В июле посетили с внезапной проверкой город Казань. В прошлый раз были здесь в 2013 году, с тех пор прошло достаточно времени, чтобы оценить произошедшие изменения. В том, что изменения были, мы не сомневались, Казань активно развивается (или развивалась до недавнего времени, нынешние нехорошие тенденции грозят перевести на подножный корм и Казань, до этого обычно не испытывавшую проблем с финансированием). Кроме того, хотелось посмотреть как тут справляются с подготовкой к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Как известно, эта подготовка весьма радикально повлияла на жизнь некоторых городов, где будут проходить матчи. Казани в этом плане пришлось полегче, тут бо́льшая часть инфраструктуры уже подготовлена. Саму "Казань-Арену" мы не посещали, с ней всё понятно, нас больше интересовала степень воздействия подготовительных мероприятий на сам город и его атмосферу.
1. Но сначала о том, что изменилось со времени последней поездки. Многострадальный ТУ-144 покинул своё гетто на севере города и разместился поближе к цивилизации на одной из площадок Казанского авиационного института на улице Фатыха Амирхана.
periskop будет доволен, доступ к самолёту теперь свободный. Ну, почти свободный - если вдруг недовольные чем-то вахтёры не запрут калитку.
2. Впрочем, даже из-за забора вид на чудо советской техники открывается грандиозный. Не мешало бы, конечно, его отреставрировать, но и в таком виде самолёт весьма впечатляет.
3. Во время нашей прогулки вход на территорию был открыт и машину можно было осмотреть со всех сторон.
4. На улице Баумана завершилась многолетняя реконструкция Дома Печати - пожалуй, самого значительного из казанских объектов конструктивизма. Теперь тут гостиница.
5. Да и сама улица избавилась от раскопок и приобрела вполне благопристойный вид.
6. На Богоявленской колокольне заработала смотровая площадка, неплохое дополнение к уже имеющимся высотным смотровым площадкам Казани. Плюс один к туристической карме города.
7. Проёмы арок на колокольне зачем-то затянуты садовой сеткой-рабицей, несмотря на наличие прекрасной безопасной ограды. Впрочем, какой-то добрый человек понаделал в сетке дырок, куда можно просунуть объектив фотоаппарата и поснимать исторический центр.
8. На который, к сожалению, продолжается наступление застройщиков. Вот эта халабуда теперь нависает над улицей Петербургской. Фото не передаёт всей монструозности этого сооружения, здание реально "давит" своим огромным объёмом всю окружающую застройку.
9. Главное достижение этих лет - это, конечно, набережная на берегу Казанки, неподалёку от Кремля. Казань до недавнего времени была единственным крупным волжским городом без набережной. Строго говоря, и сейчас набережной на Волге тут нет, поскольку город выходит к реке боком. Но имеется альтернатива в виде протекающей через центр реки Казанки. Четыре года назад от Кремля вдоль берега тянулась какая-то невразумительная дорожка, которую язык не поворачивался назвать набережной. Сейчас это обустроенный участок длиной чуть больше километра, популярный среди туристов и местных жителей. Мне набережная не то чтобы не понравилась, но как-то "не вставила". Сходить самому разок посмотреть или сводить туда гостей можно, но любимым местом Казани она для меня точно не будет. Всё тут какое-то "турецкое" - красивое, глянцевое, но рассчитанное на непритязательные вкусы, этакий пакет "all inclusive". Такую набережную привычнее видеть где-нибудь в Анталии. Вот зона заведений общественного питания. Мне это место напомнило 2008 год и одесский пляж Аркадия, застроенный разнокалиберными шалманами. Тут, конечно, всё чинно и благородно, из колонок вместо русского звучит французский шансон, но при этом совершенно помимо воли начинаешь чувствовать запах шашлыка и пролитого пива. Но это мои личные ощущения, у других могут возникнуть совсем иные ассоциации.
10. Кстати, в этом месте к воде подойти нельзя, шашлычныекафе и рестораны занимают обе стороны набережной.
11. Прямо по середине проложена велодорожка, согласно всем канонам урбанизма. В городе я тоже встречал велодорожки, но велосипедистов на них почему-то не было. Возможно, из-за погоды, по фотографиям видно, что в Казани в это время было дождливо. А вот екатеринбургских велосипедистов дожди не смутили бы, гвоздей им всем в покрышки!
12. Релакс-зона. Это уже более или менее классическая набережная, создающая соответствующее настроение. Можно гулять или сидеть, любуясь видами и слушая плеск волн. Жаль, что по Казанке нет судоходного движения, из-за этого набережная получилась всё же немного неполноценной.
13. Противоположный берег Казанки сейчас застроен почти сплошняком. Четыре года назад этот берег был диким, лишь вдали виднелись брежневские панельки Ново-Савиновского района. Мы ещё прогуляемся по этим местам.
14. Четыре года назад мы за всё время пребывания в Казани видели только двух девушек, замотанных в платки. Подумали, что это студентки какого-то религиозного учебного заведения. Сейчас женщины, одетые по "мусульманской моде", встречаются повсеместно, всех возрастов, от маленьких девочек до старух, и всех социальных слоёв. Не могу точно сказать отражением чего это является - исламизации или роста татарского национализма, а может, того и другого вместе.
15. Появились мечети "шаговой доступности". Весьма необычно было слышать призыв к намазу посреди спального микрорайона. Впрочем, оценить реальный уровень исламизации татарского общества за время туристической поездки, конечно, невозможно. Думаю, что он не сильно отличается от уровня религиозности православных, во всяком случае, число посетителей казанских мечетей в обычные (не праздничные) дни не сильно превышает таковое в православных церквях. Которые, кстати, здесь тоже активно строят.
16. Переходим к элементам городской среды, имеющих отношение к подготовке к ЧМ-2018. В рамках этой подготовки в Екатеринбурге с невероятным апломбом было объявлено несколько реформ, которые спустя какое-то время с не менее громким звуком были спущены в унитаз. Посмотрим как с этим обстоит в Казани. Общественный транспорт. Первое, что сильно удивляет (и даже шокирует) приезжих в Казани - это отсутствие маршруток. Они не прячутся где-то на окраинах или маскируются каким-либо образом, их просто нет. То есть Казань единственный в России крупный город, власти которого нашли в себе силы не просто реформировать ("цивилизовать", "осовременить") это уродливое явление, а полностью его ликвидировать. И оказалось, что без маршруток вполне можно жить, и жить неплохо. Основу наземного общественного транспорта Казани составляют автобусы средней и большой вместимости марок МАЗ и НефАЗ. В небольшом количестве попадаются и Пазики. Парк был радикально обновлён к Универсиаде 2013 года, сейчас закупка новых машин осуществляется небольшими партиями, как правило это машины на газомоторном топливе. Бо́льшая часть автобусов низкопольная и полунизкопольная, что на мой взгляд является совершенно необязательной погоней за модой. Сеть автобусных маршрутов очень разветвлённая, покрывает весь город, интервалы движения вполне приемлемые, 5-7 минут, вечером, конечно, больше. К сожалению, казанские автобусы не избежали общей беды постсоветского городского транспорта - раннего окончания движения, после девяти вечера их можно дождаться только чудом.
17. На так называемых "гостевых" маршрутах на остановках висят вот такие навигационные карточки. Для облегчения ориентации остановка отмечена на карте города, перечислены маршруты транспорта, которые следуют через неё с перечнем всех других остановок по маршруту. На маршрутных указателях автобусов и троллейбусов также дан перечень остановок, через которые они следуют, а не улиц, как это обычно практикуют в других городах. Для местного жителя особой разницы нет, а для приезжего такая схема, на мой взгляд, удобнее, так как человек может не знать улиц, по которым следует автобус (тем более, что этот перечень часто даётся в сокращённом виде), но точно знает остановку, до которой ему надо доехать.
18. Общественный транспорт следует по выделенным полосам, поэтому, как правило, избегает пробок. Мы только один раз оказались в ситуации, когда водители, которым нужно было повернуть направо, вынужденно заняли автобусную полосу - въезд в жилой квартал был спроектирован по-дурацки, не все успевали проехать до смены сигнала светофора. Кстати, в центре Казани повсеместно запрещён левый поворот. Для пешеходов это очень удобно, можно смело переходить улицу, не боясь, что кто-нибудь внезапно вырулит из "теневой зоны". Судя по тому, какие петли водители выписывают, чтобы, к примеру, подъехать к железнодорожному вокзалу Казань-2, этот принцип действует и в других местах.
19. Остановки снабжены разметкой, запрещающей стоянку на них любого транспорта, кроме общественного. Наблюдения показывают, что этот запрет тоже в основном соблюдается. Кроме того, казанские водители выдрессированы на пропуск пешеходов, они тормозят у перехода независимо от того собираешься ли ты переходить улицу или просто остановился перевести дух. Лучше перебдеть.
Троллейбус и трамвай развиты в Казани значительно слабее. Трамвай полностью выпилен из центра города, движется только по окраинам, хотя теоретически в Казани сохранилась возможность проехать на нём из одного конца города в другой (хоть и с пересадками), в отличие от того же
Ярославля. Казанский трамвай я видел, но прокатиться на нём не довелось. А на троллейбусе поездил. Троллейбусный парк Казани тоже обновлён, его основу составляет полунизкопольная "Тролза".
20. С ремонтом дорог в Казани всё в порядке, похоже, что, начиная с празднования тысячелетия города, он ведётся постоянно. В преддверии ЧМ-2018 на некоторых участках тоже меняли и без того неплохое дорожное покрытие. Работы ведутся в основном ночью, поэтому засыпать приходилось под визг фрез и гудки машин. Не боятся в Казани и строить многочисленные развязки. На фото кошмар урбаниста - улица Фатыха Амирхана.
21. Внешний вид города. Посмотрите на это фото и скажите, что вы на нём видете. Точнее, чего вы на нём не видете. Правильно, вы не видете на нём рекламы. Казанский центр тотально (ну, почти тотально) зачищен от рекламы. Согласитесь, глаз на таком виде отдыхает. Ничто не отвлекает от созерцания городских красот. Не знаю что будет после ЧМ-2018, надеюсь, Казань примет ещё какое-нибудь крупное международное мероприятие и такая рекламная политика сохранится.
22. Приятно и смотреть, и гулять по таким улицам.
23. За пределами центра города реклама появляется, но и тут она выглядит прилично, а не лезет нагло в глаза. Обратите внимание - никаких перетяжек поперёк улицы, никаких огромных баннеров, закрывающих половину здания.
24. Балконы, на которых сломалась мэрия Екатеринбурга. Как видим, в Казани тоже не получилось полностью вернуть первоначальный вид зданию на "гостевом" маршруте. Но тут хотя бы остекление балконов сделано в едином стиле и не режет глаз.
25. А это здание стоит чуть в стороне и до него руки не дошли.
26. Хрущёвка в центре города. Отколхожена по полной программе. Тут решили, что балконы лучше не расстеклять, а наоборот - застеклить всем в едином стиле. Делалось это за счёт городской казны, что прямо противоположно линии, выбранной екатеринбургским начальством. Выглядит аккуратно, "свежо", как любят выражаться заказчики подобных ремонтов, хотя на эстетическое восприятие здания это нисколько не повлияло, в силу полного отстутствия у хрущёвок архитектуры как таковой. Было убожество, им же и осталась. Только теперь это убожество, отделанное свежим пластиком.
27. Хрущёвка во дворе. С ней особо никто не заморачивался. Подкрасили, поменяли окна в подъездах и сойдёт.
28. Брежневская панелька на "гостевом" маршруте. Тут уже появились какие-то намёки на архитектуру, поэтому застекление балконов в едином стиле пошло зданию на пользу, появился ритм и простенькая 121-я серия "заиграла".
29. Дом в глубине квартала. Здание 86-й серии само по себе очень фактурно и разномастное застекление балконов не бросается в глаза.
30. Оформление входов в едином стиле. После базарного разнобоя наших входных групп выглядит очень прилично, "по-взрослому".
31. Вывески. Казанцы пошли по пути минимализма и стильности. Никаких световых коробов, баннеров, закрывающих здание, объёмных конструкций и прочего мусора. Вывеска чётко показывает что находится в здании и при этом не мешает обзору.
32. Ещё примеры вывесок с улицы Баумана.
33. Вывески заведений общепита. "Стильно, модно, молодёжно".
34. Когда я увидел вот такую вывеску "Пятёрочки", я понял, что Екатеринбургу за Казанью не угнаться. Если только срочно не достанем где-нибудь вменяемых городских руководителей.
35. Ещё несколько моментов, связанных с подготовкой к ЧМ-2018. Уличные аншлаги на "гостевых" маршрутах даны на трёх языках: русском, татарском и английском. Также на трёх языках объявляются остановки в городском транспорте.
36. По городу расставлены талисманы ЧМ-2018 - изображения волка Забиваки (кто придумал это имя?). Я, правда, сначала не понял кто это такой, уж очень волк в исполнении казанских мастеров похож на инопланетянина.
37. Остановки общественного транспорта оформлены на футбольную тему. Я более или менее регулярно слежу за подготовкой к ЧМ-2018 в нескольких городах, и Казань - это единственное место, где предстоящее событие воспринимается как праздник, а не как стихийное бедствие, которое нужно терпеливо пережить, а потом забыть как страшный сон.
38. Подготовка к ЧМ-2018 сказалась на городе благотворно. Он выглядит красивее, чище, стал удобнее и уютнее. Но и без этого Казань великолепна. Можно целыми днями гулять, любуясь памятниками архитектуры.
39. Даже современные казанские постройки вызывают интерес своей китчевостью или уродливостью.
40. К счастью, они не все такие. Попадаются очень симпатичные новостройки.
По Казани будет ещё пара постов, а пока спасибо за внимание!