Протоиерей Валентин Кобылин (п. Красноборск Архангельской обл.):
- Один батюшка, собрат мой, учил: «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться». Ведь как бывает: придёт человек, наобещает с три короба, мол, то для храма хочет сделать, другое. И ведь, наверное, есть у него такое желание, а вот возможности нет. А ты надеешься и забываешь, как слаб, немощен человек, и по этой немощи, а не по злобе, может тебя подвести. На Бога нужно надеяться. Это одна из самых распространённых причин осуждения: сначала вылепим из человека невесть что, а потом злимся, что он нашим придумкам не соответствует. А Господь нас не воображает, а видит, какие мы есть, и любит, невзирая на слабости.
Ещё чаще
осуждение проистекает из другой нашей особенности. Самоутверждаться за чей-то счёт. Мол, не я злой, несовершенный, а другие плохи. Чем больше кого-то втаптываешь, тем выше выглядишь в своих глазах. И когда что-то в жизни не ладится, виновный тут же найдётся. Иной раз поражаешься, из-за какой бытовухи, ерунды разгораются ссоры, рождаются смертельные обиды. То есть человек хочет обидеться, ему нужен только повод, и он обязательно найдётся. Подходят, говорят: «Я его любил, а он...», «я к нему со всей душой, а этот паразит...» Ложь это. Не любил. Изначально не было хорошего, христианского отношения. А потом через искушение наша мерзость открылась, обнаружилось, как мы на самом деле к людям относимся. Самонадеянность, мнительность, подозрительность - вот на чём диавол нас ловит, заставляет служить себе, подозревать в смертных грехах близких, знакомых. Диавол - непревзойдённый мастер сеять разделение, натравливать соседей друг на друга, брата на брата, чад на родителей. Именно он разжигает наше воображение, искажает зрение и слух. И начинается: «Друг предал, сестра замышляет недоброе...»
Среди тех моих прихожан, которые часто исповедуются, причащаются, слушают проповеди, понимание этого есть. Среди «захожан» оно встречается очень редко, может, один случай на сто. Обычно на исповедь они приходят не для того, чтобы покаяться, не потому, что решили исправиться, почувствовав свою греховность. А обычно чтобы избавиться от болезни, или ребёнок заболел, и ему посоветовали: «Сходи причастись, авось поможет», или в каких-то похожих ситуациях. Приходят, начинают рассказывать, какие они, в общем-то, хорошие люди, никому не желают зла, а вот им многие родственники, соседи очень даже желают - идёт просто охота на единственного праведника в селе. Плохо мы относимся друг к другу, ужасно разделены, нет у нас той православной соборности, что была у наших предков. И это меня сильно угнетает, сделало очень осторожным. Так что я, наверное, достиг бы высот бдительности, но Господь помешал. Одного за другим посылает хороших людей. Далеко не всегда они воцерковлены, но как-то так стал я приходить к мысли, что хороших, добрых людей у нас всё-таки больше, чем плохих. Просто не сразу это открывается, не сразу понимаешь, что за человек перед тобой.
А может, и не нужно, чтобы сразу, ведь это для нашего воспитания: чтобы учились не судить, не осуждать.