(no subject)

May 11, 2016 08:49

На мой взгляд, человек, который критикует Ли Сынмана за «Подо ёнмэн» не может не критиковать Сталина за, скажем, приказ о харбинцах, потому что  мы имеем дело с аналогичными явлениями.
*Есть некая категория людей (весьма многочисленная), которая по каким-то причинам кажется властям нелояльной. При этом, среди данной категории действительно встречаются представители «пятой колонны», так что подозрения можно считать условно обоснованными.
*Есть чрезвычайная ситуация в виде войны или ее явного преддверия, которое формально оправдывает чрезвычайные меры, особенно направленные против пятой колонны.
*И есть на самом деле слабый репрессивный аппарат, который неспособен обеспечить грамотный разбор дела в каждом конкретном случае.

В результате, не только от особой жестокости, но скорее от бюрократического цинизма принимается самое простое решение, которое экономит силы и средства: «А давайте мы всех убьем/репрессируем, и не будем разбираться?» То есть, зачистим всех потенциально нелояльных, вне зависимости от того, как относится к режиму каждый конкретный представитель данной категории.

Собственно говоря, это на мой взгляд и есть одно из главных преступлений режимов подобного типа, когда человек попадает в жернова не за действительное преступление, а просто по факту его принадлежности к определенной категории напротив которой бюрократические обстоятельства поставили крестик. Неслучайно, большинство дел «харбинцев» очень тонкие и расследования в них, как такового, нет. Изолировали, а потом, опять же, по бюрократическим соображениям, убили. Потому что на людей в тюрьмах надо тратить ресурсы, а они нынче дороги.
Зачистка тюрем при помощи пулемета, к которой в годы Корейской войны прибегали и южане, и северяне, - явление того же порядка. С точки зрения человека, принимавшего решения в конкретной обстановке, перебить заключенных чертовски логично: выпускать нельзя, эвакуировать нет возможности, опять же, если еды мало, и если ты кормишь «врагов народа», то кто-то из «друзей народа» может умереть от голода. Решения подобного плана очень часто принимаются не «безумным кровавым тираном», а бюрократом на холодную голову. 
И да, такие решения, конечно, нельзя принять, но понять, как и почему лицо, принимающее решение, к ним пришло, вполне можно.

1937

Previous post Next post
Up