Памяти Поэта

Jan 29, 2019 13:36

«Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2,8)

«Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой;
И неподкупный голос мой
Был эхо Русского народа».

А.С. Пушкин

«Отличительной чертою Пушкина была память сердца; он любил старых знакомых и был благодарен за оказанную ему дружбу - особенно тем, которые любили в нём его личность, а не его знаменитость». (С.А.Соболевский)

«В обхождении Пушкина была какая-то удивительная простота, выпрямлявшая человека и с первого раза установлявшая самые благородные отношения между собеседниками». (П.В.Анненков)

«Удивительное было свойство Александра Пушкина (в такой степени мне ни в ком из людей, чем бы то ни было знаменитых - неизвестное): совершенное отсутствие зависти и милое, любезное, истинное и даже смешное желание видеть дарование во всяком начале, поощрять его словом и делом и радоваться ему». (С.А.Соболевский)

«Пушкин до кончины своей был ребёнком в игре и в последние дни жизни проигрывал даже таким людям, которых, кроме него, обыгрывали все». (кн. Павел Вяземский)

«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе. Общество, особенно где он бывал редко, приводило его в замешательство, и оттого оставался он молчалив и как бы недоволен чем-нибудь. Он не мог оставаться там долго. Прямодушие, так же отличительная черта его характера, подстрекало его к свободному выражению мыслей, а робость противодействовала... Пылкость его души и слияние с ясностью ума образовало из него это необыкновенное, даже странное существо, в котором все качества приняли вид крайностей». (П.А. Плетнёв)

«Отличительным характером Пушкина в большом обществе была задумчивость или какая-то грусть, которую даже трудно выразить…Вообще Пушкин обладал необычайными умственными способностями». (К.А. Полевой)

«Молодость Пушкина продолжалась во всю его жизнь, и в тридцать лет он казался мальчиком, лицейским воспитанником… От этого многие в нём обманывались и считали его талантом природы, не купленным ни размышлением, ни учёностью, и не ожидали от него ничего великого. Но в тишине кабинета своего он работал более, нежели думали другие… В обществах на него смотрели, как на человека, который ни о чём не думал и ничего не замечал: в самом деле, он постоянно терялся в мелочах товарищеской беседы; но он всё видел, глубоко понимал вещи, замечал каждую черту характеров и видел насквозь людей». (М.М. Попов)

«…Мы просто все как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы вставали дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет. То молчание, то взрыв восклицаний… О какое удивительное то было утро, оставившее следы на всю жизнь!» (М.П. Погодин о чтении Пушкиным «Бориса Годунова»)

«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен…Натура Пушкина более была открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования…Он любил чистую свободу, как любить её должно». (кн. П. Вяземский)

«Он был самого крепкого сложения, и к этому много способствовала гимнастика, которою он забавлялся иногда с терпением атлета. Как бы долго и скоро ни шёл, он дышал глубоко и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии». (П.А. Плетнёв)

"Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика - особенно его удивительных глаз, в которых отражалась бездна дум и ощущений. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала". (В.П.Нащекина)

"Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин". (Н.М.Смирнов)

"Неизвестно, по каким причинам голландский посланник барон Геккерн усыновил Дантеса (молодого француза, приехавшего в Россию делать карьеру) и обьявил его своим наследником (в мае 1836 г.) Дантес возымел великий успех в обществе; дамы вырывали его одна у другой. В доме Пушкина он очутился своим человеком". (В.В.Ленц)

"Дантес обладал безукоризненно правильными, красивыми чертами лица, но ничего не выражавшими, что называется, стеклянными глазами. Ростом он был выше среднего, к которому очень шла полурыцарская, нарядная, кавалергардская форма. К счастливой внешности следует прибавить неистощимый запас хвастовства, самодовольства, пустейшей болтовни". (Л.Н.Павлищев)

"Не знаю, как сказать: он ли жил с Геккерном, или Геккерн жил с ним... В то время в высшем обществе было развито бугрство (педерастия). Судя по тому, что Дантес постоянно ухаживал за дамами, надо полагать, что в сношениях с Геккерном он играл только пассивную роль... Манера Дантеса просто оскорбляла Пушкина, и он не раз высказывал желание отделаться от его посещений. Натали не противоречила ему в этом, быть может, даже соглашалась с мужем, но, как набитая дура, не умела прекратить свои невинные свидания с Дантесом». (кн. А.В.Трубецкой)

"Княгиня (Вяземская) предупреждала Пушкину относительно ее обращения с Геккерном: "Я люблю вас, как своих дочерей. Подумайте, чем это может кончиться!" - "Мне с ним весело. Он мне просто нравится." (гр.В.А.Сологуб)

"Надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем кружила головы". (гр. В.А.Сологуб)

"Дворянство Гончаровы получают при Екатерине, в 1780 г., точно нарочно, чтобы дать Пушкину жениться на благородной... В их герб вошли все элементы масонских знаков: серебряный, с золотой рукоятью меч, пятиугольная звезда, и сверху, вместо щита, полукруглый фартучек - принадлежность посвящения в вольные каменщики". (М.Цветаева)

"Дантес пожирал Пушкину глазами, даже когда он с нею не говорил". (бар.Г.Фризенгоф)

"Геккерн - низенький старик, всегда улыбающийся, отпускающий шуточки, во все мешающийся". (А.О.Россет)

"Геккерн был педераст, ревновал Дантеса и поэтому хотел поссорить его с семейством Пушкина. Отсюда письма анонимные и его сводничество".(П.В.Анненков)

"Старый Геккерн написал Наталье Николаевне письмо, чтоб убедить ее оставить своего мужа и выйти за его приемного сына" (бар.Г.Фризенгоф)

"В 1836 году Пушкин поучал меня, что вся задача жизни заключается в этом: все на земле творится, чтобы обратить на себя внимание женщин... Пушкин постоянно и настойчиво указывал мне на недостаточное мое знакомство с текстами Священного Писания и убедительно настаивал на чтении книг Ветхого и Нового Завета... Из сочинений Пушкина за это время неизгладимое впечатление произвел... ненапечатанный монолог обезумевшего чиновника перед Медным Всадником. В бумагах отца моего монолог не сохранился, весьма может быть потому, что в нем слишком энергически звучала ненависть к евроПЕЙСкой цивилизации". (кн. Павел Вяземский)

"Поэт променял золотую лиру на скрипучее перо журналиста... Князь мысли стал рабом толпы; орел спустился с облаков". (ж. "Северная пчела", июль 1836 г.)

"Великие Кавалеры, Командоры и Рыцари Светлейшего Ордена Рогоносцев в полном Собрании Своем, под председательством Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д.Л.Нарышкина, единогласно выбрали Александра Пушкина Коадьютором (заместителем) Великого Магистра Ордена Рогоносцев и Историографом Ордена. Непременный секретарь : граф Борх". (анонимный диплом, разосланный 4 ноября 1836 г. по 8-и петербургским адресам)

"Дантес, руководимый советами своего старого неизвестно кого, тем временем вел себя с совершейнешим тактом, и, главное, старался привлечь на свою сторону друзей Пушкина. Нашему семейству он больше, чем когда-либо, заявлял о своей дружбе, передо мной прикидывался откровенным, делал мне ложные признания, разыгрывал честью, благородством и так постарался, что я поверил его преданности г-же Пушкиной, его любви к Екатерине Гончаровой - всему тому, одним словом, что было наиболее нелепым, а не тому, что было в действительности. У меня как будто голова закружилась, я был заворожен". (А.Карамзин)

"Адские сети, адские козни были устроены против Пушкина и жены его". (кн.П.А.Вяземский)

"Положение Пушкина сделалось ещё мучительнее, он стал озабоченным, взволнованным, на него тяжело было смотреть. Но отношения его к жене оттого не пострадали. Он сделался ещё предупредительнее, ещё нежнее с ней". (кн. П. А. Вяземский)

"Все мы, его знакомые, узнали об общем несчастии, лишь тогда, когда удар уже свершился. Предварительно никому ничего не было известно". (П.А. Плетнёв)

"Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались насмерть". (А.П.Языков)

"Он сказал Наталье Николаевне, что она во всём этом деле не при чём. Право, это было больше, чем благородство, - это было величие души, это было лучше, чем простить". (О.С. Павлищев)

"Больной испытывал ужасную муку". (д-р Спасский)

"Арендт (лейб-медик Двора Его Императорского Величества), который видел много смертей на веку своём и на полях сражений, и на болезненных одрах, отходил со слезами на глазах от постели его и говорил, что он никогда не видел ничего подобного, - такое терпение при таких страданиях!" (кн. П.А. Вяземский)

"Священник говорил мне после со слезами о нем и о благочестии, с коим он исполнил долг христианина. Пушкин никогда не был "вольнодумец"... напротив, он имел сильное религиозное чувство, читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их". (кн. П.А.Вяземский)

"Данзас (полковник, секундант Пушкина) сказал ему что готов отомстить за него тому, кто его поразил, - "Нет, нет, - ответил Пушкин, - мир ,мир". (А.Н.Веневитинова)

"К полудню (следующего дня после дуэли,28-го января 1837 г.) Пушкину сделалось легче, он несколько развеселился и был в духе. Около часу приехал д-р Даль. Пушкин просил его войти и встречая, сказал: - Мне приятно вас видеть не только как врача, но и как родного мне человека по общему нашему литературному ремеслу.
Он разговаривал с Далем и шутил". (А.Аммосов)

"Пульс стал упадать приметно и вскоре исчез вовсе. Руки начали стыть... Пушкин раскрыл глаза и попросил моченой морошки. Когда ее принесли, то он сказал внятно:
- Позовите жену, пусть она меня покормит.
Д-р Спасский исполнил желание умирающего. Наталья Николаевна опустилась на колени у изголовья смертного одра, поднесла ему ложечку, другую - и приникла лицом к челу отходящего мужа. Пушкин погладил ее по голове и сказал :
- Ну, ну, ничего, слава Богу, все хорошо!" (В.И.Даль)

"Этой прощальной минуты я тебе не стану описывать". (В.А.Жуковский)

"Друзья его были у него в кабинете. До последнего вздоха Пушкин был в совершенной памяти". (полковник Данзас)

«Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ее ожидал, так твердо был уверен, что роковой час ударил. Плетнев говорил: «глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти…» Собственно от боли страдал он, по его словам, не столько, как от чрезмерной тоски.
- Ах, какая тоска! - восклицал он иногда, закладывая руки за голову, - сердце изнывает». (В.И.Даль)

«Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: - Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел». (кн. Е.Н.Мещерская)

«Такой мирной кончины я вообразить не умел прежде». (П.А.Плетнев)

«Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение его лица. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды». (кн .Е.Н.Мещерская)

«Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было так же и выражение поэтическое. Нет! Какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольственное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось спросить: что видишь, друг?» (В.А.Жуковский)

«Пушкин был не понят при жизни не только равнодушными к нему людьми, но и его друзьями.
Признаюсь и прошу в том прощения у его памяти, я не считал его до такой степени способным ко всему. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого, скрытого самоотвержения!" (кн. П.А.Вяземский)

«Современники - свидетели передавали нам, что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов, и что когда тело совсем выносили из церкви, то шествие на минуту запнулось; на пути лежал кто-то большого роста , в рыданиях. Его попросили встать и посторониться. Это был князь П.А.Вяземский». (П.И.Бартенев)

«Смерть Пушкина представляется здесь, как несравнимая потеря страны, как общественное бедствие». (Либерманн, прусский посланник)

«Участие к поэту народ доказал тем, что в один день приходило на поклонение его гробу тридцать две тысячи человек». (Я.Н.Неверов)

«Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждало отомстить Дантесу. Никто от мала до велика не желал согласиться, что Дантес не был убийцей». (д-р Моравский)

«Страшное несчастие обрушилось на наши головы , как громовой удар, когда мы менее всего этого ожидали… Горько его оплакивать; но горько также и знать, что светское общество не только терзало ему сердце своим недоброжелательством, когда он был жив, но и озлобляется протии его трупа». (кн .П.А.Вяземский)

«Корчил Байрона, а пропал как заяц. Жена его, право, не виновата. Ты знал фигуру Пушкина; можно ли было любить, особенно пьяного!» (В.Ф.Булгарин)

«При наличности в высшем обществе малого представления о гении Пушкина и его деятельности, не надо удивляться, что только немногие окружали его смертный одр, в то время, как нидерландское посольство атаковывалось обществом, выражавшим свою радость по поводу столь счастливого спасения элегантного молодого человека». (бар. Лютцероде, саксонский посланник)

«По смерти Пушкина у жены его несколько дней не прекращались конвульсии, так что у нее расшатались все зубы, кои были очень хороши и ровны». (Ф.Г.Толь)

«Сколько теней восстает около меня и роится в моей памяти…Вот и Пушкин со своим веселым, заливающимся , ребяческим смехом, с безпрестанным фейрверком остроумных, блистательных слов и добродушных шуток, а потом - растерзанный, убитый жестоким легкомыслием пустых, тупых умников салонных, не постигших ни нежности, ни гордости его огненной души». (гр. А.Д.Блудова)

«Голландский посол г. Геккерн выехал третьего дня, получив оскорбление в виде отказа в прощальной аудиенции у Их Императорских Величеств и получив теперь же прощальную табакерку… Присылка табакерки, вместе с отказом в обычной аудиенции, явились настоящим ударом для г. Геккерна». (гр. Лерхенфельд, баварский посланник)

«Дантес, разжалованный в рядовые и высланный из России, по приезду в Баден, при встрече с Вел. Кн. Михаилом Павловичем, приветствовал его по военному; но Великий Князь от него отвернулся». (В.В. Никольский)

«Донесли, что Жуковский и Вяземский положили свои перчатки в гроб, - и в этом видели что-то и кому-то враждебное». (А.И.Тургенев)

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», - сказал Гоголь. «И пророческое», - добавил Достоевский. В самом деле, Пушкин, русский опыт о человеке будущего, не находит, как выясняется, достаточных аналогий в мировой традиции, в то время, как пушкинское слово, обладая исключительной центростремительной и осветляющей энергией, влечет читателя за собой как тайна, как яркая мечта о земном счастье. И влечет не только в чудный мир поэзии, но и в реально-историческое будущее. Музыкальная волна его стихов, исполненная гармонии и тончайших контрастов - печали и радости, страсти и ума, глубины чувства и ясности выражения - заставляет сверкать и переливаться сокровища всякой одаренной души. Его эмоции и мысли, необычно соединяя личное с общечеловеческим, создают поразительное ощущение нужности и осмысленности жизни, дают видение ясной цели…» (от издателей книги В.Вересаева «Пушкин в жизни», изд. «Московский рабочий», 1987 г.)

«Враги мои, покамест я ни слова…
И, кажется, мой быстрый гнев угас;
Но из-виду не выпускаю вас,
И выберу когда-нибудь любого».

А.С.Пушкин

«Потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения» (Прит. 6,34)

«Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лука 1,37)

«Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Марк 12,27)

А.С.Пушкин, бесы, русская поэзия, Священная Война, память

Previous post Next post
Up