Оригинал взят у
samolog в
История самбо. Борис СагателянВ новом номере журнала Самозащита без оружия вышла моя статья об авторском направлении одного из создателей самбо Б. Сагателяна. До сих пор ведутся дискуссии о том, как и когда произошло самбо, и что оно собой представляло в начале. Есть версия, что это был рукопашный бой, от которого позже образовалась спортивная борьба. Я общался с учеником Сагателяна, который демонстрировал приемы и удары. Выкладываю статью.
Фехтование руками
Борис Сагателян - один из учеников Василия Ощепкова, который долгое время работал над разработкой приемов рукопашного боя для десантников и диверсантов. Впоследствии он разработал свой авторский стиль, который называл «фехтование руками». В наши дни боевое самбо «по Сагателяну» преподает Федор Чешейко, учившийся непосредственно у мастера. По его рассказам мы и попробовали описать основные элементы этого оригинального стиля.
Михаил Диденко
Ведет занятие Н. Галковский. Слева - Анатолий Харлампиев, справа - Борис Сагателян.
Федор Чешейко познакомился с Борисом Сагателяном в начале 80-х, поступив в Педагогический институт им. Н.К. Крупской. К этому времени он успел получить звание мастера спорта по самбо и второй взрослый разряд по греко-римской борьбе. Боевое самбо тогда считалось секретным единоборством, информацию о котором было невозможно найти. Кто бы мог подумать, что один из авторов боевого самбо преподавал в вузе, куда поступил любознательный юноша. Федор узнал о прошлом Сагателяна случайно: читая книгу, вдруг наткнулся на знакомую фамилию. Борис Аркадьевич не очень обрадовался тому, что его «вычислили», однако пообещал поделиться техникой. Рассказывать об истории становления самозащиты без оружия, впрочем, отказался. Борис Аркадьевич учил Чешейко сам, впоследствии также направив его к своим старшим ученикам.
Стиль Сагателяна оригинален - сам Борис Аркадьевич называл его «фехтование руками». Сходство руки с оружием не ново - например, удар «ребром» кулака часто сравнивают с ударом молота или топора. Но у Сагателяна рука уподобляется клинку, причем, изогнутому - сабле. Это дает возможность сброса прямого удара противника, когда за счет такого блокирующе-отводящего движения он проваливается за своей рукой, одновременно натыкаясь лицом на ладонь этой же, блокирующей руки.
Некоторые из посетителей тренировок Чешейко сравнивали элементы увиденной техники со стилем винг-чун. Но замеченное сходство можно объяснить и более простыми причинами - поскольку биомеханика у всех одинаковая, разные люди могут прийти к одним и тем же выводам в сфере рукопашного боя.
Например, во всех прикладных системах нет ударов кентусами (костяшками) кулака. Зато присутствуют удары ладонью, ребром ладони, ребром кулака, и чирканье кончиками пальцев по носу или кадыку, что ошеломляет противника. Есть также болевые, броски, удары ногами, защита от палки и ножа, работа против группы противников.
Сам Борис Аркадьевич утверждал, что основа его комплекса - это «чувство атаки и ее нейтрализация». Самому атаковать можно, только после очевидного проявления агрессии. И поэтому чувство начала атаки является важнейшим навыком в данном направлении. Неважно, какой технический элемент будет использовать агрессор. Сагателян утверждал, что чувство атаки нужно совершенствовать всегда, даже когда боец становится мастером.
Основной алгоритм таков: нейтрализация атаки, перемещение на выгодную для себя позицию («вход»), проведение контрприема. «Нейтрализация» означает быстрое подавление противника, действие, которое мешает ему совершить нападение. В итоге неважно, будет противник брошен на землю, взят на болевой прием или же согнется от удара.
Спаррингов по данному направлению проводится мало. В основном система обучения построена так: один имитирует нападение, другой отрабатывает защиту. Сначала медленно, потом скорость повышается, движения варьируются. Сагателян утверждал, что «приемов нет; есть суммы технических движений, приводящие к определенному результату».
Существует несколько базовых движений. Например, движение которое помогает, как отводить прямые удары, так и делать «съем» палки при ударе. Есть движения для перемещения (шаг, подшаг, подскок, прыжок) и управления корпусом (вращение), плавно перетекающие одно в другое. Важен уход с линии атаки, отвод бьющей руки, встречный удар. Все движения применяются по ситуации и в зависимости от дистанции. Для каждого уникального случая боец «создает» из этих элементов уникальное защитно-нейтрализующее движение. Стойки применяются только на тренировках: «в бою стоек нет».
не нравится
Для изучения защиты от ударов палкой используется упражнение на развитие чувства дистанции. Один партнер наносит удар, второй отходит (разрывает дистанцию), первый ученик делает замах, чтобы нанести второй удар, и тогда напарник подходит к нему на близкую дистанцию, так как удары палкой вблизи не так травматичны.
При защите от ударов ногами блокируется не стопа, а колено. При блокировании ударов руками осуществляется контроль локтевого сустава - что не дает противнику возможности наносить удары кулаком, или же локтем («контролируем локоть - контролируем кулак»). Захват берется после шокирующего воздействия: удара в пах, солнечное сплетение, в голову.
При контратаке используется инерция соперника, который натыкается лицом на подставленный локоть или же ребрами - на подставленное плечо. Применяются удары предплечьем по горлу или лицу. Добивание проводится коленями - по ребрам и голове. Для выведения из равновесия после взятия захвата или шокирующего удара применяются броски из самбо, что логично и удобно.
Набивки, укрепления, или наработки «сухожильной структуры» (для отвода ударов) нет - все тренируется в живом спарринге с напарником. Впрочем, Сагателян включал в свои занятия подъем по канату на руках и другие обычные физические упражнения.
Движения делятся по плоскостям, а также «внутрь» и «на внешнюю сторону», одноименной или разноименной рукой. Разучиваются базовые элементы сначала от захватов, потом от ударов. Сначала на месте, потом в движении. Проводятся «упражнения-экзамены» по бою с группой, когда боец стоит в кругу из 4-х, а то и 8-ми оппонентов, атакующих по очереди или одновременно. Психическое состояние в бою: нейтральное, или даже позитивное (без негативных эмоций по отношению к агрессору).
Резюмируя, можно сказать, что стиль боевого самбо, носителем которого являлся Борис Сагателян, достаточно оригинален и эффективен, хотя и не столь обширен по объему технических элементов. Но для того, чтобы делать более серьезные выводы, необходимо общение с другими учениками Бориса Аркадьевича, сопоставление наывков. Федор Чешейко сказал, что в конце 80-х, когда атмосфера в стране стала меняться, Борис Аркадьевич как-то позвал их к себе домой, и показал кинопленку, на которой он ассистировал Василию Ощепкову в показательном выступлении перед командным составом РККА. Возможно, эта пленка, если она сохранилась, поможет узнать больше про фехтование руками.
Справка
Борис Аркадьевич (Бабкен Аршакович) Сагателян (1910-1995) - ученик Василия Ощепкова в ГЦИФК (с 1934 - ГЦОЛИФК). По окончании института остался там преподавать, заняв должность ушедшего в Артиллерийскую академию Николая Галковского (1939). Преподавал также в Высшей школе тренеров. Во время Великой отечественной войны вел занятия по рукопашному бою в воздушно-десантных войсках, готовил диверсионные группы. После демобилизации (1948) возглавил кафедру физвоспитания в Педагогический институт им. Н.К. Крупской. За многолетнюю плодотворную работу был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В. Ощепков в центре, справа от него А. Харлампиев, слева в верхнем ряду крайний Б. Сагателян