Я могу сколько угодно следовать Дао, присматриваться к буддизму, изучать Тору... Но образ Христа во мне с детства: сколько себя помню, засыпала я (лет до 10- пока не переехали на новую квартиру) в дедовой комнате под мерный стук его печатной машинки или под звук его голоса - он каждый вечер зачитывал мне главы из своих книг. Главной из которых была, конечно же, "Иешуа, сын человеческий" (иллюстрацию, что вы видите тут - портрет Христа, каким он себе его представлял - дед нарисовал сам).
Хоть написана книга была к 1976 году, но пытался ее издать дед вплоть до самой смерти. То советская власть чинила препятствия, то другие проблемы возникали. Такие как выход незадолго до того книги Александра Меня "Сын Человеческий" - из-за этого пришлось деду менять название на "Повесть о Христе", да и вообще оказалась его книга уже не так актуальна, поскольку на ту же тему... Или такие досадные, как "дефицит бумаги" - как выразились в издательстве (это при уже набранных-то гранках!). В смысле, намекали, что надо вложить немерянно денег, чтобы книга таки вышла означенным тиражем. А взять их деду было особо не откуда... Однако, книгу эту, отпечатанную им на машинке вручную в 7-и экземплярах, один из которых - у меня, с удовольствием читают мои знакомые. Да и сама я, перед сдачей в Духовно-Певческой школе экзамена по Священной Истории, готовилась именно по ней.
Из предисловия к книге:
"Настоящая повесть была задумана мною как историческое исследование, изложенное в манере обычной беллетристики. При этом я не ставил перед собой каких-либо политических или богословских здач и потому не упомянул о многих спорных (но не первостепенных для религии) моментах, как, например, непорочное зачатие Христа, его воскресение, вознесение и т.п., а творимые им чудеса объяснял рационально. Меня в первую очередь интересовала личность Христа-философа, Христа-гуманиста, слава и обаяние которого не меркнут вот уже 2000 лет. Я хотел показать его в обстановке того времени и той страны, придать повести отблеск эпохи с ее характерами обычаями, традициями."
Свое чтение дед попутно сопровождал получасовыми пояснительными экскурсами в историю - про фарисеев, Каиафу и пр. ( в основном, под это-то я в 6-7 лет и засыпала благополучно). А поскольку
дед был еще и актером, то жизнь и персонажи древней Иудеи представлялись мне довольно образно и красочно. Полную драматичности и трагизма сцену в Гефсиманском саду, его любимую, я прочувствовала и прожила несколько десятков раз, затаившись на своей кроватке. Сцену на Голгофе, правда, дед не изображал - жалел детскую психику, наверно...
А вот Мэл Гиббсон не пожалел никого своим фильмом "Страсти Христовы" - так что я до сих пор не уверена, правильно ли поступила, позволив дочке смотреть его вместе со мной.
Перед началом фильма (я, в общем-то, не собиралась его смотреть - тем более, с Настей. Просто включила ТВ как раз в тот момент и на том канале) было несколько очерь противоречивых высказываний известных людей: от "пропаганды насилия" до "полного катарсиса". Мнение Охлобыстина насчет того, что это очередная пестрая американская киношка я оставляю при нем. Хотя считаю неуместным выпендрежем - после просмотра. Сомнения по поводу смотреть или не смотреть у меня исчезли на сообщении о том, что фильм идет на древнеарамейском и латыни и максимально приближен к исторической реальности той эпохи. А после предупреждения о том, что взрослым этот фильм посмотреть нужно, а вот детям с неустойчивой психикой - лучше не надо, я уже не могла оттащить Настю от экрана: все два часа она пролежала, свернувшись калачиком у меня на коленях, читая титры и слушая мои пояснения - фильм рассчитан на тех, кто читал Евангелие.