Ну, ты, барин, и задачи ставишь :) Вообще-то речевые характеристики, как и любой литературный приём, - оружие, пригодное для определённых видов боя (в дуэли на воздушных шарах, например, никакое не пригодно), пряность, уместная в определённых блюдах (землянику, например, лучше ничем не приправлять). И, мне кажется, "если не можешь сказать ты хрю-хрю - визжи на здоровье уи": не тянешь речевые характеристики - пиши без них, как Достоевский. В конце концов, литературный русский язык достаточно богат, чтобы выразить любую мысль и любое чувство - были бы мысль и чувство.
Надо черпать у классики бездонной сокровищницы образцов, как не надо делать :). Я раз и навсегда усвоила, сколь осторожно следует выписывать индивидуальные особенности речи персонажа, ещё в детстве, посмотрев "Трактористов" с председателем колхоза, через фразу повторяющим "забодай тебя комар". Могла бы залезть в заэкранье - задушила бы актёра, режиссёра и сценариста на седьмой минуте. Можно использовать этот фильмец как тест: кого не тянет придушить гадов, тому не стоит писать :)
Ты прав: полная свобода, в художественном тексте уместно всё, что работает на образ, идею, сюжет. И, по мне, диалог ни о чём тоже может отлично работать. Светский раут с мертвяще формальным обменом ритуальными репликами; пустая болтовня ограниченных особ (лучший способ показать их ограниченность); невинный трёп о погоде дипломатов, разведчиков, интриганов, влюблённых - с двойным дном, с осторожным взаимным прощупыванием. Разве нет?
Только разговор ни о чем придется снабдить описанием реакций беседующих, чтобы стало ясно: они не просто сыплют словами, это демонстрация себя и/или прощупывание другого. Ритуал выглядит глупо для того, кто не знает, что это ритуал, вот и пытается сообразить, что на его глазах происходит и зачем.
Несомненно. Диалоги без ремарок в большинстве случаев выглядят одноплановыми, чисто информативными. Всякие подтексты, вторые-третьи уровни смысла невербальны - куда денешься, приходится прописывать невербальные сигналы. Писать личности, характеры, отношения, мотивы без ремарок, чистым диалогом умел, кажется, только Александр Островский. А если используешь смену точек зрения (Макс называет точки зрения "из глаз"), то неплохо ещё и сопроводить беседу наблюдениями и размышлениями участников - получится уже шикарная полифония.
Восприятие ритуала новичком или анахоретом прям само ложится под приём остранения, очень он мне нравится :).
Но и в ремарках, и в размышлениях, разумеется, необходимо строгая мера. Очень помогает отличный пример, как не надо перегружать диалоги наворотом глыбчайших нутряных смыслов - "Танцующая с Ауте" Парфёновой.
"Голос синекрылого кланника Атакующих тих и мечтателен, уши его чуть приподнимаются в древнем жесте участника философского диспута... Это заставляет мои уши и губы дрогнуть в гримасе, которую когда-то, миллион лет назад, можно было бы назвать улыбкой. Теперь язык не повернётся... Человек чуть приподнимает брови. Чувствую, как уши прижимаются к черепу, кончики пальцев сводит от желания нарастить когти подлиннее. А я то думала, что слишком устала и слишком изранена, чтобы чувствовать ненависть."
Эммм... Она это серьезно? "Только сдвинь корону набок, чтоб не висла на ушах". )))
Чистый диалог - это удел драматурга. Он должен ремаркой в одно-два слова описать все невербальные моменты общения, а в речь вложить и то, что стоит ЗА речью. Поучиться бы тем же МТА у драматургов, что ли.
Кстати, Уайльд, который как писатель радикально отличался от себя-драматурга, умел передать бессмысленный светский треп в форме опасного словесного поединка. У него пустейшие, на первый взгляд, шаркуны вроде лорда Горинга оказывались совершенно не тем, за кого себя выдают.
По-моему, серьёзно. У неё во всех вещах пафос... нет, Пафос, ох, пафос во все поля. Я ни одной её книги не смог осилить, даже в рассказах восприятие вязнет, как зубы в ириске)
У драматургов учиться - это мудро и правильно, кстати. Очень и очень полезный навык. *Эх, где бы ещё найти читателей, которые воспринимают на этом уровне?*
Есть авторы, которых читаешь даже не с чувством, а с надеждой, что оно так троллит. Ну не может же человек, думаешь ты, писать ЭТО всерьез? Пародия? Глум над вафельной фэнтези-продукцией? Просто дуракаваляние?
Читателей искать и я не умею, это вообще навык не писателя, а литагента - искать ЦА. Увы, если чуйки нет, ее не заменишь рациональным подходом.
Но что особенно удивляет: у маркетологов-то чуйки нет. И рационального подхода нет. Есть только готовность таскаться по пятам уже свершившегося, а порой и отгоревшего успеха. Отсюда их излюбленные приемчики: римейки, беллетризация, стилизация и прочее фанфикоподобное гов... чтиво.
Самое забавное, что эти авторы, как правило, - серьёзные ребята, к себе относятся трепетно, а окружающие их убеждают в правильности подхода.
Ох, что говорить о наших маркетологах! Мы все видим, куда маркетинг книгоиздат загнал: если и виден свет в конце тоннеля, так только потому, что наблюдающий уже находится в заднице и смотрит оттуда.
Откуда чуйку взять, если занимаешься не своим делом, а?
Так же, как стоящему автору не хватает стоящего читателя, всем авторам поголовно не хватает стоящего критика. Такого, которого интересовал бы текст, а не собственная самодемонстрация, развлекалово, налаживание контактиков и убийство времени с приятствием.
Маркетологи надеются добрать озарения мантрами, которым предаются на мозговых штурмах. В начале журналистско-писательской карьеры я не раз присутствовала на подобных, пока однажды не сказала прямым текстом заказчику: он с компашкой жополизов может дрочить хоть три раза в неделю, а мне лень на это смотреть. Будут платить за посещение "совешчаний", сколько я скажу, - приду и от их камлания будет толк. Нет - пусть дрочат впустую.
Это то самое, о чем пишет Омега: интеллигентская болтовня людишек, находящихся в безопасности. Получай они за неудачи по рогам - живо бы чуйка образовалась.
Им бы, вместо этой фигни, поучиться хоть слегка. Почитать то-сё. А то господа маркетологи - как продавцы палёной водки: сами её не пьют, на других плевать... И по рогам за дурость было бы полезно - да кто им даст, начальство-то такое же точно.
Непрофессионализм - везде, во всех сферах, по всем фронтам. Начинается с неумения прочесть и проанализировать простой текст - продолжается в профессиональной тупости - легко может кончиться крахом целой отрасли. Вроде, уже достаточно наблюдали, как дурость рушит профессиональные сферы - но почему-то это никого ничему не учит.
И делается страшно, что такая политика может дойти до чего-нибудь, жизненно необходимого. До здравоохранения, к примеру, или энергетики. Вот тогда шарахнет - а хвататься будет уже не за что.
Начальство-то меня как раз и восхищает: это же твой бизнес, муйло ты занюханное! У меня на глазах кретинка Деревянко просрала свое кровное издательство, детище свое, похерив налаженную систему продаж по слову собственного сынка, безмозглого тусовщика. Ну ладно, она всегда была дура-баба, повернутая на детках своих (совершенно никчемных существах). Но мужики-то, числящие себя акулами бизнеса, с чего так верят разным Женюркам, вроде описанного мною кретина из "Эксмо"? А до этого я видала, как чеченский миллиардер, мечтавший баллотироваться в президенты России, доверил ВЕСЬ пиар, всю работу с общественностью своего монструозного холдинга подстилке, пятнадцатилетнему любовнику, больному игроманией. Разумеется, мальчонка в три года сделал мужика посмешищем не просто тусовки, а всего света. Про случаи консультирования с секретаршей, которая варит охеренный кофе (только достать ее из-под стола и ширинку застегнуть - и сразу советоваться, советоваться) я уже писала.
Уже дошла, гм, политика. Здравоохранение у нас на честном слове держится и рухнуть может в любой момент. А энергетика... Макс, они нефть обрушили по ценам вдвое, мы практически переживаем дефолт. Это ли не прелесть?
А, ну да, энергетика, можно сказать, уже. И что, скажи, может заставить людей думать, если не заставляет даже костёр, разведённый под креслом?
Ну дико же, дико! Среди гомо где сапиенсы вообще? Что с людьми творится, повальное одурение? Вот и я думаю: электорат-потребителей-пациентов-читателей не жалеете - так хоть деньги свои пожалейте! Или деньги им тоже пофиг?
Да вот и я думаю: вроде деловые-жадные-корыстные, должны, по идее, за бабки свои глотки рвать, к ногтю брать... ну хотя бы приглядывать, чтобы подчиненные не зарывались! Не-а. Отстегнут какому-нибудь отделу пачку денег - и спи, отдыхай. Потом: ой, ах, где мои миллионы? А ты бы еще дольше спал, милок.
Человек постоянно мечтает кому-то довериться. Знаешь, так, чтобы этот кто-то напел в уши про "все будет хорошо-о-о", понизил тревожность. А если колыбельные с отсосом совмещать, то многие прямо в нирвану погружаются. Это нехитрая тактика, которой мелкие функционеры пользуются с незапамятных времен первых генсеков.
Не знаю. Мне иногда кажется, что подъем - это какая-то кровавая баня. Знаешь, такая, с чистками рядов и охотой на ведьм. Хотя знаю, знаю не понаслышке: умение выживать имеется не у высших организмов, а у низших. Даже теория хаоса гласит: чем сложнее система, тем она чувствительнее к первоначальным условиям, тем более непредсказуемы последствия изменений. Тронь - и рухнет.
Значит, тупому, как бита, функционеру посбивать все эти хрупкие украшения культуры и мультуры - как нефиг делать. А биту сломает разве что чугунная гиря, которой вообще ничего ни при каких обстоятельствах не сделается, она литая.
Охоту на ведьм, мне кажется, можно организовать и нынче. Легко. Все так взвинчены - только спичку брось, будет охота. На иноверцев, инородцев, на любых неправильных - на геев тех же самых. Самое поганое, что чистка рядов и кровавая баня вовсе не обязательно связаны с путём наверх - можно и вниз с баней и чисткой. Ещё ниже.
И - да, всё верно. Сейчас у нас эти самые тупые, как бита, и рушат сложность, хрупкость и прелесть - а потом этой самой хрупкости и прелести прорастать, ломая асфальт))
Организовать охоту на ведьм легко там, где людям есть нечего. Вот, у соседей организовали. В результате угроблены остатки ресурсов, от человеческих до территориальных. В себя стране приходить десятилетиями. Это не просто вниз путь - это путь в никуда.
И из никуда, в которое заводит охота на ведьм, выбираться государство будет на загорбках тех, кто беззащитней, уязвимей, но делает дело, а не только жрет себе подобных.
Вообще-то речевые характеристики, как и любой литературный приём, - оружие, пригодное для определённых видов боя (в дуэли на воздушных шарах, например, никакое не пригодно), пряность, уместная в определённых блюдах (землянику, например, лучше ничем не приправлять). И, мне кажется, "если не можешь сказать ты хрю-хрю - визжи на здоровье уи": не тянешь речевые характеристики - пиши без них, как Достоевский. В конце концов, литературный русский язык достаточно богат, чтобы выразить любую мысль и любое чувство - были бы мысль и чувство.
Надо черпать у классики бездонной сокровищницы образцов, как не надо делать :). Я раз и навсегда усвоила, сколь осторожно следует выписывать индивидуальные особенности речи персонажа, ещё в детстве, посмотрев "Трактористов" с председателем колхоза, через фразу повторяющим "забодай тебя комар". Могла бы залезть в заэкранье - задушила бы актёра, режиссёра и сценариста на седьмой минуте.
Можно использовать этот фильмец как тест: кого не тянет придушить гадов, тому не стоит писать :)
Ты прав: полная свобода, в художественном тексте уместно всё, что работает на образ, идею, сюжет. И, по мне, диалог ни о чём тоже может отлично работать. Светский раут с мертвяще формальным обменом ритуальными репликами; пустая болтовня ограниченных особ (лучший способ показать их ограниченность); невинный трёп о погоде дипломатов, разведчиков, интриганов, влюблённых - с двойным дном, с осторожным взаимным прощупыванием. Разве нет?
Reply
Reply
Восприятие ритуала новичком или анахоретом прям само ложится под приём остранения, очень он мне нравится :).
Но и в ремарках, и в размышлениях, разумеется, необходимо строгая мера. Очень помогает отличный пример, как не надо перегружать диалоги наворотом глыбчайших нутряных смыслов - "Танцующая с Ауте" Парфёновой.
Reply
"Голос синекрылого кланника Атакующих тих и мечтателен, уши его чуть приподнимаются в древнем жесте участника философского диспута... Это заставляет мои уши и губы дрогнуть в гримасе, которую когда-то, миллион лет назад, можно было бы назвать улыбкой. Теперь язык не повернётся... Человек чуть приподнимает брови. Чувствую, как уши прижимаются к черепу, кончики пальцев сводит от желания нарастить когти подлиннее. А я то думала, что слишком устала и слишком изранена, чтобы чувствовать ненависть."
Эммм... Она это серьезно? "Только сдвинь корону набок, чтоб не висла на ушах". )))
Чистый диалог - это удел драматурга. Он должен ремаркой в одно-два слова описать все невербальные моменты общения, а в речь вложить и то, что стоит ЗА речью. Поучиться бы тем же МТА у драматургов, что ли.
Кстати, Уайльд, который как писатель радикально отличался от себя-драматурга, умел передать бессмысленный светский треп в форме опасного словесного поединка. У него пустейшие, на первый взгляд, шаркуны вроде лорда Горинга оказывались совершенно не тем, за кого себя выдают.
Reply
По-моему, серьёзно. У неё во всех вещах пафос... нет, Пафос, ох, пафос во все поля. Я ни одной её книги не смог осилить, даже в рассказах восприятие вязнет, как зубы в ириске)
У драматургов учиться - это мудро и правильно, кстати. Очень и очень полезный навык. *Эх, где бы ещё найти читателей, которые воспринимают на этом уровне?*
Reply
Читателей искать и я не умею, это вообще навык не писателя, а литагента - искать ЦА. Увы, если чуйки нет, ее не заменишь рациональным подходом.
Но что особенно удивляет: у маркетологов-то чуйки нет. И рационального подхода нет. Есть только готовность таскаться по пятам уже свершившегося, а порой и отгоревшего успеха. Отсюда их излюбленные приемчики: римейки, беллетризация, стилизация и прочее фанфикоподобное гов... чтиво.
Reply
Ох, что говорить о наших маркетологах! Мы все видим, куда маркетинг книгоиздат загнал: если и виден свет в конце тоннеля, так только потому, что наблюдающий уже находится в заднице и смотрит оттуда.
Откуда чуйку взять, если занимаешься не своим делом, а?
Reply
Маркетологи надеются добрать озарения мантрами, которым предаются на мозговых штурмах. В начале журналистско-писательской карьеры я не раз присутствовала на подобных, пока однажды не сказала прямым текстом заказчику: он с компашкой жополизов может дрочить хоть три раза в неделю, а мне лень на это смотреть. Будут платить за посещение "совешчаний", сколько я скажу, - приду и от их камлания будет толк. Нет - пусть дрочат впустую.
Это то самое, о чем пишет Омега: интеллигентская болтовня людишек, находящихся в безопасности. Получай они за неудачи по рогам - живо бы чуйка образовалась.
Reply
Им бы, вместо этой фигни, поучиться хоть слегка. Почитать то-сё. А то господа маркетологи - как продавцы палёной водки: сами её не пьют, на других плевать... И по рогам за дурость было бы полезно - да кто им даст, начальство-то такое же точно.
Непрофессионализм - везде, во всех сферах, по всем фронтам. Начинается с неумения прочесть и проанализировать простой текст - продолжается в профессиональной тупости - легко может кончиться крахом целой отрасли. Вроде, уже достаточно наблюдали, как дурость рушит профессиональные сферы - но почему-то это никого ничему не учит.
И делается страшно, что такая политика может дойти до чего-нибудь, жизненно необходимого. До здравоохранения, к примеру, или энергетики. Вот тогда шарахнет - а хвататься будет уже не за что.
Reply
Начальство-то меня как раз и восхищает: это же твой бизнес, муйло ты занюханное! У меня на глазах кретинка Деревянко просрала свое кровное издательство, детище свое, похерив налаженную систему продаж по слову собственного сынка, безмозглого тусовщика. Ну ладно, она всегда была дура-баба, повернутая на детках своих (совершенно никчемных существах). Но мужики-то, числящие себя акулами бизнеса, с чего так верят разным Женюркам, вроде описанного мною кретина из "Эксмо"? А до этого я видала, как чеченский миллиардер, мечтавший баллотироваться в президенты России, доверил ВЕСЬ пиар, всю работу с общественностью своего монструозного холдинга подстилке, пятнадцатилетнему любовнику, больному игроманией. Разумеется, мальчонка в три года сделал мужика посмешищем не просто тусовки, а всего света. Про случаи консультирования с секретаршей, которая варит охеренный кофе (только достать ее из-под стола и ширинку застегнуть - и сразу советоваться, советоваться) я уже писала.
Уже дошла, гм, политика. Здравоохранение у нас на честном слове держится и рухнуть может в любой момент. А энергетика... Макс, они нефть обрушили по ценам вдвое, мы практически переживаем дефолт. Это ли не прелесть?
Reply
Ну дико же, дико! Среди гомо где сапиенсы вообще? Что с людьми творится, повальное одурение? Вот и я думаю: электорат-потребителей-пациентов-читателей не жалеете - так хоть деньги свои пожалейте! Или деньги им тоже пофиг?
Потрясающее существо человек. Удивительное.
Reply
Человек постоянно мечтает кому-то довериться. Знаешь, так, чтобы этот кто-то напел в уши про "все будет хорошо-о-о", понизил тревожность. А если колыбельные с отсосом совмещать, то многие прямо в нирвану погружаются. Это нехитрая тактика, которой мелкие функционеры пользуются с незапамятных времен первых генсеков.
Reply
Шуточка, из которой нет выхода вообще. Интересно, когда это движение вниз по наклонной хотя бы остановится, не говоря уж о начале подъёма?
Reply
Значит, тупому, как бита, функционеру посбивать все эти хрупкие украшения культуры и мультуры - как нефиг делать. А биту сломает разве что чугунная гиря, которой вообще ничего ни при каких обстоятельствах не сделается, она литая.
Reply
И - да, всё верно. Сейчас у нас эти самые тупые, как бита, и рушат сложность, хрупкость и прелесть - а потом этой самой хрупкости и прелести прорастать, ломая асфальт))
Reply
И из никуда, в которое заводит охота на ведьм, выбираться государство будет на загорбках тех, кто беззащитней, уязвимей, но делает дело, а не только жрет себе подобных.
Reply
Leave a comment