Первая часть - ТЕЛО
http://makovskaya.livejournal.com/274197.html Вторая часть:
ДУША
Плач
Никаких "Не плачь!" и судорожных укачиваний.
Ребенок не плачет в нашем, "взрослом" понимании - он так разговаривает, пока только таким экспрессивным способом. А если разговаривает - надо послушать. Сделать вывод и удовлетворить потребность. Плач на этом сам заканчивается.
Прорывом были слова бабушки: "Машенька, я не понимаю, что ты хочешь". Это было круто услышать вместо заговаривания Машиных зубов.
Укачивание
Я не очень поняла, что это такое. Мы намеренно укачивать не собирались с целью, опять же, прекратить плач или таким способом усыпить... Но на руках носили, да. Ходили по комнате. А засыпала она чаще всего лежа в кровати у моей груди.
На руках носили тогда, когда она хотела на руки.
Просто мне знакомый рассказывал, что клал своего ребенка в спортивную сумку и раскачивал - только так помогало. Я так и не поняла в итоге, чему помогало и зачем сумка.
Родители
О родителях в присутствии ребенка или хорошо, или ничего. Т.е. никаких "что вы издеваетесь над ребенком" при Маше.
Ну и концепция родителей по отношению к ребенку или активно поддерживается, или позиция невмешательства. Т.е. мы все вокруг одна команда, а если есть замечания или вопросы - в порядке обсуждения-диалога.
Хотя бабушка все равно Машу в пеленки старалась максимально укутать и за шапочку переживала - почему без нее. На пеленки мы глаза закрывали, а с шапочкой боролись :) Потому что голову тоже закалять нужно сразу, иначе потом она к любому дуновению ветерка будет чувствительна. Потом уже бабушка смирилась, что нужно ждать, когда будет ниже, чем +18. И другим бабушкам во дворе уже гордо говорила: "А мы закаленные!".
Без "не"
Не упади = осторожно.
Сейчас упадешь = осторожно, можешь упасть.
Не плачь = что случилось? что ты хочешь?
Не кричи = тише
Нельзя это = можно то (эти дверцы открывать нельзя, можно вон те). Мамины специи в шакафчике трогать нельзя, а смотреть - можно :)
Минимум запретов, максимум ответственности: держит в руках то, что держать нельзя - значит, нам нужно это переложить / выше поднять / глубже спрятать.
Понравилось услышанное у Лапчик: сначала объяснение, потом запрет.
Опыты
Опасности или внезапности не откладываем на потом, а стимулируем столкновение с ними под нашим присмотром.
Дотронуться до горячего. Трогать можно - но будет горячо. Хочешь проверить?
Не держать стул, который едет по полу, если Маша на него обопрется.
Не поддерживать, когда пытается сделать шаг - чтобы умела сама правильно аммортизировать.
Нашла ножницы? Они делают коль-коль.
Сидели удверей комнаты, с которыми Маша играла, много времени, ждали, когда доця пальцы прищемит. Не прищемила :) Наверное, прищемила уже сама где-то втихаря.
Все такие штуки требуют много внимания, но реально один-два-три раза. Потом Маша уже сама в курсе о последствиях и ведет себя аккуратно.
При негараздах в опыте - сразу пожалеть.
Если плачет от того, что это "нельзя" - жалеем, но запрет не снимаем. Гладим по голове: "Провод ай-яй? Маше больно. Ай-яй, да... Любимая доця. Но провод ай-яй". - активное слушание тут стараемся применять.
Даем закончить начатое. Не спешим на помощь.
Слезает со стульчика, одна нога застряла - Маша начинает плакать. Плачет, но ногу продолжает пытаться вынуть. Немножко ждем.. поддерживаем устно "давай, доця, сможешь". И ежики плачут-колются - но вынимают ногу самостоятельно! Ура! И слезы высыхают.
Так же и на диван залезали - плачем, но если подождать и не бросаться подсаживать - одолевает преграду. И сама довольна! И теперь знает, как это делается, и, главное - что она МОЖЕТ!
Выпутывается, удерживается, добирается, пригибается - все это если не спешить решать ее задачу.
И звездочку в звездочку вкладывает через 5 минут после того, как с плачем от того, что не получается, бросила их на пол.
И видно, что она возвращается к сложным ситуациям, через время опять пытается их решить. И через время получается. И мы ей хлопаем :)
Здесь мы понимаем "заботу" как помощь человеку ощутить свою самостоятельность и силу, вместо "заботы", которая обездвиживает, впутывает в зависимость, дарит ощущения слабости и несостоятельности, ощущения маленького и беспомощного.
Капризы
То же, что и плач. Капризов нет. Есть плохое самочувствие, протест, потребность, эмоциональный перегруз, желание спать, скука... - это в любом случае сообщение о чем-то, которое нужно услышать.
Мне фраза "ребенок капризничает" режет слух. Отмашка от попытки послушать.
Согласна, иногда нифига не понятно. Злит. Хотя тут хороша будет фраза Эдика: "пусть непонимание рождает удивление".
Ссоры
Фильтровать базар при ребенке сложно. А смысл имеет. Иногда тяжело, когда папа-мама втягиваются в выяснение отношений, помнить, что все слушают и запоминают, чтобы потом отобразить зеркалом.
Еда
Не-насилие в еде. Ребенок лучше всех определяет свои потребности и меру насыщения. Наше дело предложить и разнообразить.
Ломать игрушки
Пока до этого масштабно не доходило, но вот бросила намедни маша паровозик красивый об пол - первое чувство: блин, ай, жалко! Он же может сломаться.
Второе чувство, чуть погодя - а смысл тогда дарить игрушки, если с ними нельзя делать то, что хочется? Все же это детская собственность - имеет право распоряжаться по своему усмотрению, как и я со своими вещами.
Наверное, предупредить о том, что сломается, можно, но не окружать ее вещи запретами.
Согласование
С папой не противоречим в указаниях, а в одном русле движемся. Заранее договариваемся о важных моментах, или уже после ситуации корректируем общее направление. И сразу есть ощущение команды. И я вижу, что Маша это тоже ощущает, когда мы с папой заодно. И это уже весомо для нее.
Иерархия такая:
Мама любит папу. Мама любит Машу.
И папа любит маму. Папа любит Машу.
Именно в таком вот порядке. Хотя у мамы Маша таки проскакивает вперед, бывает такое. Но после Эдика уже меньше :) И сразу климат семьи гармонизируется, как-то все на своих местах оказывается.
Наше слабое место - телевизор. Часто включен в фоновом режиме. Бессистемный поток сомнительной информации. Но пока так - видимо, сами зависимы от него.
И усталость тоже берет свое, когда не хватает уже энергии за Машиными передвижениями услеживать и хочется ее как-то ограничить, и непонимания совместные тоже происходят, и на объяснения сил не хватает - но в целом концепция такая. Отойдя от нее на пару шагов потом снова к ней возвращаемся.