В данном посте я собрала игрушки русского народного промысла и хочу сравнить и для себя (и для тебя читатель) осознать, понять чем они отличаются, что для характерного есть в каждом виде игрушек в основном на примере фигурок коня.
Фигура коня очень почитаема в русском творчестве с архаичных времен. «Конник» - знак неба и солнца, совершащего путь по нему на колеснице, символ плодородия, света. Часто коня изображают с двумя головами и с всадником по середине - ладья это разновидность русской троицы - справа и слева головы коней символизируещие две полярности - женское/мужское, день/ночь, солнце восходящее/заходящее и т.п. В центре бывает фигура женщины - дочери Солнца богини Сурьи, жены братьев близнецов Ашвинов (буквально «конников»), символизирующая равновесие.
Прежде всего - что общего у русской игрушки:
- материал - в основном это глина, реже дерево, есть игрушки из соломы, бересты. Но все же чаще это глина. В зависимости от свойств глины той или иной местности рождался и формировался свой характер игрушки.
- игрушечный промысел был второстепенным, развивался, если можно так сказать, на остатках гончарного - игрушки делались из остатков глины для «своего пользования», т.е. своим же детям. Ища информацию в интернете обнаружила, что из-за «для своего пользования» некоторые традиции изготовления игрушек потеряны.
Нашла трогательную, грустную и интересную статью о том, как это не просто было возродить утерянный промысел плешковской и чернышевской игрушек:
http://rodonews.ru/news_1351877988.html Как я поняла из интернета - с некоторыми видами игрушек можно встретиться только в местечковых краеведческих музеях. Например была саратовская игрушка, но к сожалению хороших фотографий я не нашла, т.к. ее почти не осталось и нет мастеров. Грустно.
- В большинстве случаев игрушками занимались женщины, хотя есть и исключение.
- Во всех игрушках можно найти отголоски архаики, где-то больше, где-то меньше.
ФИЛИМОНОВСКАЯ игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в
1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Возраст этого промысла условный, специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи этой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита. При раскопках городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX - XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с
XVI века производили гончарную посуду. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки, за что окрестные жители прозвали их «свистулечницами».
Характер игрушки возник в середине
XIX века . Внешний облик сформировался благодаря особенностям местной глины - «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму: упругие тела, высокие ноги и непомерно длинные шеи с маленькими головками. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Расписываются игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми. Розовый прохладный ярко, сияюще и мощно сочетается с солнечным теплым желтым. Сама форма заставляет спину выпрямится, вытянуть шею и позвоночник, глубоко вздохнуть, расправить плечи - прочувствовать все тело. Из-за дыхания и пульсирующего цвета (холодного и теплого, светящегося) тело начинает расти, видоизменяться. Ноги шире ширины плеч дают ощущение силы и устойчивости. А все вместе дает чувство колоссальной силы, которая в движении и уже пробивается через колорит. Я есть, я свет, я сила и радость!
В примерах филимоновских игрушек нашла и такой. Он по восприятию отличается от «классических фигурок». Сложно сказать что это за зверь - линии его тела двигаются как змеевидные, окрас «джунглевый» - опастный, ядовитенький. К этому зверю просто так не подойдешь. Но есть в нем что-то смешное, глупое, несуразное - как он сидит, держит зеркало исмотрит в него. Очень он мне понравился.
КАРГОПОЛЬСКАЯ игрушка.
Первое письменное упоминание Каргополя относится к 1380 году. Гончарные изделия были основными в промысле этого серного края и из остатков глины "стряпали" игрушки - "бобки" для своих детей. На продажу игрушки делали немногие. Сложилась особенная обработка гончарных изделий - их "обваривали": разводили в корыте болтушку из овсяной или гороховой муки и окунали туда раскаленное изделие. Запекшаяся мука оставляла черный, словно кружевной, рисунок.
Старые каргопольские игрушки отличаются архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2-3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно. Элементы орнамента - круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «елочки», «гребенки» - сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырех тысячелетней давности.
В образе игрушки есть подчеркнутая «небрежность» - так часто лепит и разрисовывает свои поделки ребенок лет 4х, 5ти (или другое существо, которое по строению отличается от человека и пользуется своими "руками" неумело).
Цвет и цветовые сочетание не простые, что отличает эту игрушку ( грязно-темно синий, нежно фиолетовый, голубовато-серый, серебристый на матовой землисто-белой поверхности). Зияющие дырки - глаза, рот, условность изображения, черные линии.
Форма цельная, мощная, устойчивая с изгибающимися линиями, горизонтальная. Откликаясь на форму - дыхание спокойное, больше глубокое. Тело ощущается в горизонтали - ноги шире ширины плеч, устойчиво стоят на земле, колени хочется чуть согнуть, позвоночник чувствуется скорее как пружина, которая чуть сжалась и подвижна. Ощущение живой, подвижной силы, баланса. А откликаясь на колорит ощущается что-то мистическое, тайное, древнее, неоднозначноное, но это все живет здесь, на земле. Ощущение нерукотворности этих игрушек.
Последняя фото - это пример современных игрушек - чистеньких и аккуратненьких. Эти фото для того, что бы показать интересную и древнюю особенную традицию каргопольской игрушки - женщины часто изображаются с открытой грудью - символом плодородия и природы-матушки! Это очень древний сюжет, характерный не только для древнерусского творчества. Такое изображение женщины встречается и у греков и у финикийцев, у египтян. А вот именно древняя русская женщина держит в каждой руке по птице и руки у нее подняты к небу.
ЖБАННИКОВСКАЯ игрушка- редкая и самобытная. Название ей дала деревня Жбанниково Городецкого района
Нижегородской области, где еще есть мастера, но их единицы. В этом месте когда-то было найдено месторождение черной глины с золотой россыпью, которая при обжиге становилась красной. Сначала из нее стали делать жбаны для кваса -отсюда название села, а потом и свистульки, которые издавали очень красивый чистый звук.
Эта игрушка особенная как по форме, так и по раскрасу. Туловище фигурок напоминает пирамиду на 3-х ногах-основах. При окрашивании в качестве фона для туловища используется темная эмалевая краска (черного, красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего цвета), далее по фону наносят мазки светлых тонов. Отдельные детали фигур (рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц - гребешки) "серебрятся" алюминиевым порошком (хотя иногда и золотятся), после чего «тычком» с помощью губки или мягкой тряпочки наносится несколько пятен эмалевой краской цвета отличного от фонового.
Раскраска жбанниковской игрушки символична. Белый - цвет жизни, красный - тепла, желтый - хлеба, достатка в доме, черный - плодородия, зеленый - роста, здоровья, синий - неба, исполнения желаний.
ощущение чего-то статичного, непоколебимого, вечного и все же изменяющегося (фактура окраса дышит, в движении).
Я не нашла подтверждения в интернете, но предположу, что игрушка пришла из далеких, дохристианских времен и скорее всего раньше была без этого "глянца". Ее пирамидальная, мощная, цельная форма, весомая, плотная линия, условное изображение частей тела - все это ощущается как что-то вечное, первородное, мистической силы, которую "окутывает" тычковая роспись, как волшебный туман - воздушный и непостоянный.
ПЛЕШКОВСКАЯ игрушка - промысел зародился в деревне Плешково Ливенского района Орловской области в XVII веке. Свое название деревня получила благодаря местности: когда-то вокруг деревни простирались густые леса, а из-за скудности, неплодородности земли здесь образовалась плешина. Крестьяне не могли заниматься пахотными работами, но, скудная почва оказалась богатой глиной, что послужило толчком для развития горшечного производства и глиняной игрушки.Местная глина после обжига дает розовый цвет с блестящими вкраплениями слюды.
Плешковская игрушка сохранила свою архаичность, когда такие фигурки использовались в магических обрядах и несли в себе знаки тотемов и богов. В мае месяце когда-то в этих краях праздновали «Свистунью» - звонким и веселым свистом выгоняли из домов и из сердца все злое и черное, что накопилось за зиму.
самобытная, рукотворная, пластичная игрушка!
ЧЕРНЫШЕНСКАЯ игрушка.
Про эту и плешковскую игрушки в верху уже приводила ссылку на мастера, которая по крупицам восстанавливала их самобытность. Повторю -
http://rodonews.ru/news_1351877988.htm МАЗЫКСКАЯ деревянная игрушка.Промысел практически не сохранился.
русский народный промысел - изготовление игрушек с помощью топора. «Топо́рщина», «болва́шка», «тарару́шка», «щепно́й това́р». Бытовала в среде
офеней-
мазыков Верхневолжского региона. Интересно - Офеня (афеня) - в
Российской империи странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром - преимущественно из крестьян Владимирской губернии. У офеней развился особый условный язык (
феня).
форма треугольника дает противоречивые ощущения стойкости, но из за того, что фигурка плоская есть и какая-то неустойчивость, которая больше ощущается как легкость. Дыхание равномерное с упором на выдох. Линии тонкие и легкие, динамичные.
ГЖЕЛЬ - пожалуй это самый известный русский народный керамический промысел, который сформировался и получил известность еще в 1-й половине XIV века. Характерная черта промысла - искусные узоры из голубой/синей краски (кобальт) на белом фоне; используется тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.
Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Полностью согласна с этими словами - гжелевская роспись морозная и волшебная. Воспринимая ее тело выпрямляется и замирает, дыхание немного скованное, мышцы с одной стороны твердеет (отклик на белый фон и формы гжелевской посуды, которые ощущаются как ледяные и весомые, часто цельные), и при этом есть ощущение движения, а точнее ожидание этого движения - вот сейчас этот застывший узор замерз, но мазок легкий, иногда практически прозрачный - нагреет солнышко и он измениться - очень он легкий, невесомый, нереальный.
Этот промысел совсем не игрушечный и если в нем появляются фигурки зверей, то это скорее или часть посуды или статуэтки, которыми можно просто любоваться. Фигурки лошадей в большинстве ужасны:
Но я нашла примеры лошадки, в которых есть «затушевывание одних черт и подчеркивание других», есть трансформация, есть подчеркнутая, гибкая, сильная и изящная линия, характерная для лошадей:
Сравнить с этим примером:
ХОХЛОМА - Это старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода, и являет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость росписи красный и чёрный (киноварь и сажа), а для оживления узора используются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Базовые ощущения от восприятия этой росписи с одной стороны какая-то строгость, уход в себя, а с другой - страстность, жар, сила. Фигурки животных для этого промысла редки, я нашла пример одной лошадки с "настроением" (которая большая):
И еще несколько примеров игрушек разных областей России - похожие и разные:
ВЫРТОВСКАЯ. Из-за специфики глины ее не декорировали. Промысел практически утерян.
ПЕТРОВСКАЯ игрушка. Ее не раскрашивают, т.к. лепят из темной глины, а орнамент наносят палочкой.
ХЛУДНЕВСКАЯ игрушка. Яркая, самобытная - даже если фигурка одного животного, ощущение, что "его" много.
АБАШЕВСКАЯ игрушка
Всадник вырастает из коня. Фигур передают очень мощную энергию. Следуя необычным пропорциям делаешь глубокий вдох, который длиться и длится, грудь распрямляется, тело наполняется силой, вибрирует, растет, растет. Ощущение, что поток энергии из земли тебя подхватывает наполняет - тебя больше и больше, ты выше и выше, и вот ты уже великан стоишь между землей и небом, сильный, могучий, гордый, спокойный, уверенный. Сама себе такую купила!
Частично текст отсюда
http://www.liveinternet.ru/users/arduus_arimo/post270043901Некоторые схемы лепки разных игрушек:
http://refdt.ru/docs/445/index-36513-1.html?page=3