаялись. Они нагло выставляют перед нами свою порочность. Они кичатся ею.
Действительно, в толпе гомосексуалистов один держит в руках картонный плакат с вызывающей надписью.
Бог: С этими всё ясно: их ждёт адский огонь.
Джарвис: Что вы говорите?
Бог: Закон есть закон. Кто там следующий? А…а, пожиратели омаров! Идите-ка сюда!
И в этот момент Джарвис просыпается весь в поту.
Nota bene: некоторых евреев или христиан может оскорбить моё изображение Бога. Но хочу обратить их внимание на то, что это лишь сон Джарвиса. Реальный Бог вёл бы себя, несомненно, совершенно иначе.
Из книги: "Философский тренинг". М., 2007. с.21-37.
ЗЫ: "гомосексуалЬНОСТЬ" - правильно. "гомосексуалИЗМ" - неправильно.
политграмота,
дескриминация