Рудигер Дальке. Корчак.

Sep 25, 2011 01:35

Решила поделиться, что я начитала в последнее время.
Последнее - это за лето.

Януш Корчак сначала был. "Как любить ребенка".
Не могла оторваться, не хотела, чтобы книжка заканчивалась, поэтому последнюю треть растягивала, как могла, читала по крохам. И все-таки она закончилась! Еще с середины книжки стало понятно, что так и будет :)
Я сначала вобще удивилась, что Корчак - это про психологию, потому что он тоже вроде был в школьной программе и я помню, читала его рассказ какой-то. А оказалось сейчас, что совсем наоборот акценты стоят, психология у него ведущая. Что он в одном ряду с известными новаторами в воспитании, как Макаренко, Монтессори, Сухомлинский, Нилл - крутые идеи воплощал и адекватный подход к детям, да и ко взрослым. Крутые - потому что живые, для живых, не похожих друг на друга людей, где впереди личность, а не среднестатистические данные.
Узнала я и то, что умер он в 40 с копейками, вместе со своими воспитанниками (он организовал "Дом сирот") пошел в газовую камеру, хотя ему предлагали свободу. В 1942 году. Меня это глубоко тронуло, поразило, вызвало огромное уважение и еще что-то глубокое, трудноописуемое.

Его книга по стилю немного незграбна, не утонченно-литературна, он доносит суть человеческим, обычным языком. Чтобы было понятно, а не заумно. Это подкупает.
"-- Ты вспыльчив, -- говорю я мальчику, -- ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь." 
Он пишет о своих начинаниях в работе с детьми-сиротами и из малоимущих семей, о том,как идальная картинка жизни детского дома разбилась в пух и прах о неидеальную реальность, как желание быть хорошим для всех привело к коллапсу, как цели высокого полета свелись к внятному решению банальных бытовых вопросов, о том, как кардинально изменились приоритеты - и тогда все заработало. В итоге на 100 человек детдомовцев было всего два воспитателя: он и его соратница. Круто! И как они это устроили - описано в книге. И он такой там не-идеальный, и это так жизненно. И жизнь детдомовцев не-идеальная, и именно поэтому все работает.
Вобще он врач по профессии, и современный Комаровский - это как упрощенная версия Корчака. Корчак в первой части книги, где выступает больше педиатром, уделяет внимание мамам, обращает внимание на их интуицию, чувства и внимательность, которую не заменят советы ни педагогов, ни врачей, ни умых книжек. Убеждает отказаться от стремления к нормам и стандартам, а переключиться на наблюдение за конкретным ребенком, приводит хорошие примеры из практики, акцентирует на том, что авторитет в конкретном детском вопросе не он, а родитель. Это заряжает, придает уверенности.
И дальше в его книге, которая скорее дневник, об удачах и провалах, о выкристаллизации идей и принципов, которые служат живой любви к детям и как это все работает на практике. И вызывает написанное отклик внутри.
А книга вобще1920 года. Но если не знать - то фиг скажешь, актуальности написанное не потеряло.

книги, психология

Previous post Next post
Up