Leave a comment

marjalutra January 15 2018, 10:27:14 UTC
"И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал".

Честнее всех был Эко: когда его спросили, как возникли идея, сюжет, план "Имени розы", он сознался: Я хотел убить монаха" :-).

Наверное, всё-таки план бывает необходим - тем, кто пишет от идеи. Может быть, и тем, кто пишет от сюжета. А когда пишешь от мира или от героя - да, только поливать, удобрять и убирать тлю, белокрылок и паутинных клещей :-). Вглядываться и вслушиваться, что они там чувствуют, думают, говорят и делают, за окном в мир текста. А они иногда творят такое... Очень нелегко, да, разглядеть и расслышать. Можно побегать по кругу и повопить "ААААА!!!", это - отличный план действий))). Но ни в коем случае не сочинять за них - жуткая фальшь получается.

И я не представляю, как можно писать и выкладывать в сеть главу за главой. Живая сеть текста на каждый новый абзац отзывается вся: меняется рисунок, где-то отрастает новый завиток, какой-то сворачивает в другую сторону или ветвится, возникают новые связи - и надо поправить здесь, и здесь, и вон там, и так до последнего слова, и совсем не обязательно это слово стоит последним в тексте (как правило, примерно с середины истории я уже точно знаю финальную фразу).

Впрочем, вполне возможно, автор держит в голове готовую историю, а частями её просто записывает, не мучась особенно над каждым словом. А у нас с тобой, Золотой Дракон, просто мерссский перфекционизм.

Reply

maks_dragon January 15 2018, 10:37:11 UTC
*Очень, очень смущённо* Ну дык, я же того-этого... от неё))) От идеи))) То есть, сначала, всё-таки, приходит идея, а потом уже проявляются мир и герои) И всё равно не получается ни план, ни даже чёткое представление о том, как будут развиваться события - во всяком случае, в самом начале работы)

Ты-то знаешь, бесценная Выдра, что у меня и сам замысел стопяццот раз меняется в процессе. Вот сейчас книга к концу идёт - а я только что понял, почему бельки такие белые и пушистые))) Суть рассматриваешь так медленно... иногда я тоже знаю конец к середине, а иногда и к концу не уверен, такие дела.

А держать в голове всю историю, в тонких частностях - это суперкруть, мне кажется. Это человек, получается, без всяких там эскизов, начерталок, линий построения, шпаргалок, в уме - целый мир выстраивает?! Ведь офигенно же! Даже завидно)) Я точно так не умею)

Reply

marjalutra January 15 2018, 11:16:16 UTC
Кажется, мы не договорились о терминах.
Вот давай сравним.

Олди, трилогия об Ойкумене. Написана от идеи - и идея легко вылущивается: коллективный гений. Команда разумных с разными, очень разными (это важно) способностями и умениями может сообща делать то, что под силу только гению.

Эта же идея - в "Четверт гения" Подольного. Только у Олди масштабы на пять порядков больше, чтоб увлекательнее и убедительнее. Поэтому и гений у них со сверхчеловеческими способностями - антис, и герои, собравшиеся в команду, обладают невероятными и очень сильно различающимися умениями, и мир, соответственно, расширен до множества планет-колоний, где бывшие земляне эволюционируют в разных направлениях.

Эту же идею можно воплотить и в других мирах с другими героями. Да в какой-то степени и в моих текстах мелькает нечто похожее - идея-то очень хороша :)

И Далин, "Искра". Какая в ней идея? Можно ли вычленить её из истории? В каком ещё мире и с каким другим героем её можно воплотить?

Reply

marjalutra January 15 2018, 11:18:32 UTC
А держать в голове весь текст, весь мир, все события, разговоры, лирические отступления, выступления и исступления - да-а-а, я бы тоже хотела :)

Reply

maks_dragon January 15 2018, 11:38:52 UTC
Ну да, живут же люди!) Это какое-то особое хитрое умение, как у Импровизатора пушкинского))

Reply

marjalutra January 15 2018, 11:48:22 UTC
Это у Пушкина такая была мечта :). А мечта - штука неосуществимая по определению (иначе это уже не мечта, а цель).

Говорят, Малларме славился как непревзойдённый импровизатор. А после его смерти, разбирая бумаги, нашли черновики его экспромтов - *рыдая* стопки, кипы и горы черновиков...

Reply

maks_dragon January 15 2018, 11:58:37 UTC
"Ну, маменька, помечтать-то я могу?!"))))

Ещё Довлатов на эту тему хихикал, над тем как Бродский сымпровизировал прелестное двустишие, поразил и восхитил - а потом Довлатов узнал, что эта вещица уже давно придумана и толпе народа показана. Нет в жизни совершенства, ага))

А Импровизатор - красивый образ, ага... куда там всем этим конанам с мечами! Вот это так Марти Сью!))) Суперспособность - сверхзавидная)))

Reply

marjalutra January 15 2018, 12:42:03 UTC
Мне приходилось импровизировать. Было это в одна тыща семьсот... гм... Племянник и дочь подруги тогда учились в третьем классе, а я с ними занималась языком. Преимущественно русским. И мы играли в буриме. То есть, они придумывали рифмы (для них это уже был каторжный труд), а я - стихи на рифмы. В принципе, ничего особенно сложного, но такая хрень получается...)))

Да. У меня никто не вызывал такого восхищения и такой зависти (в смысле "вот мой маяк - я тоже хочу научиться!!!"), как Импровизатор.

Reply

maks_dragon January 15 2018, 12:49:29 UTC
Ага, и у тебя тоже!)) Хотя - чему я удивляюсь...)) Вот-вот, маяк. Но я как Чарский))) Мечты ж это всё - одно облако))

Но импровизировать мы, конечно, пробовали, и в стихах, и в прозе. Такая фигня получается!)))

Reply

rotniam January 15 2018, 13:04:41 UTC
А в продолжение строк вы играли?

Reply

marjalutra January 15 2018, 13:10:18 UTC
Продолжение строк? Можно конкретней? А то, может, и играли, но под другим названием...

Reply

rotniam January 15 2018, 13:39:50 UTC
Ну когда берешь строку известной вещи - и пишешь полное продолжение. Или когда поочередно - венок сонетов. берется базовый - и продолжают, используя строки оттуда, как начальные и конечные. Еще был вариант, когда знали общий смысл, размер и рифму - и писали построчно. Ну и самый пакостный - когда задан размер и первые слова строк - а надо продолжить на всю строку - и так чересполосицей - ты первую третью, а второй играющий - вторую четвертую... Примерно так.
А началось это с цурэновского сонета *Как лист увядший падает на душу...*

Reply

marjalutra January 15 2018, 13:54:01 UTC
Какое богатство :)

С третьеклашками так не поиграешь. А вообще - да, бывало, чуть-чуть. Сонет Цурэна в школе дописывали, правда, кто во что горазд. Очень интересно играть с собратьями на СИ - продолжать их строки своими.

А продолжить вот эту строку - причём непременно сонетом - я чаяла лет тридцать, пока-а-а доросла :)

http://samlib.ru/r/rownaja_m_z/001_zz_elysium.shtml

Reply

rotniam January 15 2018, 14:53:12 UTC
Да. Вещь. Я так до сих пор к одному переводу Брюсова подбираюсь. Потрясла первая строка (скорее, первая и вторая, но вторая - как канализация смысла, не более. Так что - первая. Такое... совмещение времени и вневременного... меня тогда на физике пространства клинило - и тут она прилась, как клинок к ножнам)

https://ru.wikisource.org/wiki/Твоих_бровей_два_сумрачных_луча_(Исаакян/Брюсов)

Reply

marjalutra January 15 2018, 23:18:44 UTC
Да. Лучи бровей - лучи сумрачные - да ещё и лучи изогнутые - дивный сгусток образов, так и просится развернуться в лабиринт отражений: Макрокосмы и Микрокосмы, эвклидовы и неэвклидовы, привычные световые вселенные и они же - непостижимые миры тёмной энергии :-).
И такое начало схлопывается в нетленное "ябвдул"...

Reply

rotraut January 17 2018, 22:43:06 UTC
А во что ему еще схлопываться? Вся поэзия на 80 процентов это именно оно)))

Reply


Leave a comment

Up