16 и 17 апреля состоялся двухдневный форум MGIMO Business Spring, который собрал экспертов в области экономики, руководителей корпораций, аналитиков и молодых ученых. Согласие на участие дали ведущие сотрудники компаний: Газпромбанк, Ростех, Сибур,АвтоВАЗ, Siemens, PepsiCo Россия, Crocus Group, Лакталис и многие другие.
Представители бизнес-элит провели отдельные лекции для студентов и гостей университета. Открывала мероприятие дискуссия, посвященная вопросу импортозамещения в российской экономике.
Дмитрий Колобов (директор стратегического развития ООО «Сибур»): В прошлом году мы решили разобраться в ситуации с импортозамещением относительно сектора нефтехимии. Обозначили его тремя цветами: красный (продукция и технологии, которые пока не будут производиться в России) желтый (можно производить, но потребуется 2-3 года) и зеленый (в России можно оперативно приобрести).
Выводы оказались таковы: большая часть материалов и технологий для производства нефтехимии относятся к красному и зеленому секторам. В этом смысле мы поняли, что импортозамещение является реальной проблемой, если идти по пути конфронтации и усиления санкций. Пока санкции избирательные и мы с этой проблемой не сталкиваемся.
Импортозамещение - это задача, которую должно ставить перед собой государство, а не частная компания, потому что частной компании все равно - где покупать. Ей главное соотношение цена/качество.
Есть модель американская, когда формируется максимально прозрачный, свободный рынок. Туда приходят капиталы, люди, технологии.
Китайская модель - это целенаправленное развитие в духе Советского Союза, но с более глубокими деталями и длинным горизонтом планирования. Существуют множество государственных фондов, которые инвестируют в собственные технологии
Ближневосточная модель больше строится на том, что страны этого региона припирают компании, которым они разрешают развиваться у себя, дают им льготные ресурсы и на базе этого создают крупнейшие проекты.
В России сейчас, к сожалению, мы замерли между моделями. Производство у нас должно быть конкурентно и по цене и по качеству, иначе это будет не решение, а просто паллиатив. Со своей стороны готовы работать с государством и производителями оборудования по созданию качественных производств. Готовы поддерживать государство, но и ждем соответствующего отношения к себе. Важно понимать, что проблема импортозамещения не решается за год. Это вопрос 10-15 лет.
Сергей Крылов (вице-президент GR ООО «Siemens»): Хочу посмотреть на ситуацию с точки зрения иностранной компании, которая здесь работает более 160 лет. В чем его отличие от предыдущих кризисов? Политические интересы превалируют, мешая развитию глобальной экономики и международным связям. Что делать и как себя вести иностранной компании в России сейчас?
Этот вопрос встал перед Сименс еще в начале 2000-х годов, когда появилась развилка - либо просто поставлять продукцию из-за рубежа, либо начать производство здесь. Мы задумались над локализацией и кризис 2007-08 годов только помог процессу. Стало более понятно - кто из российских партнеров выживает на рынке в условиях кризиса, кто более успешен и у кого лучше перспективы.
Местные активы без которых невозможно заниматься производством подешевели, регионы с большей степенью заинтересованности в производстве вышли на первый план. Благодаря сочетанию этих факторов удалось создать несколько очень хороших предприятий, которые ориентированы на создание оборудования не только российским заказчикам, но и на экспорт.
Сюда относится производство трансформаторов в Воронеже и завод "Уральские локомотивы" в Екатеринбурге, который создан с компанией "Синара". Причем, речь о создании принципиального нового локомотива.
Допустим, что надо перевезти уголь из Сибири в центральную часть России. До появления этой модели требовалось разбивать состав на 2-3 части, цеплять локомотивы, собирать все хозяйство в европейской части и везти дальше. Теперь один локомотив, произведенный на заводе "Гранит", перетаскивает через Уральские горы состав длинной 1200 метров без перегрузки.
Есть еще примеры. Через месяц под Петербургом открываем завод по производству газовых турбин. Подобную продукцию на российском рынке до сих пор никто не предлагал. Но не все так хорошо, когда мы говорим о реальном производстве, в том числе экспортоориентированном.
Проблема заключается в рынке. Вы не представляете, какое давление оказывалось со стороны российских компаний и официальных органов, чтобы "Сименс" тут занялся производством медицинской техники: томографы, рентгены и т.д . Но достаточного рынка для подобного просто нет. В мире 4 компании, включая Сименс, которые имеют по 2-3 завода в этой области и возможности производства с избытком перекрывают потребности всех стран на планете. Остается предложить действительно новый продукт, который другие не производит. Вопрос в том, кто этим займется.
Николай Швец (заместитель председателя правления «Федеральная сетевая компания ЕЭС»): В рамках программы импортозамещения были подписаны ряд договоров и уже реализованы несколько проектов. Строительство предприятия с партнером из Кореи "Hyundai", также построен завод по производству мощных силовых трансформаторов под Санкт-Петербургом, в Воронеже с компанией "Сименс" создан трансформаторный завод и сегодня делаются шаги по производству распределительных устройств.
К сожалению, есть несколько серьезных вопросов. В статье 58 Таможенного кодекса указано, что основным производителем оборудования является страна, в которое это оборудование произведено, а импортное оборудование ввезено в страну на основе таможенной декларации. Таким образом оборудование, произведенное на территории России не учитывает уровень локализации, что является важным критерием для продвижения импортозамещения.
Поставляется много оборудования с уровнем локализации 5-10% и очень важным процессом является определение нормативных документов - что считать товаром отечественного производителя.
Сегодня есть ряд таких методик в автомобильном производстве и телекоммуникационном оборудовании, но они фрагментарные и не дают возможности учесть все факторы. Новая методика, разработанная совместно с Высшей Школой Экономики позволяет учитывать затраты на приобретение комплектующих, материальные активы, наличие и владение технологиями, проектами, сервисными центрами на территории России.
Также учитывается - на какой производственно-технологической базе создано это оборудование. Далее можно установить порог, при котором подобное оборудование будет считаться отечественного производства, после чего определить преференции для производителей с высоким уровнем локализации. Прежде всего, работать с ними по долгосрочным, прямым договорами. А те предприятия, которые только стоят на пути локализации, отслеживать и стимулировать достижения у них определенного уровня.
Дмитрий Шугаев (заместитель генерального директора ГК «Ростех»): Во всех странах ВПК является основой для высокотехнологичного производства. Здесь лучшие кадры, самая передовая научная мысль, в том числе прикладная наука. Здесь также по-хорошему должна отсутствовать локализация, заменяясь собственным производством, что не одно и тоже. Тем более, что это вопрос безопасности. Невозможно чувствовать себя спокойно, когда у тебя в элементах новейших вооружений, компоненты из других стран.
Известно, что существуют так называемые незадекларированные возможности. Это, вообще, страшная вещь. В любой критический момент все может остановиться и этого нужно в первую очередь избегать.
Также очевидно, что сегодня мы находимся в конкурентной и очень серьезной с точки зрения безопасности обстановке. Нужно приложить еще немало усилий, чтобы ощущать себя спокойно. Политика импортозамещения не предполагает огульного отрицания всего иностранного, просто нужно разделять - где оно крайне необходимо, а где этот экономический процесс имеет возможность быть растянутым, чтобы набраться сил и сделать производство безопасным, высокотехнологичным, передовым.
МАКиПИ