НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ СЛОВ ПРОФЕССОРА ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ МИТРОФАНОВА О ПРЕВОСХОДСТВЕ КАТОЛИЧЕСКИХ МОНАСТЫРЕЙ НАД ПРАВОСЛАВНЫМИ
Вольнодумство из северной столицы или с чем я спорил и от чего сходил с ума.
12 ноября 2015 года в книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии в ходе просмотра, комментирования и обсуждения фильма "Ида" о девушке, которая воспитывалась в польском католическом монастыре (См.:
https://vk.com/knigispbdaevents), уважаемый профессор СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов в присутствии студентов СПбДА и приглашённых на просмотр фильма мирян указал на то, что в Русской Православной Церкви монашество практически уничтожено, а в Римо-католической церкви очень хорошо сохранены монашеские традиции. В связи с этим, отец Георгий Митрофанов добавил, что если бы его сын захотел стать монахом, то он послал бы его в католический монастырь, а не в православный. В целях усиления своей аргументации отец Георгий Митрофанов сослался на то, что в числе членов Священного Синода есть люди, которые придерживаются по этому вопросу такой же точки зрения. После чего отец Георгий Митрофанов сказал, что тот человек, кто в России решится начать возрождать монашество, должен начать делать это практически с нуля и это великое дело.
Очень радует, что уважаемый отец Георгий Митрофанов обеспокоен состоянием монашества в Русской Православной Церкви, но его слова можно рассматривать как совет православным людям, желающим избрать монашеский путь, уходить не в православные, а в католические монастыри. Призывать православных христиан, мирян и студентов православной Духовной школы - будущих пастырей Православной Церкви, желающих монашества, уходить в инославие недопустимо для священнослужителя Православной Церкви и для преподавателя одной из ведущих в России Духовных школ - места воспитания многих великих святых Православной Церкви: святителей Патриарха Тихона, Николая Японского, Николая Сербского, Серафима (Соболева), праведного Иоанна Кронштадтского и многих других.
Нам следует изучать положительный опыт инославных и применять его в духе святоотеческого Предания на благо развития Православной Церкви и умножения её чад, но не призывать предавать Православие и уходить в латинскую ересь, прельщаясь внешним благоустройством монастырей Римо-католической церкви.
В частности, в богословии Русской Православной Церкви недостаточно изучен и не использован на благо развития Православной Церкви положительный опыт создания католических униатских патриархатов в восточных несторианских, монофизитских и других инославных церквях, при котором инославные общины принимались в Римо-католическую церковь с сохранением сложившегося у них древнего богослужебного обряда при условии принятия учения Вселенских соборов, отказа от еретических учений и исключения из богослужебных текстов еретических искажений (см. статью "Восточнокатолические церкви" в Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Восточнокатолические_це..).
Необходимо осознавать, что указанный положительный опыт Римо-католической церкви в ближайшем будущем реализовать на благо проповеди Православия во всём мире среди инославных будет весьма затруднительно, в связи с тенденцией отказа иерархов, стоящих в настоящее время у власти в большинстве Поместных Православных Церквей, от прозелитизма среди инославных и их намерением закрепить такой отказ официально в документах Всеправославного собора 2016 года, что отражено в проектах документов указанного собора, утверждённых Совещанием Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Между тем, мы имеем пророчества святых о последнем расцвете и всемирной проповеди Православия во всём мире перед Страшным Судом, разъясняющие нам слова Спасителя о признаках Второго Пришествия, согласно которым Господь не придёт судить землю, пока Евангелие не будет проповедано во всём мире.
В связи с этим, указанный положительный опыт Римо-католической церкви должен нами изучаться и по-возможности активно применяться в молитвенной надежде на то, что наступят лучшие времена, когда иерархи Православной Церкви не будут запрещать православным священнослужителями и мирянам деятельность, направленную на преднамеренное обращение в Православие инославных, то есть прозелитизм, согласный с учением и опытом апостолов и святых Отцов Православной Церкви.
ИСТОЧНИК