Арканар, конечно, учит жестокости, но почему же ты, землянин, человек светлого будущего оказался первым учеником?..
...пытки и смерть женщины в представлениях Руматы вполне оправданы. Вопрос лишь в цене.
...Чтение мыслей интересная штука. Оно ничего не говорит о том, чьи мысли читают, но словно рентгеновскими лучами высветляет телепата. Румате от Киры нужна не любовь, но зависимость.
...Румата слишком свыкся с личиной бога. "Я не могу сделать" вместо "не в моей власти решать". Он так до конца и остался сверхчеловеком - тем, кто решает за других.
...По убеждениям Руматы, если человека жизнь крепко обидела, общество становится ему должно. И тогда всё можно; ответственность за любое людоедство перекладывается на окружающих.
...Румата почти не пользуется разведывательной техникой. Казалось бы, чего проще: нашпигуй кабинет Рэбы жучками и шпионь на здоровье. Да что там! Румата не слышал даже о фотографии (что, кстати, послужило причиной провала с Будахом). Он высокомерен и агентов не бережёт, используя их втёмную.
...Логично предположить, что Рэба попытается захватить её, чтобы получить власть над опасным чужаком. Румата об этом не думает. Кира своя, она не убежит, а в мире Руматы своими принято жертвовать - ради избранных.
...Румата вовсе не человек Полдня. Талант Стругацких кроме всего прочего в том, что они написали эскапистский фэнтези-роман задолго до того, как ругать эскапистскую фэнтези стало модно. «Трудно быть богом» - аналог фраевского «Лабиринта».
Позвольте, скажете вы. Эскапистская фэнтези - это о том, как юноша-инфантил из нашего мира попадает в средневековье, где ни с того ни с сего оказывается великим магом и бойцом. Его любят принцессы, ему отчаянно везёт, и в конце он становится королём. Что здесь общего?
Всё.
Кроме целевой группы. «Трудно быть богом» написана для шестидесятников, гениев эзопова языка, кухонных ниспровергателей системы.
Представьте себе Васисуалия Лоханкина из «Золотого телёнка».
Слаб физически, неспособен к агрессии?.. Вот тебе мастерство меча. Отныне ты первый боец Арканарщины. Отсюда и несуразные сто двадцать шесть дуэлей: нет большего задиры, чем бывший слабак. Отсюда и загадочный диалог с кузнецом: трус, чувствующий себя в безопасности, обожает упрекать других в отсутствии смелости.
С женщинами не ладится?.. Всё попадаются какие-то Варвары, тебя недостойные? На тебе тихую покорную Киру, идеальную принцессу.
Проблемы с алкоголем?.. Вот могучее зелье каспарамид, чудо фармацевтики будущего.
Живёшь в постоянном страхе, ненавидя и презирая себя за это?.. Забудь. Отныне ты часть могучей силы - с вертолётами, скорчерами, космическими кораблями, синтезаторами золота. Под крылом этой силы можно безнаказанно хамить министрам, палачам и стражникам. И - самое упоительное - эта сила абсолютно права.
Вся желчь и яд кухонного интеллигента оказываются оправданы и приложимы. Бог мой, целая планета быдла, недолюдей! И, как приятное исключение, несколько избранных (до самого Руматы, впрочем, не дотягивающих - слабее, глупее, трусливее). Румата не меняет общественный строй, он ни с чем не борется. Он сладко пинает тех, кого боится в обыденной жизни, и помогает арканарским шестидесятникам. Работа мечты.
Эскапистские романы вроде «Лабиринта» заканчиваются тем, что герой становится королём, великим волшебником или магистром. У целевой группы «Трудно быть богом» устремления иные. Васисуалий Лоханкин мечтает о страданиях.
И мечты сбываются. Сгорает Воронья слободка-Арканар и сломленный Румата, завернутый в одеяло и прижимающий к груди «Мужчину и женщину», бежит из этой страны в светлый мир Полдня.
Там его ждут няньки, чуткость и трепетное отношение к его надломленной душе.
Он страдал.
И за это награждён раем.
http://vorath.livejournal.com/215922.html и
http://vorath.livejournal.com/216313.html Кстати - а есть цитаты БС, где ОНИ сами дают Румате какие-то характеристики хотя бы на уровне "считаем ли мы его положительным героем и протагонистом"?
Кстати 2 :
http://makkawity.livejournal.com/1643113.html