Leave a comment

inesacipa June 23 2014, 11:35:58 UTC
Тут, Макс, еще дело в том, что в заданный объем постепенное раскрытие образа ГГ вместить трудно, очень трудно. Не только новички, но и мы декларировали образы центральных персонажей: эта - дуреха-мечтательница, этот - эпигон-карьерист, этот - неумеха-подражатель, этот - ребенок-травматик...

Для большей объемности Курочкиных стоило бы и объем рассказа увеличить. А то пришлось всем прибегнуть к графике вместо скульптуры. )))

А про ошибки статью отдельную писать будешь?

Reply

maks_dragon June 23 2014, 11:41:25 UTC
Про ошибки в любом случае надо отдельную статью.

Но я не столько про постепенное раскрытие образа, сколько про общеплакатный способ изображения, обобщённый-упрощённый, без индивидуальных черт. И даже не столько образ, сколько вся манера - плакат. Особенно заметно на "Жалости", "Экземпляре" и "Чуме". Не то, чтобы это было плохо; для начинающих - вообще прекрасно. Лишь бы такая декларативная манера не стала привычной.

Reply

inesacipa June 23 2014, 11:45:15 UTC
Это да. Плакат - вполне яркая, емкая и сильная система подачи идеи. Другое дело, что будучи использована в крупных вещах, она превращается в трескучее идеологическое порево. Моральное порево, которое подчас хуже слэша.

Reply

maks_dragon June 23 2014, 11:59:44 UTC
Поэтому хорошо бы уже сейчас учиться делать тоновую раскладку вместо чёрно-белой светотени и скруглять углы))Вот у Хейлиг, Крис, Холмса - шажок до живописи. Убрать лозунги - текст только выиграет.

Или вот Полночь. Ей бы погреть обстановку, чуть оживить, чтобы не было ощущения картонного задника - как было бы хорошо! Отличная кульминация только выиграла бы.

Ты права, моральное порево хуже слэша. Липнет к душе, как сладкая лента с мухами, бесит - и слишком часто работает против собственных идей. Я вот несколько раз пытался читать новые вещи религиозно-этического свойства - так ведь кошмар! Это же святую Цецилию воинствующей атеисткой может сделать, до такой степени трескуче и тошно. Да и вообще, мы ещё с советских времён помним: перебор лозунгов любую, хоть самую лучшую идею может довести до абсурда и отвратительности.

Reply

inesacipa June 23 2014, 12:30:18 UTC
Затем и затевалось, чтобы этот последний мазок научились делать. Этого умения и мастеру подчас не хватает, что уж греха таить. Финал - половина книги. Главное им это понять - и считай, мы не зря тут разводим сорок бочек арестантов. )))

Мы-то помним, поэтому объяснить тем, кто не помнит и может подпасть под трескуче-пафосное влияние сегодня - это, конечно, задача. И необходимо всем писателям учитывать такую штуку, как читательское сопротивление любым навязываемым идеям. Идеи могут быть хорошие, но, врубаясь публике в лоб, они будут отскакивать, как мячики.

А сопротивление идеям всегда примерно одинаково - стеб и глум. Тупое, но действенное средство. Обедняет и читателя, и писателя.

Reply

maks_dragon June 23 2014, 12:51:48 UTC
Да, задача сложная. Но и ребята толковые. Надеюсь, надеюсь, что дойдут, темп взяли хороший.

А вот эта мысль - что нельзя навязывать - крайне важна, её обязательно надо донести. Потому что это общая проблема, и не только у молодёжи. И эти стёб и глум - они ведь тоже оттуда пошли, от навязывания, от писательского диктата. И заполонили собой всё, как сорняк.

Совершенно необходимо о стёбе поговорить подробно.

Reply

inesacipa June 23 2014, 17:31:14 UTC
Необходимо, что уж там. Мы столько всего должны сказать, что прямо список копится, копится... Мы, как и искусство, в большом долгу. )))

Я в том же "Дамело" объясняла-объясняла, почему боги (читай - подсознание) не разговаривают с человеком (читай - с разумом) напрямую - метафорически вроде как получилось донести. Однако чтобы объяснить это в статье? Да у меня при одной мысли об объеме информации глазки выпучиваются и обратно не впучиваются.

А что поделать? Надо.

Reply

maks_dragon June 23 2014, 17:44:35 UTC
*Тоном Порфирия Головлёва* Ничего, потихонечку, да полегонечку, да благословясь - глядишь, постепенно все дела-то и переделаем!)))

Метафорически - да. То есть - теоретически ясно, для тех, кто сумел прочесть и понять. Теперь дело за практикой. Я тоже шалею, когда пытаюсь всё это собрать в удобопонимаемый вид, но так всегда бывает, когда за что-нибудь берёшься. Точно ведь, надо.

Слишком много бед творится от непонимания этой темы.

Reply

inesacipa June 23 2014, 17:48:27 UTC
Как говорила Раневская: "Ну это уже "и цыпленочку". )))

То-то и смешно, что метафорическое пояснение, как система отношений сознания и подсознания работает, заняло в художественном тексте несколько абзацев - а научное объяснение займет пол-авторского листа. Причем схематичное. Вот и сравнивай после такого возможности искусства и науки.

Reply

maks_dragon June 23 2014, 17:51:33 UTC
Так самая ёмкая в смысле передачи информации форма - стихи же))С помощью метафор можно такой информационный концентрат выдать, что никаким формулам не под силу.

Оттого и слаб к сказке - возможности зело велики.

Одна беда - взять эту информацию может только подготовленный разум. Всё равно, что алгебраические формулы читать.

Reply

inesacipa June 23 2014, 17:57:37 UTC
Да, есть момент. Формула подчас говорит больше, чем целая статья, но прочитать ее может только обученный. Без подготовки это набор бессмысленных значков.

Так же и стихи, и метафоры в прозе...

Но сейчас у нас культ "простого человека" (простого, как дубль) и текста, под дубильную простоту заточенного.

Reply

maks_dragon June 23 2014, 18:02:58 UTC
Вот и выходит фокус: из текста вычищают все "сложности" - и вместе с ними вычищается не только куча дополнительных смыслов, но и основной. Получается текст, который не несёт никакой информации вообще - или почти никакой.

А понимать концентрированные тексты читатели настолько не хотят, что активно сопротивляются любым попыткам. Смотришь на человека, а он, того и гляди, истерику закатит: "Не хочу такое, там жевать надо!" Привык, понимаешь, к синтетической жидкой кашке...

Вот и ещё одна тема: метафоры. Но это я беру на себя, есть мысль.

Reply

inesacipa June 23 2014, 18:11:59 UTC
Вспомнилось поедание питательных таблеток, о которых столь часто упоминают фантасты. Как в пьесе Пристли "31 июня", Сэм дает Мелисенте таблетку, она проглатывает, художник сообщает, что это была курица с горошком и принцесса с ужасом спрашивает: "Целая?"

Не получается проглотить столь концентрированную информацию легко и как бы нечаянно. Жевать надо.

Метафоры? Хорошая тема. И опять большая. )))

Reply


Leave a comment

Up