Оригинал взят у
eniki_beniki в
Откуда берутся тенденцииПоскольку меня уже несколько раз спросили, как дизайнеры умудряются делать коллекции с одинаковыми силуэтами, орнаментами и цветами, напишу об этом отдельный пост. Нет, они не сговариваются и не воруют друг у друга идеи. У них у всех есть доступ к перспективному (то есть ориентированному на будущее) направлению моды. Это такие книжечки, купить которые можно в особых секретных местах за большие деньги, причём далеко не любому желающему их продадут. А вот откуда они берутся, эти книжечки - интересный вопрос.
Я как-то уже
писала, что мода - это социальный феномен. Она не возникает из ниоткуда, и вовсе не дизайнеры её выдумывают. Дизайнеры моду используют, но зомбирующее навязывание жутких тенденций этими долбанутыми инопланетными существами с подиума, как это любят представлять обыватели, вряд ли так уж возможно. Мода - это индустрия, в которой вращаются существенные деньги, и попусту рисковать ими никто не хочет. Если то, что предлагают дизайнеры, не найдёт отклика у потребителей, то производитель понесёт убытки вплоть до разорения. Так что все дизайнеры стараются минимизировать риски, и большую часть коллекции делать с таким расчётом, чтобы попасть в ожидания публики. И тут мы вплотную подходим к вопросу - а откуда берутся ожидания публики?
Существуют различные социальные факторы, формирующие модные течения. В самом общем плане это можно описать словами "образ жизни людей и их актуальные потребности". Вот так вот - моду формируем мы с вами, обычные люди, сами того не осознавая. Формируем своей жизнью - тем, куда мы ходим, где работаем, с кем общаемся, как развлекаемся, кого боготворим или ненавидим, о чём говорим, какие фильмы и передачи смотрим, что читаем, на каких форумах сидим и что обсуждаем. Во всей этой бурлящей среде можно уловить популярные важные темы - они и ложатся в основу новой моды. Надо только переложить это с одного языка на другой.
Собственно, так и формировалась мода во все века. То, что было важно и интересно многим людям, что отвечало их чаяньям, улавливалось творческими людьми и переводилось на язык архитектуры, музыки, литературы. А также на язык мебели, посуды, одежды, обуви, украшений, запахов. Пока это ново - это мода. Моду можно определить как механизм популяризации чего-то нового, отвечающего актуальным потребностям людей. Например, борьба женщин за равноправие породила женские брюки и женский костюм с прямыми плечами и проклеенной жёсткой полочкой. Потребность в послевоенные 50-е годы XX века почувствовать, что мир снова стал безопасен, и женщины могут снова стать просто женщинами, спровоцировала рождение стиля New Look. Каждый освещаемый в новостях военный конфликт вызывает всплеск популярности стиля милитари - до тех пор, пока люди не устанут от войны, и не начнётся откат, в том числе и в моде. За каждой новой большой тенденцией стоит большой поворот в жизни и сознании людей.
Но вернёмся к прогнозированию моды. Как конкретно это делается? Есть несколько подходов к прогнозированию моды.
Один из подходов - формальный, наукообразный. Он основан на понимании модных циклов. Наблюдение за изменением моды на протяжении многих лет позволило собрать обширный статистический материал и выявить большие и малые периоды возвращения определённых силуэтов костюма, цветовой гаммы, а также отдельно формы рукава, воротника, туфель, размера и расположения деталей и т.д. Это позволяет сформировать некую базу, предполагаемую основу будущей моды. Разумеется, возвращение модных форм - это не буквальное повторение того, что было. Всякий раз надо предположить, как должна выглядеть старая тенденция в изменившемся мире. А это требует от специалиста по прогнозированию хорошего чутья.
Другой подход (впрочем, он прекрасно дополняет первый) - наблюдение за обществом. Самые острые тенденции рождаются не в мастерских дизайнеров и не на подиумах. Так, Мэри Куант как-то увидела, в чём девушки с рабочих окраин Лондона ходят на танцы - и "придумала" мини-юбку. Конечно, не любая тенденция - это "воровство" у народа. Но это обязательное наблюдение за народом. Ловцы тенденций ходят в культовые клубы и рестораны; смотрят популярные фильмы и знают, какие фильмы категории А в данный момент в производстве; они читают книги-бестселлеры и популярных блоггеров; они ездят в путешествия в модные страны.
А ещё они стараются понять, какая реакция будет после того, как общество устанет от того, что модно сейчас. Вот это высший класс работы прогнозиста - наука на грани интуиции, или же интуиция на грани науки. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что Олимпиада в Сочи породит в мире всплеск интереса ко всему русскому. Такие прогнозы очевидны. Но найти антитезу к популярной теме и сформулировать её - это хорошая задача, решить которую могут единицы.
Авангадрные экспериментальные коллекции, которые так любят хаять домохозяйки, тоже дают большой материал для анализа и прогнозов. Это сырой материал, материализация носящихся в воздухе идей и полигон для изучения реакций публики. И опять - это всё довольно шаманская наука, доступная немногим.
Так кто же эти люди, имеющие наглость смелость рассказывать дизайнерам, что им надо сделать? Специалист по прогнозированию моды называется fashion forecaster. Существуют агентства по прогнозированию, вот, к примеру, небольшой список:
http://www.fashiontrendsetter.com/content/directory/trendoffices.html. Они определяют сначала моду в материалах и цветах - на два-три года вперёд, потом тенденции в форме и силуэтах, потом актуальные образы. Эта цепочка логична и понятна для тех, кто в теме - материалы диктуют форму, её тектонику, пластику; материал, форма и цвет вместе определяют диапазон доступных образов.
Производители покупают у агентств по прогнозированию трендбуки - книжки с описанием материалов, цветов, силуэтов, образов. Вот для примера три разворота Textile Report:
Чем авторитетнее агентство, тем точнее проноз, и тем дороже и недоступнее трендбук.
Впрочем, у многих производителей есть свои ловцы тенденций. Они делают собственные прогнозы, основываясь на доступной информации - текстильных выставках, показах, обсуждениях. На изучении образа жизни и настроений целевой аудитории. И на собственной интуиции, без неё здесь никак.
И на десерт - описание одного из малых циклов, проживаемых тенденцией. Он довольно условный, но общее представление даёт.
Новая мода начинается с новых материалов (их можно посмотреть на текстильных выставках за пару лет до сезона X). Как я уже писала выше, материал диктует форму. К примеру, преобладание жёстких, сухих материалов диктует чёткие силуэты, жёсткие формы и многочисленные членения как способ формообразования. Эта жёсткая сухая форма появляется в моде сначала в чистом виде, не смешанная с другими композиционными приёмами. Новая форма - основа для индустрии на несколько лет, и когда она только появилась, её надо хорошо показать/рассмотреть. Поэтому никаких орнаментов, сложных сочетаний цветов, навороченных аксессуаров. Только новая форма, новый силуэт. Обычно новая форма приходит в осенне-зимний сезон.
Дальше новая форма переходит в весенне-летний сезон, тут она "переодевается"в более светлые и чистые цвета и более тонкие ткани.
Потом форма уже не нова, и её начинают декорировать. Отделки, аксессуары, сложные колориты, броская фурнитура...
Потом форма надоедает. И её показывают в очень орнаментированном варианте. Орнамент становится важнее формы, визуально разрушает её. А в следующем сезоне скорее всего появится новая форма - снова в чистом варианте.
Конечно, в жизни этот паттерн встречается не так уж часто, обычно он подвержен воздействию ещё множества самых причудливых факторов. Так я и говорю - это шаманство, наука на грани интуиции.