Для любителей поговорить ТОЛЬКО о северокорейском Гулаге - смотрите про южный.

Jul 29, 2011 14:35


http://mehanik-kb.livejournal.com/149852.html

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3661440

Герои этого фильма - "долгосрочные узники", различными путями (пленные Корейской войны, провалившиеся разведчики, демократические активисты) попавшие в руки южнокорейской госбезопасности. В течении десятилетий от них добивались одного - отречения от своих ( Read more... )

ЗНБ

Leave a comment

ext_684599 August 26 2011, 11:30:59 UTC
>Но даже за вычетом этого фактора в РИ с незапамятных времен не было периодов голода, сопровождавшегося вымиранием целых областей.

Какие области вымерли в СССР и когда? При этом:

"В 1821 г., столь бедственном для многих губерний, что помещики заявляли правительству о своей несостоятельности прокормить крестьян, в Пермской губ. не знали, куда девать хлеб. В 1830 г. в Волынской губ., напр., четверть ржи стоила 25 р., а в Екатеринославской - 2 р. 50 коп.; в 1835 г. в Саратове цена была 4 р., в Томске - ниже 3 руб., а во Пскове - 30 руб. В 1836 г. понижение цен на хлеб сильно озабочивало правительство - и в то же время многие губернии получали продовольственные ссуды, а Олонецкой губ. грозил Г. Когда в 1873 г. страдала от Г. левая сторона Поволжья - самарско-оренбургская, на правой стороне - саратовской - был редкий урожай и хлеб не находил сбыта даже по низким ценам. То же самое наблюдалось в 1884 г. в Казанской губ., когда казанские мужики питались всяческими суррогатами, а на волжско-камских пристанях той же Казанской губ. гнили 1720000 чет. хлеба. Наконец, и в злосчастном 1891 г., когда весь восток Европ. России объят был неурожаем, урожай хлебов в губ. малороссийских, новороссийских, юго-западных, прибалтийских и на севере Кавказа был таков, что в общем в России уродилось на каждую душу несравненно больше тех 14 пудов, которые признаны были тогда достаточными для продовольствия души в течение года. Но покупательная сила нашей массы по отсутствию сбережений столь ничтожна, что всякий неурожай вызывает необходимость правительственной помощи и частной благотворительности как для продовольствия, так и для обсеменения, предотвращения падежа рабочего скота и т. п." Брокгауз, Ефрон, статья "Голод".
Так что там с глупостью системы?

>напомню, что "отсталая" РИ была на 5 месте в мире по объему промышленного производства и быстро шла к 4 месту.

А если на душу населения? :) И - куда-куда она там шла? Вы знакомы с производством основных видов вооружений во время ПМВ странами-участницами (если незнакомы, могу кинуть)? Что-то там всё как-то невесело у РИ.

>Империя строила линкоры, прослужившие в СССР до начала 50-х

И иностранных компонентов там ни разу не было? :) Хотя, скорее, интересен вопрос, а было ли хоть что-нибудь среди "хай-тека" РИ, что не имело бы иностранных компонентов?

>первые в мире теплоходы

Которые на хлеб не намажешь, не так ли? :)

> первые в мире тяжелые бомбардировщики

Название "Капрони" - Вам ни о чём не говорит? В серию итальянец пошёл раньше (и вот здесь - корень всех бед РИ, изобретатели были талантливые, а вот промышленность освоить серийный выпуск их изобретений не могла) и выпущен был не в 82х экземплярах.

>и много чего еще.

Остаётся только понять, как такая замечательная страна продула Японии, нахватала кучу долгов и затем продула ПМВ.

>Сталинский же СССР даже легкие крейсера мог построить только с итальянский технической помощью.

А РИ даже "Новики" (и "Муромцы", кстати, о птичках) - только с немецкой. И?
Причём, СССР Германию заборол, а РИ - что-то нет. Как так?

>хрущевки - символ совецкой нищеты и убожества, основная причина спада рождаемости ниже уровня воспроизводства и, соответственно, вымирания русского народа.

Можно вопрос: а куда надо было селить людей, переехавших из деревни в город? Спасибо.

>А выход в космос на хлеб не намажешь.

А "Муромца" сильно на хлеб намазали? Толстый слой получился?

>Сами заводы и фабрики в ПМВ и Гражданскую почти не пострадали.

Вы не учитываете наращивание производства в условиях ПМВ, приведшее к повышенному износу оборудования.

>Разруха была вызвано в основном тем, что квалифицированные инженеры, мастера и даже квалифицированные рабочие разбежались кто куда от коммунистического ига.

Вопрос первый: сколько их было изначально? Вопрос второй: сколько их осталось?

>Особенно заметен вклад русских специалистов в американское авиастроение.

Да ну? Кого-нибудь кроме Сикорского вспомнить сможете?

Reply

(The comment has been removed)

ext_684599 August 29 2011, 08:10:05 UTC
>1. Александр Северский, одноногий ас, герой Первой Мировой, изобретатель и бизнесмен. Возможный прототип поручика Карпович из "Повести о настоящем человеке". Основал компанию Seversky Aircraft Corp, впоследствии Republic.

"Несмотря на отличные лётные качества, 2PA не был рекомендован военными к серийному производству в СССР. При испытаних была выявлена недостаточная проработка вооружения и винто-моторной группы, а также наличие уязвимых топливных баков в крыльях. В США самолёт 2PA так же серийно не строился из-за появления скоростных бомбардировщиков, в связи с которыми возобладало мнение, что они не нуждаются в истребителях прикрытия."
"Фирма разработала несколько новых моделей самолётов, но не была коммерчески успешной, и в 1939 году Северского без его ведома и в его отсутствие сняли с поста президента, а саму фирму преобразовали и переименовали в Republic Aviation Company."
"В апреле 1939, когда П.-С. находился в Париже, он получил телеграмму из США, в которой уведомлялся, что Совет директоров "Seversky Aircraft Corp." снял его с поста президента фирмы. Причин смещения было несколько. Многие члены совета директоров были недовольны финансовой политикой предприятия и обвиняли П.-С. в том, что тот тратит слишком много денег на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы год от года снижаются. К этому добавился скандал в связи с нелегальной продажей 20 истребителей П.-С. Японии, являвшейся потенциальным противником США (официально все было оформлено как продажа самолетов Сиаму). Свою роль сыграло и отрицательное отношение к П.-С. многих высокопоставленных военных, считавших его ставленником попавшего в опалу генерала Митчелла; к тому же П.-С. часто нелестно отзывался о действиях военного руководства США. --- П.-С. срочно вернулся в Нью-Йорк. Попытки доказать руководству фирмы, что экспериментальные работы необходимы и что только они в конце концов могут принести компании успех и процветание, оказались тщетными.П.-С. был вынужден покинуть созданное им предприятие. В сентябре 1939 фирма "Seversky Aircraft Corp." получила новое имя - "Republic"

>F-84 и F-105, которые воевали с коммунистами в Корее и Вьетнаме.

Помогали поливать вьетнамцев напалмом и эйджент оранж, хотели сказать? :)
А по хорошему первые два пункта надо бы объединить.

>3. Игорь Бенсен (Бензин), по схеме которого строятся все современные автожиры

Да, автожиры - это очень, очень актуально.

Пятеро (плюс Сикорский со своим одним успешным самолётом и Зворыкин) - и всё? Как-то негусто.
Но главное - даже не это. Изобретателей, причём гениальных, могла быть хоть сотня. Но промышленность тупо не могла освоить серийный выпуск их изобретений - вот в чём была основная проблема РИ.

>Поволжье в 1921, Украина в 1932-1933, российское Черноземье в 1946-1947.

Вот прямо так и вымерли? Сравнение Поволжья времён Гражданской или послевоенного Черноземья с мирными 1891-1892 - это просто прекрасно.

>если на душу городского населения, то будет, видимо, заметно выше 5 места

А если не заниматься подтасовками и считать на душу населения, то получится сильно ниже пятого.

Reply

(The comment has been removed)

ext_684599 August 31 2011, 09:31:05 UTC
>вообще-то и у Сикорского, и у Северского с Картвели были большие конструкторские бюро, укомплектованные преимущественно русскими инженерами.

Сколько это будет в граммах? Сколько было этих русских инженеров? Сколько в этих КБ было инженеров всего и сколько - всего в авиационной промышленности США тех лет?

>Сикорский, до того, как начал строить вертолеты, строил летающие лодки для трансокеанских пассажирских линий.

Я в курсе. Также я в курсе, что удачная модель была одна, а в сороковых фирма обанкротилась.

>сколько можно повторять коммунистическое вранье?

А, так Головин, Родзянко, Алексеев - скрытые коммунисты? Надо же, как хорошо замаскировались.

>броненосцы, линкоры и крейсера строились сериями по 4-5 штук, миноносцы и эсминцы - десятками,

Ага-ага.

"Немало волнений доставил и заказ в Англии тур­бин, вспомогательных механизмов, гребных валов и дейдвудных устройств, размещенный обществом «Руссуд» на заводе «Джон Браун». В воздухе пах­ло порохом, и только по счастливой случайности «Императрице Марии» удалось получить свои тур­бины в мае 1914 года."

""Заказ на сооружение котлов и турбин был дан фирме "Вулкан" в Штеттине (ныне Щецин). ... Завод "Вулкан" проявил недобросовестность и при изготовлении отдельных частей механизмов. Во многих деталях имелись раковины, хотя на отливках и стояло клеймо Германского Ллойда"."

"Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров - крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.
В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок."

И т.д., и т.п.

>артиллерийские орудия - десятками тысяч

За всю ПМВ РИ произвела 11 700 орудий. Это - десятки тысяч? Для сравнения: Германия - 64 тыс., Франция - 23,3 тыс., Великобритания - 26,4 тыс., Италия - 6,5 тыс., Австро-Венгрия - 15,9 тыс. Т.е. мы даже двуединой монархии уступили. Позорище.

>винтовки - миллионами, патроны - миллиардами.

О, как! Винтовки и патроны уже стали хай-теком.
Вы забыли добавить: автомобили - десятками, самолёты - единицами :)
А если серьёзно, то отчего в серию так и не пошёл царь-танк? Отчего первый русский бронеавтомобиль был собран во Франции (да и потом броневики главным образом закупали за границей)? Отчего до ПМВ не развернули собственное производство авиамоторов? Отчего на "Новик" и "Муромца" ставят заграничное двигло? Отчего в 1913 году закупали за границей даже косы и серпы? Оттого, наверное, что промышленность была могучая?

Reply

ext_684599 August 29 2011, 08:10:41 UTC
>да, конечно. Но здесь нужно учитывать, что промышленное производство России после т.н. "февральской революции" быстро падало из-за развала государственного управления и к лету 1917 года упало практически до нуля. А в остальных воюющих странах оно росло до конца войны. Если же сравнивать период от начала войны до февраля 1917 года, то РИ занимает свое 4 место, поскольку САСШ тогда еще не воевали.

"В ещё более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской Армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшее не более 5 двигателей этого рода в месяц. Вследствие этого снабжение нашего воздушного флота авиационными моторами могло основываться главным образом на привозе из-за границы. Но наши союзники, занятые чрезвычайным усилением своих воздушных войск, очень скупо уступали нам эти двигатели", Головин.

"Брусилов, Каледин, Сахаров, просили обратить самое серьѐзное внимание на авиацию. В то время как немцы летают над нами как птицы и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться..." М.В.Родзянко

"Последние данные, которые я получил, рисуют положение безнадежным: отечественное производство не может нам дать не только орудий, но даже снарядов в достаточном количестве для выполнения одной хотя бы операции, длительностью не менее 20 дней. Попытка приобретения в Англии и Франции тяжелых орудий, преимущественно 6-дм калибров, столь нам необходимых для борьбы с блиндажами и укрытиями, и 42-лин. пушек потерпела полную неудачу. Нет надежды и на изготовление соответствующих снарядов" Алексеев - Жилинскому.

"Немцы вспахивают поля сражений градом металла и ровняют с землёй всякие окопы и сооружения, заваливая часто их защитников с землёю. Они тратят металл, мы - человеческую жизнь. Они идут вперёд, окрылённые успехом и потому дерзают; мы, ценою тяжких потерь и пролитой крови, лишь отбиваемся и отходим" Зуев - Поливанову.

>Если же сравнивать период от начала войны до февраля 1917 года, то РИ занимает свое 4 место, поскольку САСШ тогда еще не воевали.

Вы, видимо, не понимаете, что воюют не места, а реальные орудия, самолёты, танки и т.д. Весь миф об успешности РКМП вырос как раз на том, что внимание заостряют на месте и темпах роста, напрочь забывая об абсолютных величинах. Выше я привёл несколько цитат на тему того, как обстояло дело с обеспечением армии. Иначе, как 3,14здец, это не назовёшь.

>думаю, что только британские дальномеры Барра и Струда.

Телефоны и приборы СУО - заводы Гейслера и Эриксона. Т.е. весь "хай-тек" - иностранный. ЧТД.

>Замечу, что СССР использовал импортные компоненты и оборудование в не меньшей степени

Докажите.

>теплоходы возили нефть по Волге.

Все три?

>"Муромцы" тоже изначально задумывались как пассажирские самолеты.

И иметь их предполагалось в каких количествах (с учётом способностей нашей промышленности)?

>путаете хрен с пальцем. В Германии был построен легкий крейсер "Новик", погибший в Русско-Японскую. А 36-узловые эсминцы, прослужившие, как и царские линкоры, до начала 50-х, были русской постройки по русскому проекту.

... и с немецкой силовой установкой. Так что я ничего не путаю.
"Заказ на сооружение котлов и турбин был дан фирме "Вулкан" в Штеттине (ныне Щецин). ... Завод "Вулкан" проявил недобросовестность и при изготовлении отдельных частей механизмов. Во многих деталях имелись раковины, хотя на отливках и стояло клеймо Германского Ллойда".
И с "муромцем" - та же фигня: "К сожалению, в то время в Российской империи не было собственного производства авиамоторов, поэтому на «Илью Муромца» были поставлены немецкие моторы «Аргус» (Argus) мощностью 100 л.с. каждый".
Или, может, Вы хотите сказать, что двигатель для самолёта и силовая установка для эсминца - это так, маловажная мелочь?
СССР для своих кораблей атомные реакторы за рубежом заказывал или нет?

Reply

(The comment has been removed)

ext_684599 August 31 2011, 09:34:04 UTC
>действительно, производство авиамоторов в России было довольно небольшим, и Россия сильно зависела от импортных поставок.

60 штук в год - это называется не "довольно небольшое". Это называется "практически отсутствующее".
Опять же, ради интереса приводим производство самолётов за годы ПМВ: Германия - 47,3 тыс., Австро-Венгрия - 5,4 тыс., Франция - 52,1 тыс., Великобритания - 47,8 тыс., Италия - 12 тыс. РИ - жалкие 3500. Т.е. тут мы уже на последнем месте, снова пропустив вперёд такую могучую индустриальную державу, как Австро-Венгрия. А теперь, чтобы понятен был масштаб, приведу-ка я производство снарядов за годы ПМВ и население стран на её начало (в млн.): Германия - 306/67,5, Австро-Венгрия - 80/52,7, Франция - 290/39,7, Великобритания - 218/46,0, РИ - 67/180,6. Т.е. по населению - РИ на первом месте, по производству не только хай-тека, но и даже просто необходимого - стабильно на одном из последних. Могучая промышленность РИ такая могучая.

>При этом СССР наладил массовое производство собственных авиамоторов только к 1935 году.

Т.е. за 6 лет, до вступления в Мировую войну, а не на третьем её году.

>Эти моторы представляли собой копии BMW, Райт-Циклонов и Гном-Ронов.

А РИ выпускала сплошь самобытные образцы или тоже копипастила?

>цитаты русских военных и политиков, которые Вы приводите, относятся к "снарядному голоду" 1915 года.

Да что Вы? Слова Родзянко относятся к июню 1916, Головин в своём исследовании пишет, что проблему с авиацией так и не решили до 1917го, письмо Алексеева - это также 1916 год, и только Зуев действительно писал о "великом отступлении" 1915го. При этом, замечу, что проблемы в 1915 году были у всех - никто не рассчитывал, что война затянется. Но прочие страны худо-бедно обеспечили армию необходимым, а РИ сдулась.

>К 1916 году эта проблема была решена

Ась? "в 1916 г., хотя Русская армия и вышла из катастрофы в снабжении снарядами, она все-таки не была удовлетворена в требуемой степени. Из личного опыта участия в четырехмесячном сражении в Галиции в качестве начальника Штаба VII армии могу засвидетельствовать, что мы никогда не получали просимого нами количества снарядов. Каждое наше требование, хотя и основанное на тщательном расчете, сильно сокращалось. Таким образом, расход в летнюю кампанию 1916 г. является не нормальным расходом, а урезанным." Головин. Т.е. ситуация из "ужас-ужас-ужас" стала просто "ужас-ужас". Огромное достижение, да.
Более того: "Труднее было со снарядами для легких гаубиц и для тяжелой артиллерии, но вопрос этот не обострялся, так как количество этого рода орудий было все время значительно меньше нужной для армии нормы".

>российских заводов Гейслера и Эриксона, российских. Точно так же электродвигатели и генераторы выпускали российские заводы Сименса и Шуккерта

Дано: у меня в городе автозавод выпускает машины марки Хёндай. Вопрос: является ли Хёндай отечественной маркой автомобиля?
Кстати, а силовая установка там чья была?

>см. историю совецкого авиастроения и судостроения 1920-1930. Откуда взялись авиамоторы, паросиловые установки для лидеров "Ленинград" и "Москва", где был построен лидер "Ташкент" и т.д. Также внимательно изучаем номенклатуру поставок по ленд-лизу. Думаем над тем, зачем Черчилль одновременно произносил речь в Фултоне и продавал т.Сталину новейшие реактивные авиадвигатели "Роллс-Ройс" и "Нин", и какую роль сыграли эти двигатели в совецкой послевоенной авиации.

Хотелось бы, конечно, сравнения степеней, но да ладно. Отличие СССР от РИ в том, что СССР стремился осваивать самостоятельное производство (с чем в РИ были проблемы). И свой хай-тек (и основную номенклатуру по оборонной части) он производил сам.

>реакторы не заказывал, а вот паровые котлы и турбины - еще как заказывал.

ЧТД. Как только СССР разгрёб бардак, оставшийся от царя-батюшки и подтянул производство, стал строить сам.

>P.S. Argus - французская компания, а не немецкая.

Вы что-то путаете. Argus Motoren - немецкая авиадвигателестроительная фирма. Но это и неважно - всё равно, двигатели заграничные.

Reply

ext_684599 August 29 2011, 08:10:58 UTC
>ИМ пошел в серию с самого начала войны, с июля 1914 года, Капрони Ca-2 - не раньше.

Таки да, я ошибся. В серию они пошли почти одновременно.

>Что касается относительно небольшой серии, то не ясно, ограничивалась она производственными возможностями РБВЗ или армия больше не заказывала. Нужно учитывать, что в условиях Восточного фронта основная польза от тогдашних самолетов была только как от разведчиков, и наличного парка "Муромцев" вполне хватало для оперативной разведки вражеских тылов.

Угу. "Брусилов, Каледин, Сахаров, просили обратить самое серьёзное внимание на авиацию. В то время как немцы летают над нами как птицы и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться..." М.В.Родзянко
Дело было не в "нежелании", а в невозожности: "В еще более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 двигателей этого рода в месяц. Вследствие этого снабжение нашего воздушного флота авиационными моторами могло основываться главным образом на привозе из-за границы. Но наши союзники, занятые чрезвычайным усилением своих воздушных войск, очень скупо уступали нам эти двигатели" Головин.

>Четырехмоторный Пе-8 тоже был выпущен серией около 90 штук.

А ТБ-3 мы уже не считаем?

>РИ проиграла ПМВ не немцам, а внутреннему врагу - левой и коммунистической сволочи.

Знакомый бред. Т.е. это большевики помешали производству снарядов, орудий, пулемётов, авиационных двигателей? Т.е. это они загнали армию Самсонова в окружение и стали причиной "великого отступления" 1915 года? Т.е. это они утопили 2-ю Тихоокеанскую эскадру (про РЯВ не забываем)?
Вы ставите телегу впереди лошади: не война была проиграна из-за революции, а революции начались из-за почти постоянных неудач на фронте. Прежде, чем рассуждать о "левой сволочи", надо хотя бы бегло с Головиным ознакомиться.
Кстати, совершенно неясно, если принять, что РИ - рулез, а СССР - отстой, отчего же тогда первая Германии проиграла, а второй её победил?

>Немцы при этом не дошли даже до Риги и Минска, не говоря уже про Петроград и Царицын.

У немцев при этом был полноценный второй фронт, который и отвлекал их основные силы почти постоянно. Про мелочёвку вроде Италии я уж и вовсе молчу.
"В результате операции «Альбион» германские войска захватили острова Даго и Эзель и вынудили русский флот уйти из Рижского залива". К вопросу о птичках.

>в каркасно-щитовые двухквартирные дома.

А отапливать как? В России, знаете ли, холодно бывает.

>Себестоимость их ниже, чем у хрущоб

Стоимость проводки коммуникаций посчитали?

Reply

(The comment has been removed)

ext_684599 August 31 2011, 09:35:42 UTC
>ТБ-3 было построено штук 300

800 с хвостиком не хотите?

>но к ВМВ они полностью утратили боевое значение и применялись в основном для перевозки грузов.

Во-первых, это не так (ВМв в сентябре 1939 началась, не забываем). Про то, как "звено Вахмистрова" зажигало в Румынии - и вовсе молчу. Во-вторых, а что тогда можно сказать о "муромце"? Ну, кроме мата, конечно.

>в 1916 году российская армия перешла в наступление, никаких крупных неудач на фронте не было.

Да ну? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(1916)
http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/N/Nelipov/Articles/brusil.html
Читайте, просвещайтесь. В двух словах: наступления закончились фейлами средней эпичности и изрядными потерями, приведшими к росту недовольства, что в итоге и привело к Февралю 1917. При этом сколь-нибудь значительного влияния на стратегическую обстановку не оказали.

>Или Вы всерьез считаете Ленина и Ко немецкими агентами?

Нет, разумеется. Я даже больше скажу - я не считаю, что Ленин и Ко играли сколь-нибудь заметную роль в Февральской революции, которая и стала началом конца для армии РИ. А условия для Февральской революции были подготовлены безуспешной войной, потерями, обнищанием в тылу и прочими прелестями.

>газом или углем. Финны живут в таких домах, а у них еще холоднее.

Вы, видимо, не в курсе. 85% финнов живут в климате лучше Московского. Среднегодовая температура выше, климат мягче.

>себестоимость коммуникаций ниже, поскольку не нужна централизованная канализация и горячее водоснабжение

Ага. А тянуть трубы и провода к сорока пяти домам дешевле, чем к одному.

Теперь ещё раз повторю вопросы, слегка их расширив:
Т.е. это большевики помешали производству снарядов, орудий, пулемётов, авиационных двигателей? Т.е. это они загнали армию Самсонова в окружение и стали причиной "великого отступления" 1915 года? Т.е. это они утопили 2-ю Тихоокеанскую эскадру? Это они стали причиной Ковельского тупика?

Reply


Leave a comment

Up