Сравнивать города, которые стоят на большой реке, и города, где большой реки нет, всё равно что сравнивать человека, у которого в детстве был велосипед, и человека, у которого его не было. Скажем, можно долго и вдумчиво сравнивать Екатеринбург и Нижний Новгород, находить много показателей, по которым Екатеринбург впереди, лучше и больше, но всё разбивается простым фактом: в Нижнем Новгороде есть Волга, а в Екатеринбурге ничего подобного нет. Поскольку сейчас пойдёт речь о набережной, то логично, что сравнение в данном случае надо проводить с Самарой - подобное познаётся подобным. Не буду интриговать и скажу сразу - несмотря на свой масштаб и благоустройство, нижегородская набережная меня скорее разочаровала. На мой взгляд, она хуже самарской. Аргументы идут ниже.
К Чемпионату мира по футболу-2018 и юбилею города набережная подверглась реконструкции. Была уложена тротуарная плитка, оборудованы клумбы и газоны, сделано озеленение. Тем не менее, многое оставляет желать лучшего.
1. Начнём от Чкаловской лестницы и будем двигаться к Речному вокзалу. Это чуть больше трети длины набережной (в целом её длина составляет 3 км), и наиболее интересный её участок.
Хранение фотографий -
фотохостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)
2. По сути Нижне-Волжская набережная (это её официальное название) представляет собой улицу, пролегающую по нескольким уровням высот. По верхнему уровню проложена проезжая часть, которая огибает Дятловы горы от Казанского съезда до Канавинского моста через Оку. Справа от дороги на нижнем уровне проходит сама набережная. Нижне-Волжская набережная в транспортной системе Нижнего Новгорода очень важна, движение там сильное, и власти постарались, чтобы оно было максимально интенсивным. Светофоров там мало (на пройденном нами участке всего три), пешеходам пересечь улицу затруднительно. На Волжском проспекте, который проходит вдоль Волги в Самаре, движение более спокойное и к пешеходам он дружелюбнее, светофоров и переходов там больше.
3. Катер (точнее, баркас) "Герой". Как положено, его история так плотно обросла мифами и легендами, что уже трудно отделить правду от вымысла. Нам он интересен тем, что служит отправной точкой нашего маршрута. Это один из двух памятников на набережной и в этом отношении нижегородская набережная по сравнению с самарской представляет собой натуральный голяк.
4. Чуть дальше "Героя" в направлении Гребного канала стоит один из немногочисленных арт-объектов: олень - символ города. Очень напоминает
козу - символ Самары.
5. Если верхний уровень набережной более или менее облагорожен, то нижний представляет собой вот это. Голые откосы, бетонные парапеты, серый асфальт. Вид, не располагающий к долгим прогулкам. Спусков к воде нет (только у причалов), пляжей, как в Самаре, тоже. Они находятся дальше, в районе Гребного канала, у канатной дороги через Волгу. Если захотите искупаться в Волге, посетив Нижний Новгород, езжайте туда.
6. Лодочный причал.
7. Кафе и закусочные на нижегородской набережной находятся вот в таких типовых постройках. Их тоже немного, три или четыре на всю набережную, что также говорит не в пользу Нижнего. Точки общепита на самарской набережной (стационарные и временные) многочисленнее и разнообразнее. При этом самарская набережная - это не скопище шалманов, те времена давно прошли, всё выглядит пристойно и цивилизованно.
8. Детская площадка возле катера. На мой взгляд, расположение её не продумано. Мало того, что спиногрызы на машинках и самокатах мешают проходу, это ещё и опасно - они запросто могут выехать на проезжую часть. Для просмотра картинки двигайте ползунок внизу.
9. Идём к речному вокзалу. Левее прогулочной зоны проложены велодорожки, тут надо отдать должное проектировщикам - они физически обособлены. В Самаре велодорожки обозначены разметкой, что довольно неудобно. Ещё левее - улица и застройка вдоль неё. Забегая вперёд, скажу, что застройка вдоль проезжей части - это самое интересное, что можно увидеть на нижегородской набережной. Здесь сосредоточены архитектурные памятники XIX - нач. XX вв., творения лучших нижегородских архитекторов. Уличная застройка создаёт великолепный вид на центральную часть города со Стрелки и с судов, проходящих по Волге. На фото комплекс Красных казарм, сер. XIX в.
10. Прогулочная зона. Хотя к юбилею города проведена большая работа по благоустройству, набережная всё равно выглядит пустоватой и неуютной. Зелени мало, высаженные несколько лет назад деревья вырастут и дадут тень ещё не скоро. Скамеек маловато, посидеть негде. Нечем на набережной и заняться. Спортивных площадок, игровых зон, креативных пространств, как на набережной в Самаре, здесь нет. Остаётся ходить туда-сюда под палящим солнцем или моросящим дождём, спрятаться от капризов погоды негде. Скушно.
11. Один из немногочисленных МАФов.
12. Велодорожка.
13. Нижний уровень набережной, как я упоминал выше, представляет собой торжество минимализма. Ни клумб, ни скамеек, ни какого-либо декора. Всё строго по делу - проходи, дорогой товарищ, не задерживайся.
14. Кое-где попадаются спуски к местам причаливания лодок.
15. Единственный элемент украшательства - тротуарная плитка.
16. Монструозные фонарные опоры. Зачем тут так много света, мы не поняли.
17. Куда интереснее гулять поверху и рассматривать дома на противоположной стороне.
18. Большинство зданий дореволюционные за редким исключением. Вот, например, интересное советское модерновое здание, в котором располагается медицинский центр.
19. Жилой дом дореволюционной постройки. Отпидорашен по самое не могу.
20. А это здание подзапущено.
21. Пересечение с улицей Широкой. Здесь можно подняться к Кремлю.
22. Как и положено в столь козырном месте, нижние этажи зданий заняты шикарными магазинами.
23. Одна из редких автобусных остановок.
24. Торговый центр в красивом дореволюционном здании.
25. Жемчужина Нижне-Волжской набережной - торговый дом Рукавишниковых (1913-1916 гг).
26. Вид на здание с набережной.
27. А это вид на набережную с проезжей части.
28. Узковато, особо не разгуляешься.
29. Кое-где в склон встроены павильоны с непонятными то ли пропилеями, то ли колоннадами поверху. Там должны были располагаться информационно-туристические центры, но они пустовали. Лишь в одном находилась касса компании "Водоход", занимающейся водными прогулками и экскурсиями. Впрочем, рассчитывать на неё не стоит. Прийти на набережную, взять билет и через 15 минут сесть на прогулочный теплоход, как в Самаре, вряд ли получится. С водными прогулками в Нижнем Новгороде довольно туго. Они, разумеется есть, но рейсов мало, билеты на них раскуплены полностью и спонтанной прогулки по Волге у вас не выйдет. Билеты нужно покупать заранее и лучше всего по интернету. В кассе их можно приобрести, если только очень сильно повезёт.
30. Причал для круизных теплоходов.
31.
32. Зарядная станция на набережной. Зачем она там - непонятно, по идее, заезд на набережную запрещён.
33. Ещё одна кафешка.
34. Нижегородский речной вокзал. Современное здание построено в 1964 г. Как и везде в поволжских городах, по назначению не используется.
35. Вид на речной вокзал из города, из сквера им. Маркина. Для просмотра картинки двигайте ползунок внизу.
36. Встретили на набережной вот такого интересного человека. В отличие от ряженых казачков, эти люди вроде как приносят пользу, их задача - помогать туристам. Потом встречали людей в таких костюмах пару раз в других местах в городе.
37. Если после чтения моего поста вам показалось, что нижегородская набережная не стоит посещения, то это не так. Для города она однозначно является знаковым объектом, людей там много, прогулка по набережной оставляет яркие впечатления. Некоторые от восторга не могут сдержать чувств :)
38. Заканчиваем прогулку у здания Нижегородской биржи (1895-1896 гг.).
39. Остановка напротив здания биржи.
40. Волга несомненно является одной из основных достопримечательностей Нижнего Новгорода, если не главной. Посмотреть Волгу - обязательно для всякого туриста, особенно если он приехал из города, где больших рек нет. Впечатлений и воспоминаний хватит надолго.
На этом всё. Спасибо за внимание!