В последнее время в топовых постах ЖЖ ведутся ожесточенные споры об услугах стилиста, их качестве, ну и всюду раздаются эмоциональные крики души о том, что стилисты - шарлатаны, деньги берут с бедных граждан ни за что, а сами подсовывают им халтуру.
Я хочу немного рассказать о правилах, которые нужно соблюдать в отношениях стилиста и клиента, чтобы по возможности избежать разочарований и судебных разбирательств. Рассмотрю как юридические вопросы, так и вопросы отношений.
Первое правило
: обязательно заключайте договор! Это важно для обеих сторон.
Начну с того, что сфера оказания услуг вообще очень нечетко урегулирована законодательством, это обусловлено спецификой правовой природы самих услуг, уж очень они разные: вы можете заказать книгу имиджа для своего котика, а можете - концепцию захвата Вселенной. Отдельные виды услуг регулируются законодательством, на некоторые - установлены стандарты оказания.
К сожалению, услуги стилистов-имиджмейкеров не регулируются ничем, кроме общих положений Гражданского кодекса.
Соответственно, поскольку законодатель нам не помощник в плане определения стандартов оказания услуг, мы должны сами как можно подробнее прописать в договоре техническое задание, сроки оказания (если услуги оказываются поэтапно - то с четким указанием сроков оказания по каждому этапу), порядок оплаты услуг.
Отсюда второе правило: не ограничивайтесь формальным договором на одну страничку, четко описывайте свои отношения еще до начала оказания услуг!
Услуги стилиста по сути своей настолько зависят от ожиданий клиента, что их надо обязательно зафиксировать! И это - задача стилиста, именно он должен оценить эти ожидания, и прикинуть, сможет ли он их оправдать. Клиенты бывают разные, из некоторых слова не вытянешь, другие сами не знают, чего хотят, думая, что за них всю работу сделает профессионал, а третьи постоянно «меняют показания».
Вообще, довольно часто встречаются ситуации, когда стилист понимает, что с данным клиентом он не сможет и не должен работать (по разным причинам: это может быть полное несовпадение представлений о том, что нужно клиенту, так и банальная неприязнь).
Стилист должен четко показать клиенту, что тот получит на выходе, и сделано это должно быть еще до заключения договора. Портфолио, имидж-концепции, фотосессии «до и после», другие примеры работ.
С другой стороны и клиент должен внимательно ознакомиться и понять, что ему предлагается, какие деньги и когда он должен заплатить, и что он получит в результате услуг. Клиент также должен понимать, что работа со стилистом - процесс двусторонний, никакой профессионал не сможет решить проблемы со стилем для человека, который сам не собирается в этом участвовать! Чем больше отдача от клиента в процессе работы, тем лучше результат! Если отдачи нет - велика вероятность получить безликий набор советов, применимых разве что для абстрактного человека.
Третье правило: Не молчите! Если в процессе работы стилист или клиент поняли, что взаимодействие не клеится, нужно сразу попробовать разобраться, не отрицая проблемы! Возможно, нужно поменять схему работы или объем услуг, возможно, нужно просто разойтись, если отношения совсем расстроились.
При этом стилист, конечно, должен предпринимать активные попытки понять, что нужно клиенту, объяснять ему, почему он делает то, что клиент не понимает, а он вправе не понимать, он же не эксперт! Стилист должен быть ориентированным на личность и потребности, должен быть внимательным к клиенту на всех этапах работы, это его первостепенная задача.
Но бывает и так, что никакие попытки профессионала не приводят к взаимопониманию, либо клиент намеренно идет на обострение конфликта, либо опять же, выявляется, что как люди стилист и клиент не совпадают, их встреча была ошибкой и т.д. На этот случай важно помнить, что любая из сторон вправе в любой момент отказаться от исполнения договора. В договоре для этого нужно предусмотреть схему оплаты, которая позволит относительно безболезненно расстаться на любом этапе, размер оплаты по каждому этапу работы и размеры отступного.
Клиенты, не надо ждать чуда, если ваша работа со стилистом постоянно оставляет в вас недоумение, неудовлетворенность, не молчите! Если вы молча платите и вяло возражаете, это неконструктивно: стилист будет продолжать думать, что все в порядке, и не сможет понять, что именно нужно поменять в работе. Скажите, что именно не совпадает в работе с тем, что вы ожидаете.
Четвертое правило: помните о том, что оказание услуг стилиста, как я уже говорила, нигде не стандартизировано. Представления о прекрасном, практика работы, визуальное изложение материала, оценка типа внешности, подходящий вам индивидеальный стиль, - все это практически не подлежит «объективной» оценке, и определяется субъективно исходя из понимания и представлений стилиста. Это не лохотрон, а особенность данного вида услуг. Кто-то увидит в клиентке Марлен Дитрих и Лето, а кто-то - Рэйчел из «Друзей» и Осень. И это нормально.
Пятое правило: всегда определяйтесь заранее с классификациями, которые вы будете использовать в работе. Кто-то из клиентов жаждет узнать, что она - Лето, Груша, Афродита, Гексли и Софт Драматик (а также Козерог и Лошадь), а кто-то относится к таким классификациям не очень хорошо (то же самое и о стилистах можно сказать, кто-то не признает классификаций и работает исходя из личности клиента, а кто-то активно пользуется классификациями для наглядности).
Шестое правило: Берегите персональные данные клиента и репутацию стилиста! Публичные споры в интернете оправданы только в случае вопиющего несоблюдения ваших прав, если до этого вы приложили все силы для их защиты, а услуг вам все равно не оказали или не дают ответ на претензию. Но и тогда общественный резонанс может привести скорее к нежелательным последствиям для обеих сторон.
В итоге все может нарасти как снежный ком, и стилист пойдет в суд с иском о защите деловой репутации (которая очень важна для него), а вы - с иском о некачественном оказании услуг. И мы будем говорить уже о ценах на услуги адвоката!
Уж лучше не затягивать и решать вопросы как только у вас зародилось сомнение в том, что процесс работы вас устраивает!
И еще: если спустя длительный срок вы посмотрели в работу стилиста и поняли, какая невыносимая банальность там написана (а раньше вроде были довольны), имейте в виду: стилист работал с вами тогдашним, исходя из ваших способностей на тот момент! А сейчас вы словно пятиклассник, который смотрит в свои тетрадки за первый класс, и думает: "Каким простейшим вещам меня учили, наверное, этот учитель совсем ничего не смыслит в русском языке!"
фотография для статьи взята с
http://www.znaikak.ru