Музей боевой славы Урала. Железнодорожная часть.

Dec 28, 2017 22:21

В качестве запоздалого алаверды к посту
Перископа о великолепном музее железнодорожной техники в Питере, расскажу об аналогичной экспозиции в Музее боевой славы Урала в Верхней Пышме́. Эта экспозиция с одной стороны, конечно, куда более скромная, но, с другой стороны, очень цельная, так как посвящена одному конкретному периоду - Великой Отечественной войны, и, в силу этого, тематически однородна.

Экспозиция железнодорожной техники в Верхней Пышме была открыта 9 мая 2015 года и интересна тем, что представляет собой не просто выставку образцов, а оформлена в виде макета железнодорожной станции. Как уверяют музейщики, макет был воссоздан по фотографиям станции Ревда, сделанным в 1943 году. Сами фотографии почему-то не представлены, поэтому можно только догадываться насколько точно удалось это воссоздание. Станция, названная Узловой, разместилась на площади в 2 гектара. Тут имеются 5 путей, на которых экспонируются образцы подвижного состава, сформированные в типичные эшелоны, ходившие по железным дорогам страны в 1941-1945 г.г. Станционные постройки и оборудование представлены вокзалом, водонапорной башней, журавлём для загрузки угля, колонкой для заправки водой и семафором.

1. Общий вид путей.



2. Станция вроде бы тыловая, однако на ней оборудованы позиции зенитной артиллерии для отражения воздушных налётов. 37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К образца 1939 г. Более крупной артиллерии почему-то нет.


3. Здание вокзала. Жаль, что нельзя заглянуть внутрь, там можно было бы с помощью манекенов в соответсвующей одежде представить сценки из вокзальной жизни времён войны.


4. Псевдоисторический артефакт - ещё одна непонятка этой экспозиции. На дворе как бы 1943 год, но эшелоны и номенклатура грузов, которые они перевозят, соответствуют скорее начальному периоду войны. Впрочем, для создания атмосферы этот "документ" с портретами Сталина и Кагановича очень кстати. Висит он в глубокой тени, поэтому прошу прощения за качество фото.


5. У платформы стоит санитарный поезд. Состоит из переоборудованных 4-осных пассажирских вагонов производства Калининского вагоностроительного завода. В музей эти вагоны доставлены с базы запаса на станции Промышленная Западно-Сибирской железной дороги. По поезду проводится экскурсия, но по закону подлости в день нашего посещения её не было. Сзади к поезду прицеплена грузовая платформа с установленной на ней зенитной пушкой 61-К.


6. Общий вид станционной платформы и санитарного поезда. Скамейки, конечно, подкачали, не аутентичные.


7. 2-осная грузовая платформа грузоподъёмностью 20 тонн с установленной на ней зенитной пушкой 61-К. Такими платформами комплектовались все эшелоны, ходившие в прифронтовой полосе. Платформа построена на вагоностроительном заводе им. Урицкого в г. Энгельс.


8. Ведёт поезд паровоз Еа-2408. Эти паровозы строились в США по советским чертежам и поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Данный паровоз построен в 1944 году на заводе Baldwin Locomotive Works. Доставлен в музей с базы запаса Сибирцево Дальневосточной железной дороги в г. Уссурийске.


9. Эшелон с оборудованием на соседнем пути. На переднем плане 4-осные грузовые платформы грузоподъёмностью 60 тонн.


10. Платформа с локомобилем.


11. 2-осный крытый вагон грузоподъёмностью 20 тонн или в более известном варианте "40 человечков иль 8 лошадей". Такими вагонами перевозилась основная масса грузов в ту пору.


12. Ещё один 4-осный пассажирский вагон производства Калининского завода. Прибыл в музей с базы запаса на станции Промышленная.


13. Паровоз Эм-716-66. Построен в 1931 году на Ворошиловоградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции. В 1930-е годы работал на Томской железной дороге. В годы войны был приписан к депо Чусовская Свердловской железной дороги (тогда железной дороги им. Кагановича). В музей доставлен с базы запаса в Шумково.


14. Паровоз Эм-716-66.


15. Эшелон с военной техникой, сформированный из 20-тонных и 60-тонных платформ.


16.


17. Этот эшелон ведёт паровоз Эу-686-09. Построен в 1929 году на Брянском паровозостроительном заводе. До войны работал на Северо-Донецкой дороге (депо Попасная, Купянск - с 1938 года). В 1941 году его перегнали в Тулу, а оттуда на ремонт в Чкалов (Оренбург). После войны работал на Сталинградской (позднее Приволжской) дороге. В музей поступил со станции Щербинка.


18. Паровоз Эу-686-09.


19. Эшелон с цистернами для перевозки нефтепродуктов. На переднем плане цистерна грузоподъёмностью 11 тонн.


20. Цистерны грузоподъёмностью 25 тонн.


21. 20-тонная платформа с запасными колёсными парами.


22. Паровоз Ов-4171. Это один из двух паровозов, доставленных в музей с Трансполярной магистрали из депо Долгое (Красноселькупский район ЯНАО), где он, числясь в структурах ГУЛЖДС, работал на строительстве № 501. Те неуютные места в 2016 году посетил varandej и в его посте подробно показаны условия, в которых этот паровоз находился.


23. Паровоз Ов-4171.


24. Далее идёт железнодорожная техника военного предназначения, о которой я не могу достоверно утверждать подлинная ли она или собрана из кусочков, как это часто практикуют верхне-пышминские музейщики. Для простоты будем говорить о них как о подлинных. Начнём с моторного броневого вагона МБВ-2. Вагон (или его прототип) произведён в 1936-1937 г.г. на Кировском заводе в Ленинграде. Воевал в составе бронепоездов № 60 и "Народный мститель". Имеет толщину брони 16-20 мм. Вооружение состоит из трёх 76-мм пушек КТ (Л-11 или Ф-34), восьми-девяти 7,62-мм пулемётов ДТ, четырёх 7,62-мм пулемётов Максима и счетверённой 7,62-мм зенитной пулемётной установки М-4. Экипаж 35-40 чел. Очень красивая штука, похожа на сухопутный крейсер. Эталонный образец дизельпанка.


25. Ещё один вид МБВ-2.


26. Тяжёлая бронедрезина БДТ-35. Производилась в 1935-1937 г.г. на Подольском машиностроительном заводе. Имела экипаж в 9 чел., толщину брони 10-16 мм и вооружение, состоящее из 45-мм пушки со спаренным 7,62-мм пулемётом в башне от танка Т-26, три 7,62-мм пулемёта Максим, 7,62-мм пулемёта ДТ и зенитной установки. В отличие от предыдущего вагона выглядит как самый настоящий "Железный Капут".


27. Зато имеет сзади "плавники" как на американских авто 1950-х годов.


28. На отдельном пути стоит бронепоезд БП-43. Проект бронепоезда подготовлен в 1942 году специалистами Управления Военных Сообщений Красной Армии и МВТУ им. Баумана. Строительство велось на заводах НКТМ, НКПС и вагонных депо, имевших соответствующие возможности. Всего в 1942-1944 г.г. был построен 21 бронепоезд. В состав поезда входил бронепаровоз ПР-43, 4 артиллерийские бронеплощадки ПЛ-43 и 2 зенитные площадки ПВО-4. Зенитная бронеплощадка как раз и видна на переднем плане. Она вооружена двумя 37-мм автоматическими зенитными пушками 61-К, имеет толщину брони 30 мм и боевую массу 20 т.


29. Артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43. Вооружение состоит из 76-мм пушки в башне танка Т-34, трёх 7,62-мм пулемётов ДТ. Имеет толщину брони 30-45 мм и экипаж из 8 чел.


30. Бронепаровоз ПР-43, вид со стороны тендера.


31. Бронепаровоз ПР-43. Бронекорпус имеет толщину 10-30 мм, а внутри находится второй паровоз серии Ов, доставленный в 2014 году с Трансполярной магистрали.


32. Ещё одна артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43. Обратите внимание, что на бронеплощадках, показанных выше, установлены башни "пирожок", а на этой башня "гайка".


33. Линейка бронеавтомобилей на железнодорожном ходу. Её открывает БА ФАИ-М на базе автомобиля ГАЗ-М1, производившийся в 1939-1941 г.г. на Ижорском заводе. Имел экипаж в 2-3 чел, 7,62-мм пулемёт ДТ и толщину брони 4-6 мм.


34. Переход на железнодорожный ход осуществлялся путём перестановки колёс.


35. Вид сзади.


36. Бронеавтомобиль БА-10 ЖД. Разработан и изготавливался в 1938-1941 г.г. на Ижорском заводе на базе грузовика ГАЗ-ААА. Имел экипаж из 4 чел., 45-мм пушку 20-К, два 7,62-мм пулемёта ДТ и толщину брони 6-10 мм.


37. Переход на железнодорожный ход происходил путём установки специальных бандажей на штатные колёса.


38. Вид сзади.


39. Бронеавтомобиль БА-64В - опытная железнодорожная модификация бронеавтомобиля БА-64, изготовленная в 1942 году на Выксунском заводе. Имел экипаж 2 чел., 7,62-мм пулемёт ДТ и толщину брони 6-15 мм.


40. Переход на железнодорожный ход осуществлялся путём перестановки колёс.


41. Вид сзади.


На этом с железнодорожной экспозицией верхне-пышминского музея всё. Спасибо за внимание!

Верхняя Пышма, музей, техника, Свердловская область, желдор

Previous post Next post
Up