Новая, и довольно большая серия дискуссий касается Эмского ПРИБМАША, его статуса и борьбы вокруг него. Уважаемый
bernard_ предлагает комплекс идей.
С чем, то согласен, с чем-то не совсем, с чем-то совсем не, отчего его мысли и мои комментарии вынесены на обсуждение.
Вокруг одного основного завода может разрастись не более 300-тысячного Череповца или Тольятти. Волгоград или Воронеж, на которые ориентируется Эмск, в два-три раза больше.
Резонно! И я согласен с предложением, что в Эмске несколько заводов - - газопереработка, минеральные удобрения, насосного оборудования, тракторный, швейную фабрику. У всех проблемы, но все как-то выживают. А вот Прибмаш скорее всего уже не откроется.
Приборное машиностроение это не металлургия или химия. Десятки тысяч рабочих мест это тяжелая промышленность. Может быть, легкая. Но не «ПрибМаш».
Здесь Бернард предлагает интересную идею: Завод гидравлического оборудования. Производит в том числе и фильтры для жидкостей. В том числе и наполнитель для фильтров - органическую смолу. С секретной формулой. Через смолы очищают воду и прочие полезные жидкости для химической промышленности. Производственная линия собрана в 1990 по новейшей советской технологии. Кроме того, на его территории стоят недостроенные цеха по производству турбинного оборудования, которые должны были создать много хороших рабочих мест. И это хороший задел на будущее.
Чтобы завод имел большое значение для города, он может и НЕ быть градообразующим. Он может быть символом городской промышленности и гордостью города. Образцово-показательным производством, где делают продукцию мирового уровня.
Именно так! Символ и гордость города, отчего его закрытие воспринимается так печально.
А вот далее начинаются нестыковки
Синие в прошлом году приватизировали завод вместе со складами и документацией, склепали
из гидравлического оборудования несколько примитивных самогонных аппаратов и гонят самогонку, которую очищают через фильтровальные смолы. Женщины-беженки занимаются закупориванием бутылок и наклеиванием этикеток.
Муракин вышел на синих, как на конкурентов по производству водки. Напоминаю, что госмонополия на спиртное уже отменена, а пошлины еще не повышены. То есть, легально производить водку не очень выгодно, ибо цену не заломишь - внутренние акцизы высокие. Разведка доложила, что на складе полно каких-то мешков с этикетками. По внешним связям Муракину сообщили, что эта смола в советское время хорошо шла на экспорт. Японцы добавили, что могут купить все запасы и с удовольствием бы купили формулу и технологическую линию. Напрашивается рейдерский захват завода. Естественно, приватизация оформлена с великим множеством нарушений.
Мне такая ситуация не нравится, так как не вписывается в картину расстановки сил, которую я вижу так. Есть "явный" хозяин города в лице Муракина, бывший член правления завода, у которого именно Прибмаш был основной ставкой. Есть тайный хозяин города в лице Калдуна, который ничего не строил и ничего не создавал, но активно стрижет все, до чего может дотянуться, и, благодаря его методам, не боятся его только люди возможностей и класса Муракина. К тому же, я не помню, чтобы "синие" занимались рейдерством или прихватизацией серьезных промышленных объектов.
Между двумя хозяевами идет война, в том числе и за рынок некачественной водки, которая в нашем сюжете играет роль основного социального зла. Самогон из "Крепости" против того, что Муракин сделал на заводе - возможно, именно при помощи фильтровальных смол. Все попытки брать под контроль промышленность известные мне - дела рук спортменов или отставников а не законников.
Бернард аргументирует свою идею так:
Моя идея в основном связана с неумножением сущностей. Объединение завода и крепости, потому что музей у нас вообще никак не фигурирует. Здесь же причина конфликта Муракина и Колдуна. Здесь же российские реалии на примере производства водки. А то получается, что сначала в фокусе крепость, потом она исчезает из обсуждения и появляется завод. Все события, связанные с Крепостью, замечательно переделываются на завод.Заодно и логичными становятся действия Муракина, потому что выдергивать завод из-под сколько-нибудь значимого авторитета имеет смысл, если с этим авторитетом и так война. 90-е - эпоха беспредела и маловероятно, чтобы кто-то, уважаемый обеими сторонами приехал гасить конфликт.
Но я все-таки не уверен. Будь этот цех непосредственно на территории Прибмаша, война случилась бы ранее. Что же до темы музея-заповедника, то возможно, стоит более подсветить конфликт именно за этот лакомый кусок: Муракину он нужен как часть поместья + ему не нужны конкуренты, тем более из-за того что смола все-таки техническая, качество "Наркомовской" уступает самогону от "синих".
Но у моего соавтора есть предложение и на этот счет:
"Гидромаш" неважно чей, но не Муракина. Либо не настолько принадлежит Муракину, чтобы он мог единолично его продать. Объединяем с Крепостью. На территории некто производит самогонку под крышей Колдуна. Типичная ситуация - новые владельцы сдают все, что можно, в аренду хоть черту. Когда Муракину делают предложение японцы, у него появляется необходимость расчистить тот самый цех от арендаторов-самогонщиков. У тех накрывается выгодный бизнес (нет технической возможности вывезти оборудование, да и халявная смола со склада не лишняя) и они обращаются к крыше - к Колдуну. Колдун рейдерством не занимается и цех не его. Он делает то, что обычно делает крыша, то есть, ставит охрану и забивает стрелки.
Такая ситуация кажется мне реальнее, но только если Муракин не начинал на Прибмаше. Если его ставка в ином месте, а Завод он подмял под себя не так давно. Впрочем, это снова заставляет нас окончательно определиться с началом муракинского пути (мементо дискуссию с Таркилом: мародер или красный директор) и тем, на чем же он ТАК раскрутился.
В общем, жду мнения прочих соавторов и консультантов, особенно Цыгана, который и предложил в свое время назвать завод Прибмашем.