(no subject)

Oct 21, 2013 09:49


Основными трендами позднего путинизма были (если уже не есть) следующие.
1. Западники. Именно западники, а не либералы или демократы. Потому что и сегодня, и тем более через пару лет они не стали либеральны и не демократичны. Настоящий либерал или демократ не может призывать к расстрелам или массовым люстрациям, не испытывает презрения к работягам, которых он считает быдлом, и не обладает религиозным мировоззрением, построенным на том, что абстрактный Запад является раем и образцом, в то время как в сраной Рашке по определению не может быть ничего стоящего.
Более того, Запад для них именно запад вообще, а не отдельные страны. Никто из них не говорит о том, что «это мы сделаем как в Германии, а то - как в Канаде», потому что на самом деле никто из них не желает копать глубоко и действительно изучать «как и почему оно там работает». Хотя по моему мнению, человек, ориентирующийся на США , может поддерживать республиканцев или демократов (и понимать насколько серьезно для рядового американца отличаются их платформы) но не быть американофилом в вакууме.
Главное в западниках то, что они патриоты не своей родины. Они не соотносят себя с русскими как с большинством страны, да и с народом в целом. Точнее - народ для них это поддерживающая их тусовка хипстеров и аудитория социальных сетей. Но и этот народ должен жить не столько в достатке, сколько при демократии.
Ценности западников разделяют общий контекст того, что «всем очевидно»:  Россия это плохая страна для жизни , жить в ней тяжело,  и вообще там все плохо  - изначально.  Потому что - Россия .
Что любопытно. Западникам часто приписывают, а некоторые из них даже сами декларируют моральный релятивизм, за что их критикуют консерваторы. Но на деле там его нет. Есть очень жесткая система ценностей и нерукопожатность за отступление от квази-религиозного канона.

2. Патриоты.  Согласны с западниками в том, что в современной России все плохо, спор идет о путях выхода из кризиса. К сожалению, они знают то,  чего НЕ любят, а позитивной системы ценностей у них нет. Современная Россия кажется им черным зеркалом тех ценностей, которые у одних связаны со старым режимом, а у других,  СССР.
Важно иное. Патриоты - бывают разные.
2.1. Группа лиц, которых стоило бы назвать патриастами. Патриотизм для них ролевая игра, за которую они получают бабло или свои 15 минут славы. Бизнес, в котором им комфортно и плата невелика. Конечно, если бы их интересовали только деньги, они пошли в иную сферу, но  в отличие от просто бизнеса здесь можно троллить.
Еще одна деталь. Хотя многие из них отращивают бороды и прикидываются радикал-талибами, моральный релятивизм и дистанция между личными и проповедуемыми ценностями процветают именно у них. Если демократы могут изгнать за недостойное кого-то своего, патриасты относятся к этому куда спокойнее. О том, что такой-то урод, вспомним,  если по какой-то причине поссоримся. А пока повода к размолвке нет, «русские своих не сдают».
2.2. Адатные  патриоты. Их больше, чем кажется - просто они не шумят в ЖЖ. Хотя именно благодаря сети они начинают понимать, насколько их много, особенно в провинции и среди молодого поколения. В отличие от патриастов, у них нет морального релятивизма и присутствует четкая  система взглядов. Их  общая необразованность  не позволяет им выражать ее вменяемо, но я бы отметил следующее. 
1. Патриотизм + отсутствие интернационализма в лозунгах. Россия превыше всего и живут в ней русские. Интересы других стран не значат ничего, и касается это даже таких «традиционных друзей России», как  сербы или армяне. ОДНАКО русские могут быть кем угодно. Если ты много сделал для страны, неважно, русский ты по крови, еврей или даже негр.
2. Наличие представлений о морали.  Адатные патриоты не любят тех кто отрицает нашу мораль, но скорее не любят тех, кто отрицает ее публично. Грубо говоря, неприязнь к геям налицо, но копания в личной жизни окружающих нет. О том гей или не гей судят скорее о заявлениям и открытой демонстрации соответствия с тем образом гея, который существует в их головах.
3. Почвенничество как ориентация на традицию,  причем необязательно только русскую-православную  (что христианство,  что ислам,  что язычество - исконность; традиция как таковая). Традиция становится  способом отделять русских и нерусских.
Безусловно, формально  адатные патриоты склонны к антисемитизму и античуркизму, причем черных не любят за конкретные действия, а евреев- за вообще. Но это связанное с евреями вообще зло есть таинственный Ротшильд и прочие сферические жиды в вакууме. К конкретным  представителям народа не испытывают почти никакого негатива, да и к Израилю они в целом равнодушны или доброжелательны, поминая как жестко они борются с мусульманским экстремизмом. Жид, как и гей, должен вести себя строго определенным образом.
Одной из первых ласточек заявлений о себе патриотов нового образца стали появившиеся после 2016 г.  (то есть, на фоне ближневосточной войны) аналоги судов Линча по отношению к тем «гостям столицы», кто пытался «публично нарушать правила общественной жизни», а тем более - доставать оружие. По преданию, первый раз такое произошло, когда некий представитель армянской (в сети, правда, выдали за чеченца) ОПГ повздорил с продавщицей около станции метро и при большом скоплении людей сначала залепил ей пощечину, а когда его попытались урезонить, полез за оружием. Многим это показалось последней каплей, и человек 30 случайно проходящих мимо людей накинулись не него и забили до смерти, причем полиция не смогла идентифицировать конкретного убийцу, а сажать всех 30 , оказавшихся в кадре, за убийство одного было бы неверно понято. Видео с камеры наблюдения быстро оказалось в сети, и подобные проявления недовольства (действительно спонтанные) стали случаться чаще.
Однако основной активностью адатных патриотов эпохи позднего Путина были не столько суды линча, сколько так называемые группы реальных дел, которые занимались не столько пиаром себя в Интернете, сколько конкретными делами, обычно на социальной стезе: от защиты прав инвалидов до локальных попыток сделать лучше у себя в районе. Движение получило такое название потому, что их главной установкой было «неважно, что ты говоришь, важно, что именно ты сделал». При этом создание разнообразных организаций и писание манифестов относилось к словам, а не к делам. Кроме того, упор на дела позволял им преодолевать идеологические разногласия: неважно, в кого ты веришь и каковы твои политические взгляды; главное - насколько итог твоих действий выходит на пользу страны.
С их подачи получило распространение использование видеорегистраторов и современных мини-камер, данные которых выкладывались в сеть с непременным тайм-кодом и прочими однозначными подтверждениями того, что ролик не смонтирован. Это использовалось как при переговорах с чиновниками (заметим, выкладывались не только отрицательные но и положительные примеры) но и при фиксации фактов, призванных не столько всколыхнуть общественное мнение, сколько, держа этот козырь в рукаве, понуждать чиновников активно работать по данному кейсу.
Вернемся к теме. После очень жёсткого подавления ряда левых выступлений в провинции (не Ленский расстрел , но много тяжелых травм от водометов или газа; посадили пару рядовых ЧОП-овцев компании, которая разгоняла),  антикоммунизм начал утверждаться в качестве официальной идеологии, а режим из логики политической борьбы стал отчасти заигрывать с праволиберальными кругами и  в 2017г. даже назначил премьер-министром Михаила Прохорова. Это назначение совпало с досторойкой трубы через Сирию и обвальным падением цен на нефть, - до уровня, на котором российскую становится невыгодно добывать.
Естественно, пояса затягиваются, от ряда социальных гарантий приходится отказаться, левые еженедельно митингуют на улицах, и  на фоне всего этого 7 ноября 2017 года Путин понимает, к чему это приведёт и уходит раньше, чем начинается полная жопа. Мотивация аналогична ельцинской - «я устал, я ухожу». Точнее, «Дорогие россияне, ухудшившееся здоровье не позволяет мне адекватно выполнять обязанности президента страны». Соответственно, из рук оппонентов выбит козырь «мы его свергли», уход оформлен на почетных условиях, и до своей смерти ВВП спокойно обитает на даче (сведения о дворцах таки не подтвердились либо они перешли следующему президенту как имущество управления делами ) и иногда даёт интервью.

Руководить государством остается  премьер, на стороне которого оказывается значительная часть административного ресурса, Едро скоропалительно дезинтегрируется, а большая часть путинского окружения уходит в небытие подобно  политикам раннельцинского призыва (вроде Шахрая или Бурбулиса).

К тому же, у «путинских» не было человека, способного подхватить упавшее знамя. Внутренние противоречия тоже сыграли свою роль, и от прежнего лагеря претендентом на пост президента-2018 оказался с одной стороны, Медведев, а с другой - Шойгу. Медведев оказался последним или предпоследним, учитывая, что на него свалили всё, включая сочинский провал (напоминало горбачёвские 0,5% в 1996 году), экс-руководитель МЧС был вторым в списке, но разрыв между ним и первым составлял больше 20%.
Прохоров сумел набрать 52% и стал президентом в первом туре. По комплексу причин. Во-первых,  все его основные противники к этому времени производили впечатления политических мамонтов, потенциально выживших из ума, и явно неадекватных роли президента страны в той сложной ситуации, в которой оказалась Россия. Во-вторых, его концепция отмены соцобеспечения и наведения порядка нравится новому поколению, которому до пенсии далеко. В-третьих, административный ресурс  тоже сработал, но по понятным причинам о фальсификациях в этот раз особенно не кричали.

РосРузвельт

Previous post Next post
Up