Более развернуто про учения в Эмске.

May 03, 2016 09:38



Антитеррористические учения в Эмске основаны не на реальных событиях, а на ролевой игре, персонажи которой в значительно большей мере были набором пауков в банке, что, безусловно, спровоцировало катастрофичное развитие событий. Никто из персонажей Сеслана не имел прямого отношения к указанным событиям. Разве что Тучин занял свой пост после того, как предыдущий руководитель думского комитета по безопасности (от правящей партии) покинул это место с величайшим скандалом. И хотя у описанной ниже ситуации есть своя «темная сторона», ниже будет изложено то, что известно про эти учения всем силовикам или людям интересовавшимся. В определенной мере, эта история является «черным зеркалом» возможных действий игроков на Сеслане, показывающим то, «чего не надо было делать».

Итак, начнем с того, что город-миллионик, в котором должны были пройти образцовые антитеррористические учения, обладал комплексом проблем, связанным с тем, что в нем намечался передел власти. Легализовавшиеся мафиозные группировки, которые контролировали командные высоты, (так называемая «семья») готовились отразить удар со стороны некого Бобонина, который руководил местным ветеранским объединением (де-факто собственной ОПГ), и шел в мэры под национально-патриотическими лозунгами, активно раскручивая национальную карту ввиду того, что ряд представителей «семьи»  активно пользовался трудом гастарбайтеров, или крышевал этнические преступные группировки, что вызвало определенное (хотя, на деле, контролируемое) социальное напряжение. К этому добавлялось жесткое противостояние между в целом коррумпированном МВД (постпреды от преступных группировок там были на многих ключевых постах, а оставшиеся были заняты карьеристами или приспособленцами) и ФСБ, которым руководил сосланный из Москвы за излишнюю и специфическую активность представитель патриотического блока и сторонник «военного очищения страны». На этом фоне в город прибыла группа специалистов, которые должны были заниматься организацией и проведением учений в качестве мастеров и посредников. Состояла она частично из представителей ФСБ, чьими стараниями местный безопасник, в свое время, потерял свой пост в Москве, частично  - из гражданских специалистов, полных креативных идей, но абсолютно не воспринимавшихся силовиками, как начальство. Все это привело к тому, что в оперативном штабе с самого начала возникла нездоровая обстановка взаимного недоверия и конкуренции. С другой стороны, план учений (точнее - его бета-версия) был заранее слит их участникам, благодаря курировавшему процесс председателю думского комитета, для которого на первом плане была не реальная отработка боеготовности, а идеальная демонстрация того, что «броня крепка и танки наши быстры». Естественно, что подобные учения предполагали абсолютно картонных, с точки зрения, методов, и, абсолютно киношных, с точки зрения целей, террористов, и «для пущего драматизма» депутат даже распорядился доставить в город крупногабаритный имитатор ядерного взрыва, который, теоретически, должны были захватить террористы.

Однако все сразу же пошло не так. Во-первых, креативные гражданские специалисты надавали кучу дополнительных вводных, которые начали ставить участников в тупик. В этих дополнительных вводных террористы, как минимум, обладали навыками интеллекта. Во-вторых, выяснилось, что в городе находится группа не столько террористов, сколько отморозков, которые бежали с кавказского театра военных действий, и были известны там, как крайне отмороженные уголовники. В результате, было решено (не без влияния гражданских специалистов), что указанная банда и сыграет роль лабораторной крысы, которую надо будет просто правильным образом погонять по лабиринту, направляя их действия при помощи мифического представителя «Аль-Каиды», который будет вербовать их для совершения в Эмске ядерного теракта.

Террористы вполне себе завербовались, однако дальше началась «эпоха многоходовочек», поскольку каждый из местных участников «игры престолов», решил использовать эту фишку на доске в своих целях.

МВДшники, которые представляли интересы Бобонина, рассчитывали, что если дать отморозкам поразмяться, они безусловно совершат несколько громких/знаковых преступлений «на почве межнациональной розни», после чего, эксплуатируя данную тему, Бобонин сможет проще войти во власть.

Те МВДшники, которые представляли семью, рассчитывали на то, что, столкнувшись с «прессующими чурок» патриотами, или желая взять под контроль местные этнические ОПГ, новоприбывшие отморозки вступят в войну с Бобониным с хорошим шансом его ликвидировать (заметим, так и случилось), не без попустительства определенных сил. После чего их будет несложно показательно уничтожить, продемонстрировав, как хорошо работают силовики.

Представители местного ФСБ, которые, в целом, были в курсе планов что одних, что других МВДшников, также собирались «взять отморозков вовремя», но сделать это так, чтобы сочетание громких преступлений, совершенных террористами и преступное бездействие коррумпированного МВД, которое могло ликвидировать их сразу же после появления в городе, но не сделало этого, стали бы факторами, радикально подстегнувшими общественное мнение и лиц, принимающих решения к целому комплексу радикальных мер, которые существенно превосходили «законы Тучина».

В свою очередь, представители ФСБ центрального подчинения предполагали похожие планы «сталинистов», и их многоходовка заключалась в том, чтобы дать сталинистам осуществить свой план, а затем разоблачить их как негодяев и провокаторов, готовых на все (включая радикальный теракт в городе-миллионике), чтобы подтолкнуть общество к новому тридцать седьмому году.

В результате, значительная часть игроков оказалась заинтересована в том, чтобы действия террористов не встречали особенных препятствий, и радикальный теракт в городе состоялся бы. Более того, при таком количестве пересекающихся «хитрых планов», контроль над действиями террористов оказался потерян.

Положение естественно осложнялось тем, что, когда террористов начали всерьез ловить, каждая сторона продолжала играть в свои игры. Так, когда один из руководителей МВД получил критично важную информацию о местонахождении террористов от представителя местной криминальной диаспоры, то для того, чтобы ни с кем не делиться славой, он сначала забил насмерть ключевого свидетеля на допросе, а затем поехал брать террористов без надлежащей подготовки и усиления, и не предполагая, что те подготовлены и экипированы лучше, чем он мог предполагать. В результате, первая попытка их ликвидировать закончилась полным провалом и гибелью указанного чиновника.

При этом наверх информация по-прежнему подавалась как антитеррористические учения и факт наличия в городе потенциальных террористов максимально замалчивался, а террористы, меж тем, благополучно захватили (как они думали) ядерный заряд, после чего, будучи, в итоге, зажатыми в угол (захват заложников тоже был, но далеко не сесланский), озвучили свои требования, причем под влиянием демократической прессы (у журналистов были свои игры и свои разборки) им таки был предоставлен прямой эфир, в котором они заявили о наличии у них ядерной бомбы, и перерезали горло одному из заложников в знак решимости. При этом, последовавший штурм также прошел не совсем удачно, ввиду того, что излишне любопытные региональные журналисты фактически повторили ошибку ТВ6, поставив террористов в известность о действиях противника. В результате, в конце концов, руководители оперативного штаба подтянули не региональную милицию и ФСБ, а более серьезные силы специальных операций, которые зачистили террористов без особого труда. Однако они таки смогли поиграть в шахидов, после чего на окраине города имитатор ядерного взрыва благополучно рванул, - со всеми психологическими и репутационными последствиями. Естественно, что, в довольно скором времени, информация о том, насколько неудачно прошли учения, и что там было на самом деле, до центра дошла, тем более, что, в сочетании с заявлением террористов и взрывом имитатора заряда, это событие никак невозможно было скрыть. Понятно, что по соответствующим структурам пронеслась бурная волна уголовных дел и отставок, но это было размахивание кулаками после драки. И хотя сегодня в среде силовиков об этих вещах стараются не говорить, данная фигура умолчания, повторюсь, остается предметным уроком.

(Как можно заметить, я вынес за скобки и предательство Сидорова, и обескровленные тела, и вообще все, что было связано с Альтернативным Настоящим, включая тот факт, что террористы были «с зубами», и потому их уничтожением на публике дело не ограничилось. Миньоны действительно погибли, а двое вампиров сбежали из морга, но их дальнейшая судьба связана не с разборками на уровне структур, а с разборками на уровне приключенцев и «истории одной мести».)

Сеслан, Эмск, Альтернативное Настоящее

Previous post Next post
Up