Мельница в селе Бариновка

May 30, 2012 18:27

Как стремительно развиваются технологии, каких-то лет десять назад мечтал, чтобы нам провели телефон, а на подключение нужно было записываться в какую-то невообразимо огромную очередь. А теперь уже провайдеры выстраиваются в очередь, чтобы обеспечить интернетом, завлекая различными тарифами и скидками. Век интернетов, космических кораблей бороздящих околоземную орбиту. Когда в большом андронном колайдере физики разгоняют и сталкивают не только ионы, но и две теории, описывающие физическую реальность, приближаясь к разгадке тайн возникновения Вселенной, а компьютер успевает устаревать по дороге от витрины до кассы. На фоне всего этого ветряная мельница кажется каким-то уже давно забытом объектом из далекого прошлого, из детских сказок, учебников, книг.



А вспомните когда и где вы видели её в последний раз, наверняка на иллюстрации какой ни будь книги, или картине художника пейзажиста. Узнав, что у нас в Cамарской области ещё сохранилась одна ветряная мельница, моментально загорелся желанием непременно побывать там и посмотреть на неё своими глазами. Желание прикоснуться к истории зародившись уже не оставляло в покое. И вот этой весной наконец-то осуществил эту поездку.
 
       

Стоит мельница в селе Бариновка Нефтегорского района Самарской области. Добраться до туда не составило особого труда, сев на рейсовый автобус доехали до места. «Тут глазам их открылось не то тридцать, не то сорок ветряных мельниц, стоявших среди поля» прям как в романе Сервантеса, только на самом деле мельница была одна. Подъезжая ещё из окна автобуса увидели её, а расположена она недалеко от дороги прямо на окраине села потому хорошо видна с дороги.



Огромный великан с переломанными крыльями стоял неподвижно застыв в забвении, а ветер словно старый приятель не желая мерится с утратой друга продолжал задувать, ударяя порывами четно пытаясь разбудить великана. Вот такой вот экспонат музея под открытым небом, народной архитектуры и деревенского быта. Мельница хоть и огорожена забором, но вход на территорию оказался свободным, чем мы непременно воспользовались.











Стены нижнего яруса с западной стороны открыты, то есть, их фактически нет, стоят только опорные столбы с отсутствующим досчатым перекрытием. Остались целыми лишь несколько секций, с южной и восточной сторон. А через зияющие проемы хорошо просматривается механизм. Зато дверь сохранилась и оказалась даже закрытой на большой амбарный замок. Шатер крыши, справа от входа, обвален. Да, давно здесь проходила реставрация, по всей видимости, проведенная в начале 80-х и была последней. Тогда после принятия решения куйбышевским облисполкомом № 724 "О ПРИНЯТИИ ПОД ОХРАНУ ПАМЯТНИКА РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА" на мельнице были проведены реставрационные работы. Сменились собственники и формы собственности тоже поменялись и на чьем балансе находится памятник казалось бы непонятно, а скорее просто нет желания и воли районной администрации заниматься этим вопросом, не в центре города же стоит, да и кто о ней знает. Понятно, что и без неё проблем навалом, но все же это часть истории и культуры и находится она весьма в плачевном состоянии. Ну, хватит о грустном ,предлагаю осмотреть это деревянное чудо.



Такая конструкция мельницы называется шатровой, или «шатровкой» и была распространена в средней полосе и Поволжье. Строилась в виде усеченного сруба, в данном случае шестигранного «шестерика», а бывали и восьмерики и четверики. Нижняя часть мельницы была неподвижной, а верхняя вместе с крыльями поворачивалась на ветер с помощью дышла «водила». Его можно наблюдать с обратной стороны мельницы. Да одному не повернуть такую махину.



Вокруг мельницы вкапывались в землю деревянные тумбы к которым привязывалось водило. В траве нашли что-то похожее на деревянный столбик лежащий на земле, возможно это и есть одна из фиксирующих тумб сломанная кем-то, а может и часть механизма.



Частично сохранился и механизм мельницы, её главная часть. В середине расположена рама, собранная из массивного бревенчатого бруса. Элементы рамы соединялись между собой с помощью сделанных в брусе врубок и скреплялись либо деревянными нагелями, либо с помощью, замеченных мной кованных металлических стержней со специально нанесенной насечкой для увеличения прочности и надежности крепления бруса.





А вот винтовое соединение появилось скорее всего во время реставрации, хотя могу ошибаться.



На раме располагались блоки жерновов, называемые поставом. Говорят что часть жернов, для этой мельницы, были привезены с Урала, а часть из Франции, мука славилась высоким качеством помола, жернова из местного известняка были мягче и такого качества не давали. Чтобы камень не раскалывался, жернов оковывался обручем из металла. Внутренние соприкасающиеся поверхности имели борозды, сечение и форма бороздок могли различаться в зависимости от назначения постава, существовали жернова для очистки зерна от шелухи, для приготовления различных круп и главное для приготовления муки. Зерно ссыпается из воронкообразного короба, располагавшегося над верхним жерновом, в отверстие в бегуне. Попадая во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов, зерно разрезается режущими краями бороздок на менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по ходу движения зерна по бороздке от центра к краю окружности жернова. Со временем бороздки стачивались, и периодически требовалось восстанавливать гравюру жернова.







В блоке, поставе, нижний камень был неподвижен, а в движение приводился верхний жернов, он же бегун, вращение ему передавалось от механизма мельницы.







Вертикальный вал мельницы, скорее всего он сделан из могучей корабельной сосны. По тому как скручены волокна вдоль оси можно представить какое напряжение он испытывал.







В верхнем ярусе видно коническую зубчатую передачу, цевочную передачу. Там от вала, на котором расположены крылья, крутящий момент передавался от большого колеса с врезанными в его боковую сторону зубьями к малому расположенному на оси центрального вала под углом 90 градусов. А за счет разности диаметров обеспечивалось увеличение угловой скорости вращения основного вала. Сейчас на большом колесе отсутствуют зубья.



Зато хорошо можно рассмотреть нижнюю пару зубчатых колес.





Конструкция большого колеса аналогична тому, что находится на верхнем ярусе, только зубья расположены не перпендикулярно радиусу, а вдоль. А передача цилиндрическая и также увеличивает число оборотов ведомого вала относительно ведущего, увеличивая скорость вращения жерновов. Интересна и конструкция ведомой шестерни, малого цевочного колеса. На вал посажены два диска, между которыми, по внешнему радиусу располагались закрепленные в пазы стержни, для прочности эта конструкция стягивалась коваными кольцами.



Количество блоков жерновов на мельницах могло быть различным, здесь сохранилось два постава в более-менее сносном состоянии. Но большая массивная рама предполагает наличие как минимум ещё одного блока. И похоже он действительно был. На другой стороне, за валом, в столе рамы был пролом, а в яме под станиной лежали две разбитые круглые каменные плиты. Деревянная опора не выдержала веса камня. А дерево здесь действительно старое, словно изъеденное временем.



В интернете информации о мельнице в Бариновке крайне мало и практически везде говорится об одном и том же, просто напросто скопировано с первоисточника: о том, что жернова привезены с Урала и Франции, о сохранившейся дате постройки - 1848 год и фамилии владельца - Артамов и всё. Правда, вот что это тот самый граф Владимир де Ла Фит де Пельпор известный под псевдонимом Петр Артамов «Вяземский мужичек» позволю себе усомниться, ни какими ветрами не заносило его в наши края. Впрочем, осматривая строение, я совсем запамятовал, что на мельнице где-то сохранились упоминания о дате и владельце потому их и не искал, а на глаза мне ни чего подобного не попадалось.









Несмотря на свою заброшенность, мельница показалась мне очень красивой. Жаль, что ещё один памятник деревянного зодчества прибывает в таком разрушающемся состоянии.



интересные места Самарской области, архитектура, индустриал, старина, интересные объекты

Previous post Next post
Up