Краеведческие прогулки. Озеро Забой

Sep 17, 2017 11:09

Вернувшаяся в середине сентября июльская жара дала возможность осуществить ещё одно, давно намеченное краеведческое путешествие на озеро Забой. И вот, банда команда из трёх человек из клуба увлечённых новотройчан сидит на остановке и изучает историю образования этой рукотворной достопримечательности посёлка Аккермановка. Я считаю, гораздо интересней исследовать окрестности со знанием дела, поэтому подготовила информационный буклет.

История никелевого карьера и Аккермановки
В конце августа 1929 г. произошло очень важное для края и для страны событие. Исследования в поисках полезных ископаемых дали свои результаты. Иосифом Леонтьевичем Рудницким и другими геологами обнаружены залежи железной руды. За этим пошли открытия других и очень важных полезных ископаемых. В начале 30-х годов между Старой Аккермановкой и ручьём Топка найдены марганец и никелевая руда.
Возвышавшееся над окрестностями место называли Никелевой горой. За открытие месторождения нарком Орджоникидзе подарил Рудницкому легковой автомобиль "Форд". 
Немедленно, как только месторождение никелевой руды и марганца были открыты - сразу было принято решение о строительстве завода по переработке руды в Орске.
12 декабря 1938 года Орский Южуралникелькомбинат уже начал плавку руды.
Из воспоминаний первопоселенца:
«Родился я в селе Пятихатка Днепропетровской области Украины. В эти края мы, несколько семей, переехали в 1926 году. Сначала остановились в Адамовском районе. Голод, никаких тебе дорог, степь бескрайняя. В 1927 году переехали в Орск. В том же году весной в пос. Ново-Троицк. Здесь нам всё понравилось, решили строиться. Дали нам землю, успели кое-что посадить и посеять. Отец устроился на работу в артель, где из камыша делали маты, а из ивовой лозы плели корзины. Артель находилась в Орске, но заказ и работу выполняли в посёлке.
Места всем переселенцам понравились, хотя всё начинать сначала было трудно. Многие занимались сельским хозяйством, огородами, у всех были домашние животные, но были и такие, которые ездили в город на работу. Особенно трудно было 1932-33 годы - сушь, урожая нет, озёра обмелели, кормить скотину нечем. В Орске даже перестали печь хлеб. Вся надежда была на природу и на терпение.
Посёлок расположился на берегу старицы из двух улиц в четыре ряда. Первый ряд почти у самого берега.
В 1933 году я пошёл в школу в первый класс. Школа располагалась на второй линии в крестьянской избе из двух комнат и сеней. Школа уже была и раньше. Сени служили и раздевалкой и комнатой отдыха, зимой мы там играли. Школа отапливалась зимой углём и бывало кизяком, который родители сушили летом. В двух комнатах были длинные столы и такие же скамейки. Доски были не струганы, трудно было писать. Учебники были не у всех. Кушать брали с собой, но не у всех была еда. Туалет был на улице для всех один. Было несколько пионеров, они готовили стенгазету с учителями после уроков, иногда при керосиновой лампе. Учителя были молоды и всегда с нами, им, наверное, жилось не легко. Они снимали квартиру. На первое мая всей школой с учителями уходили в степь, было интересно - кругом тюльпаны, много других цветов. Мы водили хороводы и, помню, пели песню «Мы кузнецы, и дух наш молод…»
С питанием было плохо у многих. Ходили за хлебом в Крык-Пшак. Редко из Орска приезжала машина с хлебом, но и там хлеба было мало.
В 30-х годах людей стало больше: геологи, геодезисты, шурфокопатели. В это же время приехало очень много грабарей. Шла разработка никелевого рудника в районе ручья Топка. Крестьяне из окрестных сёл шли на заработки. Лошадь, телега в два колеса. Они возили никелевую руду через степь в Орск. Когда построили железную дорогу - узкоколейку они разъехались по своим родным местам, оставив о себе хорошую память.
Детвора ходила смотреть на шурфы и шурфокопателей, а потом рассказывали, как оттуда на деревянной бадейке вытаскивали человека и руду.
Летом мы ходили в Ущелье, там располагался пионерский лагерь никельщиков. Сначала нас встречали враждебно - «дикие», со временем мы подружились. Там всё было красиво и весело. Иногда нас угощали - было очень вкусно. Однажды нас пригласили на большой костёр, для нас - мальчишек, это был большой праздник».
В 1934 году в никелевом руднике полным ходом идёт добыча никеля. Появляются первые дома саманные и двухэтажные. Рабочих становится много: железнодорожники, электрики, горняки, геодезисты, геологи, строители и их дети. Уже имеется небольшая электростанция, фельдшерский пункт и начальная школа. На 1 сентября 1935 года в Ново-Аккермановской начальной школе было 160 учащихся, а в 1937 году уже около 300.
20 декабря 1938 года пос. Ново-Аккермановка получает статус рабочего посёлка г. Орска.
В сентябре этого же года в Ново-Аккермановке открывается средняя школа города Орска под № 47.
1941 год. Первые эвакуированные в молодой посёлок Ново-Аккермановка прибыли в августе. Их расселяли в палатки, землянки, бараки, в дома местных крестьян.
Всего за 1941-1945 годы  рудник дал Родине почти девятьсот тысяч тонн никелевой руды.  Но такие темпы добычи  отрицательно сказывались  на характере горных работ. Отрабатывались наиболее богатые никелем участки, а  беднее оставались на стенках бортов, карьер превращался в узкую щель. Позже, как бездействующий, (предположительно в 1958 г.) карьер был заполнен водой. На его месте образовался искусственный водоём, общая площадь которого составила шестьдесят гектаров.

План такой: мы должны обойти озеро по скалистым берегам вкруговую, начиная экскурсию с южной части, там где пляж, осмотреть останки электрической будки и колодцы бывших коммуникаций, заглянуть в каменный "кратер" и пещеры в северной оконечности, посидеть на террасе на западном склоне, встретить закат и вместе с последними лучами солнца вернуться в деревню. Программа была выполнена на 100% и мне показалось, что друзья мои остались походом довольны.






























Наш отряд:  - "Дружба"!
Наш девиз: - Три плавленых сырка - равняется дружба!












Вечерняя "морковка" никогда не заставляет себя ждать.

Забой, природа, поход

Previous post Next post
Up