Рассказ о Екатеринбургской городской электричке у меня как-то не задался. То времени писать нет, то настроения. А между тем материал стремительно устаревает, и я уже задумывался о том, чтобы забросить это дело. Тем более, что частично он уже использован в других постах. Но потом решил, что кое-какое представление об этом виде транспорта Екатеринбурга читатели моего журнала всё же должны иметь.
Странно, но толковой схемы Екатеринбургской городской электрички в Сети до сих пор нет, поэтому пришлось сооружать её самому. Общая длина линии ГЭ составляет примерно 30 километров, количество остановок - 11. От станции Екатеринбург-Сортировочный до станции Шарта́ш ГЭ идёт по главному ходу Транссиба, потом переходит на ветку Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск. Маршрут спланирован достаточно толково, насколько это возможно в условиях Екатеринбурга, в единой транспортной связи оказались северные районы города (Сортировка, Семь Ключей), железнодорожный вокзал, центр (конечно, достаточно условный центр), восток и юг города (Уктус и Керамик). Общее время в пути - примерно 1 час. Автомобилистам, наверное, нет смысла пересаживаться со своего железного коня на "паровоз", а вот для безлошадных жителей Вторчермета или Уктуса ГЭ стала большим подспорьем. Главной проблемой ГЭ остаётся то, что часть пути она должна следовать по Транссибу, что не позволяет превратить её в полноценный регулярный городской транспорт, нужно приспосабливаться к графику движения Транссиба. Сейчас составы ГЭ ходят примерно раз в час, с 4:42 до 19:22 по московскому времени, причём примерно с 13:00 до 15:30 в расписании электрички существует "окно". Ещё одна проблема - несовпадение тарифов на проезд в ГЭ и остальном городском транспорте, а также невозможность оплаты проезда в ГЭ Е-картой. Тем не менее, ГЭ как вид транспорта востребована, в год она перевозит примерно 2,5 миллиона пассажиров, и даже пуск метро с Ботаники не смог существенно сократить этот поток.
1. Схема Екатеринбургской городской электрички.
Чуть-чуть истории. Екатеринбургская гордская электричка заработала с 1 сентября 2005 года. Для её запуска пришлось проделать большую подготовительную работу. Т.к. ветка Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск неэлектрофицирована, для начала пришлось навесить контактную сеть на участке от Шарташа до Керамика. Были сооружены три дополнительные платформы для посадки-высадки пассажиров. Первоначально на линии ходили специальные 4-вагонные составы в оригинальной раскраске. Но поскольку ГЭ быстро приобрела популярность, в эти составы народ набивался как в трамвай в час пик и вскоре они были заменены на обычные 6-вагонные электропоезда. Сейчас отличить состав ГЭ от обычного электропоезда можно только по маршрутному указателю на головном вагоне. Оплата проезда осуществляется у кондукторов внутри вагона, тариф на 16.04.2012 составляет 22 рубля, для сравнения на остальном городском траспорте - от 14,27 до 18 рублей в зависимости от тарифа.
Я покажу участок линии ГЭ от станции Шарташ до станции Керамик. Участок от Екатеринбурга-Сортировочного до ж/д вокзала (Екатеринбург-Пассажирский) показывать не буду, фотографии очень плохого качества, т.к. делались на ходу через грязное стекло вагона. Прогуляться пешком по этому участку проблематично, движение там как на оживлённом проспекте. Участок Екатеринбург-Пассажирский - Шарташ я уже
показывал, когда рассказывал об участке Транссиба, проходящем через город, повторяться не вижу смысла.
2. Итак, в предыдущем рассказе мы остановились на
выходе со станции Шарташ, там где главный ход Транссиба отходит левее, а справа начинаются ветки на Челябинск, одна через Каменск-Уральский, другая через Верхний Уфалей. Посмотрим ещё раз - крайняя правая линия, уходящая на насыпь, это линия на Каменск-Уральский, по ней идёт рельсовый автобус РА-2. Средняя свободная ветка - это линия на Верхний Уфалей, по ней и пойдёт выходящая с Шарташа городская электричка. Левая ветка, на которой стоит грузовой состав - одна из веток Транссиба.
3. РА-2, проходящий по путепроводу над линией ГЭ.
4. Окончательное расхождение Транссиба и ветки на Верхний Уфалей. Ветка Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск построена в 1896 году, именно с её помощью Уральская железная дорога, бывшая прежде островной, соединилась с общероссийской железнодорожной сетью. Средний Урал получил выход к Транссибу, правда, пока через боковое ответвление. Начиная со второй половины 1920-х годов, после постройки линии через Каменск-Уральский, движение по этой ветке резко сократилось. Грузовое движение обслуживает местные нужды. Из ПДСов замечены только неизвестно почему загнанный сюда "Баку-Тюмень" да сезонный "Нижний Тагил - Адлер". Ходит пара пригородных поездов - на Полевской и Верхний Уфалей. Ну и городская электричка, конечно. Для любителей фотографировать городскую изнанку малодеятельность этой ветки - благо, можно без опаски для здоровья прогуляться вдоль путей и сфотографировать всё, что надо. Впереди офисное здание с кучей контор, начиная от стройфирм и заканчивая сауной.
5. Пересечение ж/д и Сибирского тракта. Вид в сторону города. В здании слева располагаются запасники Свердловского краеведческого музея. В сером здании справа - автосалон "Шкода". Автосалон "Уз-Дэу" тоже здесь, но остался справа за кадром.
6. Железнодорожный переезд и вид Сибирского тракта в сторону выезда из города.
7. Совсем рядом с переездом находится платформа "Лесотехническая", одна из платформ, построенных специально к пуску ГЭ.
8. Слева, напротив платформы, здание Лесотехнического института, теперь, разумеется, Университета.
9. Справа от платформы недостроенный паркинг, один из долгостроев Екатеринбурга.
10. Надувные корты, приндлежащие развлекательному центру "Луна-2000". Сам РЦ остался скрыт деревьями.
11. Слева от пути какие-то делянки, вероятно принадлежащие Лестеху.
12. Идём вдоль путей, крутя головой из стороны в сторону. Справа горы песка и щебня на площадке асфальто-бетонного завода.
13. Оборудование асфальто-бетонного завода.
14. То ли склад, то ли офис, то ли всё вместе.
15. Здесь становится виден участок улицы, носящей странное название - переулок Базовый. Почему Базовый понятно - кругом одни базы, но почему переулок? Этот переулок имеет длину без малого три километра! Жёлтое сооружение на другой стороне "переулка" - станция Пионерская Свердловской детской железной дороги, проходящей по территории ЦПКиО им. В. В. Маяковского (лес за дорогой).
16. В этом месте даже не верится, что дорога идёт по полуторамиллионному городу. Лес слева - парк им. Лесоводов России, зелёные легкие Екатеринбурга. Едешь как сквозь тайгу и только шум машин справа, мчащихся по Базовому переулку, не даёт проснуться романтическим чувствам.
17. Домик лесника. Где-то за деревьями - конно-спортивный клуб.
18. Офисное здание, возведённое тылом к железной дороге.
19. ЖК "Маяковский", построенный на опушке ЦПКиО. У этих 26-этажных башен трудная судьба, после возведения их в течении нескольких лет не могли сдать из-за неразберихи в документации. Да и до сих пор, НЯЗ, они стоят полупустые. Стоящая рядом с ними 16-этажка 141-й серии кажется маленькой и придавленной.
20. Поработаем зумом, чтобы увидеть кусочек Базового переулка, выходящий к развязке Новокольцовского тракта. 121-я девятиэтажка числится по Онежской, хотя фасадом выходит на Луганскую. Справа 16-этажки на Онежской. Посредине кадра видна верхушка 26-этажки на Братской, до неё отсюда 4 километра.
21. Историческое уже фото - зады бывшего Исетского пивзавода. Основанный в 1907 году, он чуть-чуть не дотянул до своего столетия и закрылся в 2005 году, не выдержав конкуренции с пивгигантами. Было объявлено, что на его площадке будет организован логистический центр, но несколько лет дело не двигалось и только в этом году заводские корпуса стали сносить.
22. Путепровод на Новокольцовском тракте (в народе - Россельбан). В Кольцово - налево, в город - направо.
23. Аквапарк "Лимпопо" и гостиница "Атлантик". Справа - дом на углу Щербакова и Самолётной.
24. Вид назад на Новокольцовский тракт.
25. Река Исеть, вид на юг в сторону Химмаша.
26. Развязка Объездной дороги, в которую в этом месте переходит переулок Базовый. Вид в сторону центра города. Мост впереди переходит в улицу Белинского. Объекты, видные на фото, слева направо: труба котельной завода гражданской авиации, верхушка 25-этажной башни ЖК "Созвездие" на углу Фучика-Белинского, 18-этажка "Солнечный круг" на Белинского, три 16-этажки на Онежской.
27. Вид в противоположную сторону - улица Щербакова. Справа - дом на углу с Самолётной.
28. Объездная дорога, за ней завод гражданской авиации и район Ботанический (в народе - Ботаника).
29. Платформа "Ботаническая".
30. Пешеходный мост через Объездную дорогу, соединяющий платформу "Ботаническая" и Ботанику.
31. Уцелевшая частная застройка слева от железной дороги. Справа по кадру дом на углу Щербакова и Самолётной, в просветах между деревьями видна пятиэтажка вдоль Самолётной. Здесь начинается район
Уктус.
32. Смотрим направо, здесь вдоль Объездной тянется Ботаника.
33. Новостройки Уктуса - 16-этажка на Самолётной и строящаяся 25-этажка (сейчас уже закончена коробка, идёт внутренняя отделка) на Павлодарской.
34. Снова Ботаника, здесь Объездная отворачивает в сторону от железной дороги.
35. Начинаются промзоны. Зады завода РТИ.
36. Показались входные светофоры станции Уктус.
Городская электричка. От Уктуса до Керамика.