К одинокому храму в исчезнувшем селе Большое Куроедово

Jun 25, 2019 21:55

    Изначально совершить эту поездку планировалась в пешем варианте, разумеется с ночевкой, ведь покрыть пешком такое расстояние за световой день хоть и возможно, но вот вписаться при этом в график общественного транспорта, который здесь представлен электричками, маловероятно. А посему, реализация задуманного похода долгое время откладывалось. С появлением велосипеда подобные расстояния перестали быть преградой, превратившись в однодневный заезд в формате неспешной велопрогулки с осмотром достопримечательностей.




Выезжая из Похвистнево путь пролегал через населенные пункты с такими привычными на слух названиями как: Мартыновка, Рябиновка, Ясная Поляна, так и с необычными, даже диковинными на произношение как: Ягана-Ту, Перле-Вейса. Чтобы понять, откуда взялись такие причудливые наименования, нужно немного отодвинуть завесу истории. Заселялись земли нынешнего Похвистневского района чувашами, татарами, мордвой, русскими, от того и названия поселений здесь разноязычные. Территория, на которой находятся эти села, входит в состав сельского поселения Малое Ибряйкино. В 18 веке эти земли были выкуплены новокрещёными чувашами у башкирских ханов и поделены на участки, те в свою очередь распределялись по жребию. Земля доставшаяся Ибряю Избекову, легла в основу выше упомянутых деревень, а в середине 19 века сюда приехали русские вольноотпущенные крепостные и освобожденные крестьяне, поселившись обособленно, в последствии село Ибряйкино и Малое Ибряйкино слились.



Докатив до дорожного знака, оповещающего о въезде в Перле-Вейса, поспешил сделать фото на память в духе «я здесь был», а вот сельских видов так и не сделал, пропылив по центральной улице. И лишь на выезде сделал остановку. Здесь случай напомнил мне об источнике, о существовании которого узнал буквально накануне, когда готовясь к поездке разглядывая викикарты местности и объекты на ней. Так, забыв и проскочил бы мимо, да вдруг, чуть в стороне от дороги заметил мужичка несущего два полных ведра воды. Тогда-то и спохватился о необходимости пополнить запасы воды. Свернул с дороги на тропинку, уводящую к западной окраине села, откуда тот самый мужичок и вывернул. Вскоре оказался у обустроенной купели, за которой в тени деревьев расположен источник, освященный в честь Георгия Победаносца. Говорят вода в нем целебная, от того и такое внимание к роднику.





Студёна ключевая вода, да и погода не уморила зноем, в общем окунуться я не решился, ограничившись утолением жажды и коротким отдыхом под сенью деревьев.



Источник достаточно многоводен, обильное течение воды образует ручей, уходящий к небольшой речушке именуемой Камышла, что протекает совсем рядом. В Самарской области две реки с таким названием, одна впадает в реку Сок, а здешняя является притоком Большого Кинеля.



Немного отдохнув, двигаюсь дальше через села Рябиновка и Ясная Поляна.



И на выезде из последнего у местного жителя уточняю дорогу к урочищу Большое Куроедово. Прямо на краю села дорога ныряет в лес, вот только насладится прохладой тенистой лесной чащи в полной мере не удается, так как этот участок дороги проходит в преодолении затяжного подъема.



Впрочем, не так уж он изнурителен и продолжителен. Спустя километр вгоняющего в пот пути лес расступается и наградой за потраченные усилия становится выезд на равнинный участок, где поля простор, да ветру раздолье. Здесь уже можно перевести дух, вращая педали без излишней натуги. Постепенно уклон дороги становится отрицательным и тут уж езда вовсе превращается в удовольствие.



Вскоре чуть в стороне, за деревьями становятся различимыми очертания храма. Еще несколько минут и взору предстаёт необычная картина - пруд, просторные поля и рядом лес, ведь неплохое место для селенья, но от него осталось лишь названье, да и то в памяти местных из соседних деревень, да бывших уроженцев. Село, которого уж нет, и это не новые русские реалии пустеющих деревень, его обрекли на забвенье ещё при Союзе. Село стало жертвой реформы по ликвидации неперспективных деревень и переселению жителей для укрупнения других сел и совхозов.



Ни дома, ни избушки и след от них простыл, словно и не было никогда. Только одинокий старый храм, молчаливый свидетель, напоминающий о былой бытности этого места. Храм построен в 1806 году на средства дворянина Ивана Петровича Куроедова. Престола в церкви было три: Главный во имя Святой Троицы Живоначальной, придел слева во имя Святителя Николая Чудотворца, правый придел во имя Казанской иконы Божей Матери.



С западной стороны традиционно расположен вход в церковь. Трёхъярусная колокольня возвышается над входом, притвор устлан обломками кирпича, да истлевшими от времени досками по всей видимости служившие перекрытием верхних ярусов колокольни.



С правой стороны от входа в трапезную в стене зияет арочный проем, в котором обнаруживаю лестницу, ведущую на второй ярус колокольни. Кирпич ступеней сильно поврежден, подниматься приходится опираясь руками о стены в распор.



Пол на втором этаже практически отсутствует, а оставшиеся условно целыми балки перекрытия настолько трухлявы, что чудом удерживают собственный вес, к ним прикасаться боязно, не то что ступать. Здесь лестница заканчивается. Выше, на ярус звона, вероятней всего поднималась деревянная лестница, не сохранившаяся до наших дней.



Сквозь большой пролом в стене, между первым и вторым ярусами колокольни, открывается вид на просторную трапезную, заканчивающуюся с правой и левой сторон полукруглыми алтарными апсидами приделов.





Из-за отсутствия кровли здесь разрослись заросли бузины, ей поросла практически вся трапезная.





Через эти пущи протянулась тропинка, ведущая через всю трапезную к порталу, оформленному в виде арки, через который попадаешь в основную, центральную часть храма. Весь его объем залит светом, проникающим через оконные и дверные проемы.





К сожалению время не пощадило внутреннюю роспись, она безвозвратно утрачена.







Зеленым ковром устлан открытый небу полукруг алтарной абсиды. Щемящее сердце разруха. А ведь храм ещё живёт, живёт своим приходом. Осматриваясь, замечаею на месте иконостаса принесенные кем-то образа, он продолжает выполнять своё предназначение, оставаясь местом для обращения к Богу и вряд ли упрекнёшь в неискренности приходящих сюда для этого диалога.







Сильное место, цепляет, но приходит время расставаться и брать курс на обратную дорогу.



Обратный путь был невероятно легок, то ли ветер подгонял в спину, то ли успел восстановить силы во время осмотра храма, но ощущение было такое, что педали крутятся сами, а ноги едва за ними поспевают. В общем, несмотря на запланированный по времени выезд, вдруг стал сильно опережать график. Воспользовавшись этим фактом и высвободившимся временем, заехал в ещё одно село со звучным названием Журавлиха. Журавлей здесь замечено не было, а вот других представителей пернатого сообщества было встречено в великом множестве.



Несколько очарованный атмосферой представших взору картин сельской жизни делаю здесь небольшую остановку, коротая выигранное время. А после- финишный заезд, вокзал, электричка, Самара и ещё один магнит в сердце, зовущий вернуться сюда снова.

интересные места Самарской области, архитектура, ПВД, старина

Previous post Next post
Up