Обличение и Осуждение

Jul 15, 2011 16:01

В комментариях  часто появляются мнения о том, что не следует никого ни обличать, ни осуждать.
Многие Христиане так и думают, что обличение и осуждение это большой грех.
На самом деле не все так однозначно.

Во-первых в чем разница между осуждением и обличением?

Если ты говоришь брату : «Ты воруешь» - то это обличение

Если же говоришь : «Ты вор» - это осуждение.

Обличение нигде Св. Писанием не запрещается, а наоборот поощряется. Обличение это норма поведения Древнехристианской Церкви.

А вот осуждение, действительно большой грех, потому что человек осуждая другого  присваивает себе свойства Бога - Вселенского Учителя и Судьи.
Мы видим только внешнюю часть поступка человека, как бы верхнюю часть айсберга.
Бог же видит и «подводные» глубины человеческой души и будет судить судом праведным.

Все вышесказанное относится только к проступкам и грехам общечеловеческим.

Если же грех касается вопроса веры, то здесь мы должны быть бескомпромиссны, осуждать и обличать любого, не взирая на лица, чины и ранги.

Посмотрите с какой ненавистью  апостол Павел судит еретика:

6    Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7    который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
 8    А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9    Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10    сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11    И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12    Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

А вот что пишет великий борец с еретиками, преподобный Иосиф Волоцкий:
«Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре - чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся - ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд - иди; если судья, допрашивая, потребует показаний - говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане - спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное - пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.

Или не знаете, что сделал Иоанн Креститель? Увидев деспота, отвергающего брачные законы, он с дерзновением сказал посреди торжища: "Не должно тебе иметь жену брата твоего"(Мк. 6, 18.).

Я же веду речь не о людях, не о судье и не о браках беззаконников, но о поругании Владыки.

Если даже и умереть придется, не ленись учить брата своего, ибо это - мученичество за Христа. Ведь и Иоанн - мученик: хотя от него не требовали ни приносить жертв, ни поклоняться идолам, но он видел, что попираются божественные законы - и за это положил душу свою.

И еще говорит тот же Златоуст: возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви - он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: "Кто не со Мною, тот против Меня"(Мф. 12, 30.).    
 Вот что говорит и повелевает святой Златоуст, научившись от святых апостолов, которые именно так и поступали.»

«Так же и князья, и воеводы, и простые люди, мужчины и женщины - все православные христиане, вместе со святителями и священниками, осуждали еретиков. И, под действием Святого и Животворящего Духа, были написаны божественные правила. Кроме того, к божественным правилам добавили и гражданские законы, чтобы не только осуждать еретиков, но и проклинать, и предавать лютым казням.

Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.»

http://www.pravoslavie.by/podpod.asp?id=561&Session=110

Церковь Христова, св. Иосиф Волоцкий, Священная Война

Previous post Next post
Up