Белоруссия-2012. Городской транспорт.

Jan 15, 2013 11:37

В этом посте поделюсь впечатлениями о транспорте тех городов Белорусии, которые мы посетили летом 2012 года.

Автобусы.

Пассажирский трафик белорусских городов бо́льшей частью обслуживается автобусами (в Минске с автобусами успешно соперничает метро). Подвижной состав обновлён практически полностью на машины местного производства, российские и старые советские (ЛАЗы, ЛИАЗы и ПАЗики) встречаются в незначительном количестве. Имеются также единичные экземпляры б/у-шных автобусов европейского производства, работающих, в основном, на коммерческих маршрутах. Подавляющее большинство моделей белорусских автобусов представлено машинами марки МАЗ. Маршрутная сеть разветвлённая, особенно в Минске, где действует около 170 маршрутов (вместе со специальными и временными). Почти все регулярные маршруты обслуживаются государственными автопредприятиями, что в целом соответствует российской практике. Цвет машин - салатовый различных оттенков, кроме рекламной раскраски. В Гродно в настоящее время осуществляется переход на сине-жёлтую схему раскраски. В Минске встречаются автобусы жёлтого и светло-бежевого цвета.

1. Полунизкопольный (у задней двери имеется ступенька) автобус МАЗ-103 в Гродно на улице Горнового.



2. МАЗ-103 ранних выпусков в Витебске на Московском проспекте.


3. МАЗ-103.065 в Витебске.


4. МАЗ-103.065 в Минске на улице Долгобродской.


5. МАЗ-104, высокопольная, более дешёвая по сравнению с МАЗ-103, модель. Автобус идёт мимо драмтеатра в Гродно по улице Мостовой.


6. МАЗ-104 в Гродно на кольце у Облфилармонии. Автобусов марки МАЗ-103 и 104 в Гродно совсем немного, в то время как в Витебске они составляют основу автобусного парка.


7. Неман-5201, создан на основе ЛИАЗ-5256 и выпускается на Опытном заводе в Лиде. Замечен в Гродно, хотя пишут, что имеется и в Витебске.


8. Неман-5201 на улице Дзержинского в Гродно.


9. МАЗ-105, автобус особо большой вместимости на 160-175 пассажиров. Прекрасная альтернатива моему любимому Икарусу-283. Жаль, что в Екатеринбурге их заменяют на убогие НеФАЗы, а не на 105-е МАЗы. Автобус идёт по улице Ленина в Витебске.


10. МАЗ-105 в Гродно на улице Мостовой.


11. МАЗ-105 в Гродно у площади Тизенгауза.


12. МАЗ-105 в Гродно на улице Дзержинского.


13. МАЗ-105 в Минске на проспекте Машерова.


14. МАЗ-105 в Минске на улице Кирова.


15. Очень интересная машина, МАЗ-107, трёхосный полунизкопольный автобус особо большой вместимости на 148 пассажиров. В России аналогичные машины производит "Волжанин", почти все они эксплуатируются в Москве и Питере. Данный автобус сфотографирован в Витебске, на улице Ленина.


16. МАЗ-107 на бульваре Ленинского Комсомола в Гродно. Машина имеет новую сине-жёлтую раскраску. Автобусы марки МАЗ-105 и 107 являются основой автобусного парка Гродно.


17. МАЗ-107 на проспекте Машерова в Минске.


18. Кроме больших автобусов, встречаются автобусы МАЗ среднего и малого класса. Полунизкопольный автобус МАЗ-206 в Гродно на остановке у Южного рынка.


19. МАЗ-256, белорусский аналог ПАЗика, в Витебске на улице Кирова. Такие автобусы используются в основном на пригородных маршрутах.


20. МАЗ-256 на автовокзале в Гродно.


21. Радимич-А092, белорусская инкарнация Богдана/ISUZU. Собирается из украинских комплектующих на авторемонтном заводе в Гомеле. Используется на пригородных маршрутах и в качестве маршрутки внутри города. Данная машина, сфотографированная в Витебске на улице Ленина, принадлежит "Витебскоблавтотрансу" и ходит по регулярному маршруту.


22. Радимичи на пригородном автовокзале в Гродно.


23. Большинство же парка белорусских маршруток и пригородных автобусов составляет разнокалиберный сброд б/у-шных машин малого класса европейского происхождения. Как правило, на родине они были выпущены в полугрузовом варианте, но белорусские умельцы добавили туда сидений, врезали дополнительные окна, и эксплуатируют их в хвост и в гриву. Вот эти машины на автовокзале в Гродно дожидаются пассажиров, желающих поехать куда-нибудь в район. В отдельных случаях такие автомобили используются и для междугородных перевозок.


24. Раз зашла речь о маршрутках, чуть подробнее о том, как с ними обстоит дело в Белоруссии. В последние годы их количество уверенно сокращается. Основных причин тому две: кризис 2011 года (его пережили не все) и планомерная политика властей по наведению порядка в этой сфере. В первую очередь это касается ужесточения технических требований к перевозчикам. Сейчас в Белоруссии полностью запрещено переоборудование грузопассажирских машин в пассажирские, что должно повысить уровень безопасности и побудить перевозчиков к обновлению парка. Все машины в обязательном порядке оборудуются кассовыми аппаратами и системами навигации. Высота пассажирской двери должна быть не менее 150 см. Под это ограничение попадают большинство "Газелек", у них высота двери на 3 см. ниже. Во-вторых, это система тарифообразования. С конца 2011 года в Белоруссии снято ограничение на рост тарифов на маршрутные перевозки, в результате чего стоимость проезда в маршрутках резко подскочила. Сейчас проехаться с ветерком на частной маршрутке стоит в три раза дороже, чем воспользоваться услугами муниципального транспорта. Это привело к оттоку пассажиров и исчезновению дублирующих маршрутов - одного из главных зол, порождаемых маршрутками. В третьих, это меры по концентрации парка автомобилей и наведение порядка в организационной сфере. Например, в Минске сейчас работают около сотни перевозчиков, имеющих в среднем по пять машин. В 2012 году здесь принято решение об организации единого диспетчерского центра, который будет должен контролировать их деятельность. Все машины будут сосредоточены на одной площадке, где будет находиться ремонтная база. По идее это должно повысить контроль за техническим состоянием подвижного состава и здоровьем водителей. Естественно, не всем перевозчикам это нравится, многие предпочитают прекратить деятельность. За последние два года количество маршруток в Минске сократилось почти в два раза. С моей точки зрения, этому можно только радоваться. Вряд ли маршрутки в Белоруссии исчезнут полностью, всё же пассажирские перевозки это очень востребованная услуга, но той вакханалии, которая творится на Украине и во многих российских городах, здесь точно не будет. На фото - маршрутная "Газель" у Кировского моста в Витебске.


Троллейбусы.

25. Предыдущее фото позволяет плавно перейти к рассказу о белорусских троллейбусах. Троллейбусное движение существует по всех областных центрах, а также в Бобруйске. Бо́льшая часть парка состоит из машин белорусского производства, пишут, что в Витебске есть несколько российских троллейбусов "Тролза", но я их не видел. Сети развиты по-разному. В Витебске они охватывают в основном левобережную часть города, в Задвинье троллейбусы ходят только к железнодорожному вокзалу. Практически все маршруты идут через центр города и по микрорайонам "Юг-1" - "Юг-4" и "Восток". На север троллейбусы ходят только до Смоленского рынка. В Гродно, наоборот, троллейбусы на ж/д вокзал на заходят (он там вообще играет второстепенную роль по сравнению с автовокзалом). Зато там троллейбусными маршрутами связаны все основные районы города, причём существует возможность проехать с юга на север, минуя центр (где, как правило, находится "бутылочное горло"). В Минске конфигурация троллейбусной сети - радиально-кольцевая, от центра города в разных направлениях отходят около десятка основных маршрутов, которые в свою очередь разветвляются по окраинным районам. Эти "ветви" соединяются хордами ("Второе транспортное кольцо"). На фото АКСМ-101ПС производства "Белкоммунмаш" в Витебске на улице Замковой. Окраска витебских троллейбусов - белая с синей "юбкой".


26. Троллейбус АКСМ-201 в Витебске.


27. АКСМ-201 в Гродно на улице Дзержинского.


28. Сочленённый троллейбус АКСМ-213 в Минске на проспекте Машерова.


29. АКСМ-213 в Минске на улице Кирова.


30. Троллейбус АКСМ-321 в Витебске на улице Замковой.


31. АКСМ-321 в Гродно у Советской площади.


32. АКСМ-321 в Гродно на улице Кирова.


33. АКСМ-321 в Минске на улице Притыцкого.


34. АКСМ-321 разных серий в Минске на улице Бельского.


35. Троллейбус МАЗ-103Т в Минске на улице Кирова.


Трамваи.

36. Из трёх посещённых нами городов трамвайное движение существует в Витебске и Минске. Помню, как два года назад, высказывались опасения не помрёт ли белорусский трамвай, уж очень высоки были темпы его деградации. Сегодня можно с облегчением сказать - не помер, выжил и даже пытается развиваться. В основном это пока касается обновления подвижного состава, которое полностью произошло в Минске и частично в Витебске. Сети в обоих городах немногочислены, причём в Витебске они развиты сильнее, чем в столице, где они проходят, в основном, по восточным промышленным районам, частично заходя на север. В Витебске трамвайные сети, в отличие от троллейбусных, относительно равномерно проходят и по Левобережью и по Задвинью. Почти все линии в Витебске выделенные. Знакомство с трамвайным парком Белоруссии начнём вот с этого мастодонта РВЗ-6, которые ещё бегают по Витебску.


37. Трамвай КТМ-5 в Витебске у площади Победы. Трамваи этой марки пока составляют основу витебского парка.


38. Недавно туда стали поступать и новые вагоны АКСМ-60102 производства "Белкоммунмаш". Мне довелось прокатиться на таком в Минске, впечаталения положительные. АКСМ-60102 на мосту Блохина в Витебске.


39. В Минске парк трамваев обновлён полностью вагонами производства "Белкоммунмаш". Старые Татры были распроданы, в том числе 6 вагонов купил Екатеринбург. Новые вагоны ходят бо́льшей частью по-одиночке, СМЕ в Белоруссии используется редко. АКСМ-60102 на путепроводе на улице Долгобродской.


40. АКСМ-60102 в Минске на улице Долгобродской.


41. АКСМ-60102 в Минске на улице Козлова.


42. Немного об оплате проезда в белорусском ОТ. Она осуществляется с помощью покупки билетов. В Витебске и на некоторых маршрутах в Минске билеты продают кондукторы, в Гродно и на большинстве минских маршрутов действует советский способ - талоны нужно покупать в киосках или у водителя, а затем погашать компостером. У водителя талон стоит чуть дороже, чем в киоске. Талон един для всех видов транспорта. Стоимость проезда в пересчёте на русские деньги: 4 руб в Витебске, 4 руб. 50 коп. в Гродно, ок. 6 руб. в Минске. На фото слева направо: витебские билеты, гродненские, минские.


43. Напоследок несколько транспортных логотипов для коллекции Ведмедя. Пояснений делать не буду, и так всё понятно.


44.


45


46.


This entry was originally posted at http://makeev-dv.dreamwidth.org/20869.html. Please comment there using OpenID.

транспорт, витебск, минск, трамвай, троллейбус, белоруссия, гродно, автобус

Previous post Next post
Up