Детям о сурках

Mar 21, 2018 16:13


Завершила работу над новой сказкой. А на ком испытывать новый продукт, как ни на своих старых верных друзьях в ЖЖ.
Обычно предисловие к брошюрке со сказкой от имени библиотечного издательства пишет Наталья Турцова, но на этот раз мне захотелось выступить самой.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА
В конце 2017 года в Новотроицке на торце дома № 9 по ул. Юных Ленинцев, появился красочный рисунок: стилизованные под мультяшных героев степные сурки - байбаки

весело выглядывают из травы. Придумал и воплотил
[стрит-арт]
https://maki39.livejournal.com/194487.html

молодой красноярский художник Александр Блосяк.

Дом расположен рядом с Молодёжной аллей - любимым местом отдыха горожан. А многие ли дети, да и взрослые, знакомы с жизнью миролюбивых и жизнерадостных обитателей степи - сурков? Так родилась идея написать сказку. В ней нет каких-то головокружительных превращений, волшебства или глубокого философского смысла. Я только хотела показать, как непросто существовать в дикой природе, сколько естественных опасностей подстерегает животных. Задача любого культурного человека понимать это и если не помогать, то хотя бы не вредить. В ходе изучения повадок и образа жизни сурков, я натолкнулась на такой безобразный факт: «Байбак - популярный объект варминтинга, кровавой забавы, при которой стрельба ведётся с большого расстояния по живым мишеням из специального оружия». Надеюсь, что мои маленькие читатели проникнутся любовью к братьям нашим меньшим и никогда не станут убивать живые существа ради спортивного азарта.





Байбачонок и его семья

Дело было весной. На бескрайних степных просторах пестрели цветы, и благоухала сочная майская зелень.  Глубоко под землёй, в сурчиной норе,  молодая сурчиха Гульшат родила своих первенцев: Бату и Айю. Два маленьких, голеньких несмышлёныша толкались и попискивали в поисках материнского молока. Присосавшись к питательному источнику, малыши успокаивались и засыпали. Так проходил день за днём.
Время от времени в нору заглядывал отец семейства Абай - солидный, уже немолодой и опытный сурок. Когда, на взгляд отца, детёныши достаточно подросли и окрепли, настал день выхода в большой мир.
Уже успевшие покрыться нежным сереньким пушком чада, неуклюже спотыкаясь, подталкиваемые и ободряемые матерью, пробирались по подземному ходу. Ориентиром для них служил рыжий хвост отца - Абай шёл впереди, указывая дорогу. У самой поверхности родитель остановился, вытолкал головой наружу земляную пробку, отряхнулся, ловко вскочил на пригорок,  встал в привычную позу, прислушался, осмотрелся и стал ждать появления своего выводка.
В нору хлынул солнечный свет, которого малыши ещё не знали. Он слепил глаза,  сурчата остановились и зажмурились с непривычки. Заминка длилась пару минут.  Гульшат радовалась в душе, разглядывая своих детей, и не торопила их.
Любопытство возобладало над  робостью.  Дети один за другим вскарабкались на земляную кочку и тут же воткнулись носами в меховую шубку отца. Его массивное тело опиралось на короткие сильные задние лапы, передние, с длинными когтями, покоились на брюхе. Раскосые глаза не моргая следили за окружающим пространством, во влажных чёрных зрачках, выгибаясь, как в линзах,  отражался  горизонт. Ноздри изредка чутко подрагивали.
С каждой секундой в маленьком сыновнем сердечке росло восхищение и уважение.  Неужели когда-нибудь и он станет таким же? Малыш обернулся и рассмотрел при дневном свете хорошо знакомую, тёплую и родную мать. Она была не такой крупной, как отец, но неимоверно милой. 
Сестра и брат изумлённо озирались по сторонам. А посмотреть было на что. Стоял ясный солнечный день, над головой простиралась яркая синь высокого безоблачного неба, лёгкий ветерок гулял по степи и трепал макушки отцветающих диких тюльпанов, мерно покачивались разноцветные метёлки разнотравья и молодые колоски злаков. Жужжали пчёлки, стрекотали кузнечики.
«Как же красиво вокруг! Как хороша и прекрасна жизнь!» - такие мысли кружили  голову юного сурка, и он готов был обнять и расцеловать весь этот мир, в который пришёл.



Гульшат подозвала к себе деток и преподала им первый урок. Состоял он из рассказа о том, какие растения или части растений суркам положено употреблять в пищу: «Вот сочные  листья трав, вот корневища и луковицы - всё это вкусно и полезно». Кόрма было вокруг видимо-невидимо, и сурчата начали им лакомиться.
Абай, всё это время зорко наблюдал, не грозит ли опасность его семейству. Вокруг царило спокойствие. Он был вполне доволен - Гульшат принесла замечательное потомство,  лучшего и не пожелаешь! Теперь предстояло обучить их всему, что должен знать и уметь настоящий степной сурок байбάк. Но, на сегодня хватит впечатлений, после сытного завтрака полагается здоровый сон, и он свистом дал команду семье нырять обратно в нору.

Так,  купаясь в любви и заботе, Бату и Айя стали подрастать как на дрожжах. От Абая они узнали, что рядом, по соседству, живут другие сурчиные семьи большого клана байбаков. «У сурков не принято ходить в гости, но если в твою нору забежал другой сурок, прими его, как родного. И тебя в трудную минуту приютят в любой сурчиной норе. Байбак байбаку -  брат, таков закон».

Ещё отец  рассказывал, кого должен бояться сурок: «Врагов, главным образом,  два - это степная лисица корсак и степной орёл. Лисы, орлы и сурки испокон веков живут рядом. Но, так уж устроен мир, что одни животные охотятся на других, и с этим поделать ничего нельзя. Сурок должен быть всегда начеку и, заслышав сигнал опасности - тревожный свист своих сородичей, стремглав прятаться в нору!»

Как и все дети на земле, наши сурчата не очень внимательно слушали своего учителя, любимым их занятием было греться на солнышке,  барахтаться и кувыркаться на зелёной лужайке, озорничать и устраивать всякие прятки и догонялки. И вот однажды беспечность чуть не довела байбачат до беды. Заигравшись, Айя убежала далеко в степь.  Потеряв из виду  своих родных и оставшись одна одинёшенька, бедная девочка побрела наугад, в надежде встретить жилище других сурков и попросить помощи. Нора вскоре и вправду обнаружилась. Вход в подземный коридор был непривычно просторным, и пахло здесь как-то по-особому.  Айя уже хотела войти внутрь, как вдруг из темноты показались два пушистых рыжих зверька.  Малышка на всякий случай затаилась за кустиком чилиги и стала наблюдать.  Это были очень странные «сурчата», с большими ушами  и вытянутыми мордочками.  Какое-то время хозяева жилища с любопытством  принюхивались,  при этом усы их подались вперёд, а в глазах  вспыхнули лукавые огоньки.  Переглянувшись,  друзья затеяли игру в салки.



Как же было обидно и одиноко бедной Айе находиться в сторонке, когда другие дети играли в её любимую игру.
- Девочка,  идём к нам! - позвали озорные лисята.
«Они такие милые!» - подумала Айя, - «Ничего ведь не случится,  если я совсем немножечко поиграю?» - и она присоединилась к компании.
Тем временем Бату заметил пропажу сестры и бросился в ту сторону, где последний раз видел резвящуюся Айю. Разогнавшись,  байбачонок споткнулся о камень и кубарем покатился под горку,  пока ни очутился в воде.  Дело в том, что их семейная нора располагалась на холме, а у подножия бил родничок. Источник давал начало ручейку, в который и угодил наш герой. Глубина была сурку по колено. Бату как ошпаренный выскочил из ледяной ванны, отряхнулся и побрёл вдоль берега искать сестру.

Неподалёку от этого места рос раскидистый карагач. Однажды на дереве устроили своё гнездо степные орлы, и теперь каждый год по весне супруги прилетали выводить потомство. Вот и сейчас в гнезде галдели птенцы. Маленькие проглотыши всё время требовали пищи, а их родители целыми днями парили в небе, высматривая добычу.
Из зарослей прибрежной осоки послышался шум. Бату насторожился. Четверо молодых птенцов-жаворонков не поделили пойманную букашку и устроили потасовку. Взъерошенные храбрецы наскакивали друг на друга,  хлопая крыльями и вереща. Никто не намерен был сдаваться.  Сурок не стал ждать, пока птенцы покалечат друг дружку, и кинулся разнимать пернатых сорванцов.

Высоко в небе показался страшный силуэт с распростёртыми крыльями и веерообразным хвостом - это орёл возвращался с дневной охоты. Голодный и злой. В когтях, как и в желудке, было пусто. Тень его зловеще ползла по степи.  И тут острое орлиное зрение безошибочно  различило у ручья пушистый рыжий комочек  в окружении  птенчиков. «Вот так удача, будет у нас сегодня королевский обед!» - обрадовался добытчик.



Уняв забияк,  Бату заметил грозившую с неба опасность. Вспомнив уроки родителей, сурок заработал всеми четырьмя лапами и вырыл небольшую норку, сгрёб в охапку неразумных птенцов, затолкал в убежище и спрятался сам. Только когда над землёй со свистом пронеслась громада пернатого хищника, притихшие озорники поняли, чем могло обернуться их легкомысленное поведение. Со стороны степи с полным клювом пойманных насекомых уже мчалась, спешила мать четырёх недорослей  -  Караторгай. Найдя своих отпрысков живыми и здоровыми,  мамаша обрадовалась,  потом задала детям трёпку. К Бату она обратилась с такой речью:
- Спасибо тебе смелый сурчонок за то, что спас моих кровинушек. Ни на минуту нельзя их оставить одних! В долгу я у тебя теперь. Проси что хочешь, всё для тебя сделаю.
- Тётушка Караторгай, помоги мне отыскать сестрицу мою Айю. Убежала она далеко от родительского дома и не может теперь найти дорогу обратно.
- Это не с твоей ли сестрой забавляются лисята? Ох, и опасные эти игры, - покачала головой Караторгай, - выручать нужно глупышку, пока корсаки-старшие не вернулись с охоты! Сделаем так: я полечу низко над землёй, а ты следуй за мной. У норы я притворюсь раненной и отвлеку лисят, а ты хватай сестру и бегите вместе вверх по косогору, а там, на холме, без труда найдёте свою нору.



Так они и сделали.  Нет лучше игрушки для детей хищника, чем лёгкая добыча. Караторгай так убедительно сыграла умирающего от раны жаворонка, а лисятам настолько понравилась «бездыханная» птичка, что про Айю они совсем забыли.  Храбрый байбачонок воспользовался моментом и умыкнул сестрицу. Сурчата бежали и бежали по тропинке, всё дальше удаляясь от опасного места.
Солнце спускалось к горизонту, степь погружалась в сумерки,  день подходил к концу. Абай и Гульшат, не на шутку встревожившись пропажей детей, обежали  всех соседей, но нигде не нашли своих малюток.  Сели у пустой норы и горько заплакали.
Выбравшись на пригорок, сурчата остановились. Подражая отцу, Бату сел на задние лапы, вытянулся всем телом вверх и призывно свистнул. Из степи донёсся ответный сигнал. Это был голос Абая! Через несколько минут байбачата уже обнимали родителей. Радости не было предела. Тогда Бату понял, что самое большое счастье на земле - это когда все живы-здоровы и вся семья вместе.

Картинки взяты с Интернета.

книга, фотосказка, природа, люди

Previous post Next post
Up