Барельеф возле Управления дороги.

Aug 12, 2018 21:27

С год назад periskop показывал мемориал на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге. Помнится тогда эта работа уральских мастеров произвела на него сильное впечатление, не только форма и тщательность исполнения, но и содержание - отражение исторического сознания на текущем этапе развития нашей страны. И вот недавно в Екатеринбурге был открыт ещё один барельеф, посвящённый исторической тематике, причём тематике, профильной для ЖЖ periskop'а. Барельеф рассказывает об истории железных дорог России и истории Свердловской железной дороги в частности. Думаю, Сергею будет интересно посмотреть на него.

20 июля 2018 года в Екатеринбурге проходила Ассамблея начальников железных дорог России. Про это событие я даже не знал. periskop, который обычно освящает все важные мероприятия, посвящённые железным дорогам, про Ассамблею ничего не писал. Возможно, это какое-то рутинное совещание, которое по каким-то причинам носит громкое название. В рамках работы Ассамблеи и произошло открытие барельефа. Находится он слева от здания Управления Свердловской железной дороги, в Печёрском переулке.

1. Здание Управления Свердловской железной дороги, построенное в 1926 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина.



2. Сквер с фонтанами перед зданием Управления.


3. Переулок Печёрский.


4. Чтобы попасть в переулок, нужно пройти мимо сквера, который долгие годы представлял собой заросший гадюшник, место обитания бомжей и алкашей. Недавно сквер был облагорожен, благоустроен и назван в честь К. Т. Бабыкина. Сейчас это вполне цивильное место, где гуляют мамаши с детьми и пенсионеры с собачками.


5. Памятник К. Т. Бабыкину.


6. Табличка с описанием.


7. Печёрский переулок также превращён в сквер, в конце которого стоит барельеф.


8. Взгляд назад в сторону улицы Челюскинцев.


9. Собственно барельеф. Панорамка получилась чуть кривовата, т. к. опыта фотографирования подобных объектов у меня нет, но все детали на месте. Барельеф изготовлен Екатеринбургским художественным фондом, как и барельеф на Широкореченском кладбище. Авторами являются глава ЕХФ художник Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев. Длина сооружения 23 метра, высота 4 метра, вес 15 тонн. Пишут, что имеется возможность расширения барельефа для добавления новых сцен. Барельеф разделён на три части, олицетворяющих три периода в истории России и её железных дорог: первый - от момента появления железных дорог до 1917 года, второй - 1917-1991 гг., третий - с 1991 года по настоящее время. Все три части как бы нанизаны на ось из рельсов. Идея понятная - несмотря на все перипетии, железные дороги скрепляют историю страны, создают единое историческое пространство. По традиции барельеф содержит множество сцен и деталей, некоторые из них даже не сразу заметны. Тем интереснее его рассматривать. Для начала смотрим барельеф целиком. Для просмотра используем ползунок внизу.



10. Рельсы использованы настоящие, свои для каждого периода. Специально сфотографировал маркировку и пару стыков, чтобы было видно, как со временем менялись рельсы.


11.


12. Переходим к деталям. Начало истории железных дорог в России олицетворяет паровоз Черепановых, куда же без него, и первая крупная фигура на барельефе - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями К. Ф. Толь, инициатор строительства Царскосельской железной дороги.


13. Символическая сцена - от начала железных дорог в России, от Царскосельской железной дороги, до конца царского периода, олицетворяемого вагоном царского поезда (хочется добавить "на станции Дно", но скорее всего нет, это какая-то абстрактная сцена последних лет существования империи). Между этими поездами - разведённый Дворцовый мост в Санкт-Петербурге.


14. Паровоз Гаркворта, первый паровоз Царскосельской железной дороги.


15. Вагон поезда Николая II. Кто стоит возле вагона - непонятно, на царя и царицу не похоже. Мимо аллегорически проходят солдаты, отправленные царственным страстотерпцем на убой.


16. Начало регулярных железных дорог на Урале - Горнозаводская железная дорога от Перми, которую представляет Свято-Троицкий собор. Ниже патриархальная крестьянская Русь, разбуженная паровозным гудком. В правой части семья железнодорожника, не знаю, имеется ли ввиду кто-то конкретный или это собирательный образ.


17. Исторические вокзалы - Московский в Санкт-Петербурге, т. н. "старый" вокзал в Екатеринбурге и вокзал в Омске, почему-то уже в советском варианте. Толпы народа и рельсы, видимо, символизируют бурное строительство железных дорог в к. XIX - н. XX вв.


18. То, чем всё завершилось - исторический разлом, революция и гражданская война.


19. Царская индустриализация - паровоз серии Г на фоне заводских корпусов.


20. Виднейшие деятели эпохи - слева С. Ю. Витте, справа П. А. Столыпин. Стоящего посередине не опознал (согласно найденному позднее комментарию художника, это П. П. Мельников).


21. Новая эпоха, паровоз Су, считающийся первенцем советского паровозостроения, на фоне заводоуправления Уралмаша. Выше здание Управление Свердловской (тогда Пермской) железной дороги, а за ним здание НКПС в Москве с характерной башней с часами.


22. Турксиб - один из главнейших символов первых пятилеток, железная дорога, проложенная через пустыню, и физкультурницы, уверенно шагающие к новой жизни.


23. Днепрогэс и школьники, олицетворяющие романтику предвоенных лет.


24. Школьники покрупнее.


25. Советские "железные" наркомы путей сообщения - Ф. Э. Дзержинский и Л. М. Каганович.


26. Снова символическая сцена: строительство (или ремонт) паровоза Су, толпы работяг, превращающиеся в солдат, уходящих на фронт, строительство прифронтовой (а может и тыловой) железной дороги в годы Великой Отечественной войны.


27. Паровозные мастерские крупнее.


28. Стройка крупнее.


30. Великая Отечественная война представлена на барельефе в виде символических надписей, а также сценами взятия Берлина и возвращения фронтовиков домой.


31. Обратите внимание - позади сержанта, награждённого двумя орденами и медалью, сплошь Герои Советского Союза.


32. Послевоенное массовое строительство, освоение Сибири, открытие нефтегазовых месторождений и создание ядерного комплекса. Посередине главный корпус Уральского государственного университета путей сообщения, в советское время Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта.


33. Романтика шестидесятых: геологи-первопроходцы, прорыв в космос, пацаны, мечтающие стать космонавтами.


34. Пацаны, готовые "в космос пешими уйти".


35. Новый тип локомотивов - электровозы ВЛ8. Опять непонятно - это изготовление новых машин или ремонт. Обратите внимание - на втором в ряду локомотиве стоит обозначение Н8, так первоначально обозначалась серия этих электровозов.


36. БАМ.


37. Легендарные министры путей сообщения СССР - Б. П. Бещев и Н. С. Конарев, почему-то с орденом Ленина, но без звезды Героя Соцтруда.


38. Очередной слом истории, Большой Кремлёвский дворец без государственного флага СССР и "Белый Дом" с трёхцветным флагом.


39. Новые времена - снова семья железнодорожников, олицетворяющая преемственность традиций, и объекты, которыми принято гордиться в государстве, "которому двадцать пять лет", например, космодром Восточный.


40. Порты Усть-Луга и Сабетта.


41. "Ласточка" на фоне "нового" екатеринбургского вокзала, который почему-то повёрнут в путям противоположной стороной.


42. "Сапсан" у Ленинградского вокзала в Москве и новое поколение железнодорожников.


43. Доска в память открытия барельефа.


44. А теперь внимание! Сюрприз специально для Сергея Геннадьевича! В одном из укромных мест барельефа скрыт удивительный артефакт! Тадаммм!


45. Народ проявляет к барельефу недюжинный интерес. Чтобы заснять нормально все детали пришлось долго пережидать, матеря про себя проявляющих неуместное в данный момент любопытство.


На этом всё. Спасибо за внимание!

памятники, Екатеринбург, желдор, история

Previous post Next post
Up