Итак, паранойя борьбы с терроризмом добралась и до нашего тихого городка. Власти претворили-таки в жизнь идеи нашего Президента, выданные им в ходе набега на Киевский вокзал Москвы. С конца февраля на железнодорожном вокзале Екатеринбурга установлено пять рамок металлодетекторов, призванных помочь в нелёгком деле отлова шахидов. В видеоролике, помещённом ниже, представлены первые впечатления правоохранителей и пассажиров об этом нововведении. (Заодно потренируюсь вставлять в пост видео.)
Осмотр новинки состоялся 1 марта 2011 года. Было проверено основное здание вокзала, тоннель № 2 и тоннель № 1, идущий от нового корпуса. Рамок наблюдал всего три, несмотря на то, что в СМИ заявляют, что их пять. Две из них установлены в ряд сразу за дверями главного входа в вокзал, внутри центрального вестибюля. Справа и слева от рамок металлические барьеры предотвращают возможность обхода их вдоль стен. Между рамками стоит канцелярский стол серого цвета. Видимо, барьеров не хватило, пришлось городить баррикаду из мебели. По уму рамки должны пропускать встречные потоки - один внутрь, другой наружу. Конечно же, никто порядок не соблюдает, а суётся в ту рамку, которая ему милее. Возле рамок дежурит пара-тройка милиционеров полиц мужчин в форме российской милиции образца 1994 года. За время, прошедшее с момента съёмок репортажа, их служебный энтузиазм ослаб, подозрительных лиц они не высматривают, обысков не проводят, а большей частью стоят в тамбуре, курят и треплются с продавщицами вокзальных ларьков. У меня не возникает желания их осуждать, потому, что маразм их нынешней службы понятен всем. Кроме Президента, очевидно. Но хотя бы одно его указание выполнено - милиция полиц блин, да кто они там теперь?.. Короче, люди в сером на вокзале присутствуют постоянно. И то хлеб.
Предоставленные сами себе пассажиры курсируют свободно через рамки в обе стороны. Пищит у каждого первого. У меня пищало тоже, когда я проходил сквозь рамку, стоящий неподалёку мил представитель правоохранительных органов даже не повернул головы. Народу на екатеринбургском вокзале много, поэтому противный писк звучит непрерывно. Надо иметь крепкие нервы, чтобы провести в такой обстановке рабочий день. У многих, особенно приезжих, эти рамки вызывают законное удивление. Бабки с котомками и тележками испытывают от писка шок. Начинаются причитания и попытки доказать, что она "не такая". Тут же образуется пробка. К чести мил уф...сотрудников в форме, разруливают они эти ситуации быстро. Просто проталкивают бабок через рамку и машут им на прощание ручкой.
Народ в вестибюле снуёт туда-сюда, толпится возле информационного табло, стоит в очередях в ларьки. Народу много. Вдоль стен сложены безразмерные баулы отъезжающих на родину гастарбайтеров. Что в них - никого не интересует. В соседнем кассовом зале толпа давится возле окошек. Пройти туда можно как через главный вход, так и через дверку справа, ведущую снаружи в справочное бюро. Установлена ли там рамка, я не проверял.
Третья рамка обнаружена в противоположном конце зала, возле выхода в тоннель № 2. Вернее наоборот, судя по всему, она должна перекрывать выход из тоннеля в здание вокзала. Чтобы направить поток приезжих через рамку, находящийся справа удобный пандус перегородили цепями толщиной в два пальца. Теперь сумки на колёсиках надо поднимать на руки и карабкаться с ними по ступенькам. Ступенек немного, но всё равно приятного мало. Кстати, рамка не перегораживает всю ширину лестничного пролёта, её спокойно можно обойти слева. Дежурный возле этой рамки на момент осмотра отсутствовал. В тоннеле № 1 у нового корпуса рамок нет. Где находятся недостающие две рамки будет выяснено в ходе следующего визита на вокзал. Однако, где бы они не находились, пути проникновения гипотетических террористов в здание вокзала полностью не перекрыты. Можно зайти через тоннель в обход рамки, имеются незащищённые боковые входы, можно зайти с перрона прямо в зал ожидания на втором этаже. Новый корпус и пригородные кассы, где народу тоже тьма, похоже остались вовсе без рамок.
Итого. Широко провозглашённая борьба с террористами на железнодорожных вокзалах обернулась профанацией. Другого, впрочем, и не ожидалось. Контролировать пассажиропоток, который в разы превышает таковой в аэропортах, без создания заторов и пробок очень трудно. Его никто и не контролирует. К рамкам постепенно привыкают и начинают воспринимать их как деталь интерьера. Не удивлюсь, если через неделю-две их отключат. Потому как постоянный писк всё-таки раздражает.
ДОПОЛНЕНИЕ. Четвертая рамка, как оказалось, находится в зале пригородных касс. Стоит прямо посреди зала напротив входа. Слева и справа ничем не ограждена, так что стоит больше для виду.
В связи с установкой рамок закрыты для прохода некоторые входы в здание вокзала. 1. Выход из зала пригородных касс на перрон. Раньше через зал был сквозной проход, теперь, после приобретения билета, нужно выходить снова на площадь и идти в арку вокзала. 2. Вход в основное здание справа от главного входа. Раньше через него можно было попасть в справочное бюро, а из него пройти сразу в кассовый зал. Теперь для получения справки нужно заходить в главный вход, а потом продираться сквозь толпу в кассовом зале. 3. Вход в основное здание вокзала с перрона справа от центрального входа. Через него можно было попасть в залы ожидания на втором этаже.
Центральный вход с перрона, как и предполагалось, рамками не оборудован. Правда, там дежурит наряд милиции. В момент моего появления у этого входа он целиком состоял из представительниц прекрасного пола.
Самая большая неприятность - закрыт огромный кассовый зал на третьем этаже нового корпуса. Видимо, не сообразили как его можно защитить. В отношении удобства для пассажиров - это серьёзный регресс, на уровень восьмидесятых годов прошлого века. Для покупки билетов на поезда дальнего следования остался только кассовый зал в основном здании. Там теперь постоянно громадная толпа.
Да, а пятая рамка так и не обнаружена...