Мало кто сейчас, да и тем боле раньше, в советское время знал, что Юрий Гагарин был одним из первых, кто выступил с предложением о восстановлении храма Христа Спасителя. Это было в далеком 1964 году, как свидетельствует близкий друг первого космонавта, полковник запаса ВВС Валентин Петров.
В это время недалеко от города Гжатска, где проживала семья Гагариных, в селе Темкино жила старица схимонахиня Макария. Она родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово Смоленской губернии. Роды были сложные - родились сразу 2 ребенка: девочка и мальчик. Слабенькую от рождения девочку сразу же окрестили с именем Феодосия, а вот ее брат-близнец не выжил.
Однажды в дом Артемьевых зашла женщина, увидев шуструю малышку Феодосию, она сказала: «Такая маленькая, а уже так хорошо бегает!» и провела ребенку рукой по спинке. Девочка упала на пол и уже больше никогда не вставала: ее ноги перестали двигаться.
В семье под одной крышей жило к тому времени уже более 20-ти человек. Федосия была самой младшенькой, да еще и с больными ножками, поэтому всеми заброшенная девочка спала на полу и ела, что придется. В восьмилетнем возрасте она заснула летаргическим сном и проснулась только через 14 дней в морге при больнице. Ее душа, по рассказам самой Феодосии, все это время путешествовала на небесах. Девочка встретила там Царицу Небесную, она плакала и просила Богородицу исцелить больные ножки или оставить ее в раю, но Владычица Небесная ответила, что она нужна еще на земле. Когда девочка вернулась на землю, она получила дар исцеления.
Юрий Гагарин и Валентин Петров собрались в совместную поездку в Троице-Сергиеву Лавру для посещения там церковно-археологического кабинета. Вскоре после возвращения Гагарин выступил на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи и там открыто внес предложение о возможности восстановления храма Христа Спасителя. По словам Валентина Петрова, реакция присутствующих на заседании, когда они услышали это предложение, была «…потрясающая, раздались бурные аплодисменты». Сидящие в Президиуме чиновники были серьезно напуганы, однако в данный момент они ничего предпринять против известного во всем мире Первого Космонавта, естественно, не могли.
К слову, Валентин Петров рассказал также о том, что Юрий Гагарин, будучи верующим человеком, не произносил слов, которые приписывают ему, о том, что он «летал в космос, а Бога не видел». На самом деле, утверждает друг, эта фраза принадлежала Никите Хрущеву и была произнесена им на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды. Но почему-то со временем эти слова стали намеренно приписывать любимцу народа Гагарину, видимо, потому что такая фраза именно из его уст имела бы огромное значение.
Когда началась Великая Отечественная война, семья Артемьевых разъехалась, бросив больного подростка Феодосию одну умирать в опустевшем доме...
В то время, когда немцы подошли к деревне, местные жители, положившись на Божию волю, привели всех своих маленьких детей в дом к Феодосии, оставив их на ее попечении. Они принесли кто сколько смог продуктов для ребят, а сами ушли в лес. Так девушка, которая могла передвигаться только стоя на коленях, стала опекать 36 детей. «Я зажгла 7 лампад и 12 свечей. Одного младенца взяла на руки, стою на коленочках, молюсь Богу», - вспоминала потом она.
Но Господь не оставил свою избранницу: один немецкий офицер пожалел детей. Он изредка приносил им еду, а также написал записку, которую дал Феодосии и сказал: «Ты никому не открывай дверь, а эту бумажку подай в окно, и тебя никто не тронет». Так девушка и поступала на всем протяжении оккупации.
Когда немцы покинули деревню, многие жители, возвратившись в свою деревню, увидели, что остались без крова. В дом, где жила прежде семья Артемьевых, поселился колхозный бригадир, а Феодосию он выгнал на улицу...
Как говорилось выше, Юрий Гагарин был человеком верующим, впрочем, как и его родители. В связи с этим очень показателен один случай, который произошел в Кремле на приеме, посвященному полету первого человека в космос, где присутствовал и Патриарх Алексий I, которого пригласил на это мероприятие Никита Хрущев.
В своей приветственной речи первый секретарь КПСС первое место отвел пропаганде атеизма, после чего слово было предоставлено Святейшему Патриарху, чтобы он мог прокомментировать ранее высказаные замечания. Патриарх, будучи чутким человеком, стал деликатно расспрашивать Гагарина о его состоянии во время полёта. Космонавт начал описывать состояние невесомости, и тут Патриарх обратил внимание присутствующих на такой факт, что тело космонавта, согласно законам физики, можно сказать, болталось в пространстве, в то время как душа, не подчиняющаяся никаким материальным законам, оставалась на месте. Таким простым и понятным всем способом, Его Святейшество показал, что духовное выше материального.
Больной девочке, выброшенной на улицу из родного дома, пришлось ползти в деревню Заголовка, где располагался сельсовет. «До деревни доползла - света не видела, - вспоминала матушка, - Плакала, ноги в кровь, платье в клочья разодрала. Нашла сельсовет, без сельсовета ни к какому жилью не пристроиться. Председатель спрашивает: "Куда ты?” - "А на весь белый свет у меня никого нет, - мать уехала в Калугу”.
Председатель пожалел Феодосию, попытался пристроить ее куда-нибудь жить, однако безрезультатно: никто не соглашался пустить в дом несчастную девочку. Пришлось Феодосии продолжать жить где попало: «Я была тогда маленькая, легонькая. Я под сарай залезу или в сено закопаюсь. Так в зиму и осталась на морозе. На снегу тяжело, голая по улице ползала, никто не покрыл. Под сарай залезу, закидаюсь кое-чем, а то в снег зароюсь. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и сплю. На мне все сотлело, тело было заскорузлое. Снежок кушала: чистенького снежка цепну в ручку и в рот. И питалась - бересту сверну, а кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву ела, цветочки ела. Грязную воду пила, зачерпну - какая была вода мутная.
Солнышко запечет - голову греет, а подо мной мокро - снег тает. А я сама кое в чем, одни лохмотья, грудь лишь прикрыта. Заберусь на завалинку, на соломку, мне теплешенько, хорошо, и молилась Господу». В таких мытарствах прошли два года! Каждый день Феодосия была готова умереть, потому непрестанно пела заупокойные стихи для себя...
Только благодать Божия и помогала ей пережить все эти страшные невзгоды.
В 1943 году, когда Феодосия находилась в деревне Ларинки, ей явилась Царица Небесная и сказала: «Хватит тебе жить на улице, тебе надо уходить в дом». «Кто же меня возьмет?» - удивилась девочка. «Сегодня за тобой придут». Так будущая старица оказалась в доме монахини Наталии из села Тёмкино.
В их маленьком домике Феодосия начала принимать людей, утешая и исцеляя их. Когда ей исполнилось двадцать лет, ее постригли в монашество с именем Тихона, а 1 февраля 1978 года игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, с именем - Макария. Она принимала людей с раннего утра до поздней ночи, стараясь помочь каждому. А по ночам тоже практически не спала - молилась.
Доказав воинствующим богопротивникам главенство духовного над телесным, Патриарх собирался было закончить свое выступление, но тут к нему подошла одна женщина, чтобы взять благословение. Это в наше время таким поступком практически никого нельзя удивить, а тогда это прозвучало громом среди ясного неба. Кто такая? Как посмела? Кто ее сюда допустил?
Этой женщиной оказалась мама героя и виновника торжества. Анна Тимофеевна Гагарина пришла на праздник своего сына и легко показала государственным вождям бесплодность их усилий в борьбе с Церковью.
Нередко Анна Тимофеевна приезжала к схимонахине Макарии. Она была верующей женщиной. От бесед с матушкой ей всегда становилось легко и хорошо, она мечтала, то когда-то и ее сын приедет в Темкино…
И Юрий Гагарин приехал к схимонахине по совету своей матери Анны Тимофеевны. И не один раз. Вот что сама старица рассказывала о его приездах: «Гагарин приезжал, да и не раз, он приезжал ко мне как к больному человеку… В 1968 году приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят…». Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла вскорости смерть».
За несколько недель до трагического дня Первый Космонавт тоже приезжал к старице. Она уже тогда знала о его будущем, но прямо не сказала об этом, а только предупредила его, чтобы он больше не летал. На что Юрий Гагарин ответил: «Как же я не буду летать? Ведь я же - летчик!» Через месяц его не стало…
Когда матушка Макария узнала о его гибели, она попросила приехавшего к ней в тот день священника заочно отпеть Юрия Гагарина у нее дома.
Старица непрестанно молилась за всех людей, за Россию. О Москве она говорила такие слова: «Москва - город святой, отсюда православным нельзя уезжать… Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия».
18 июня 1993 года, в 23-30, схимонахиня Макария мирно почила о Бозе в своей постели. Ее последние слова были такими: «Поститесь, молитесь, в этом спасение…»
Сейчас город Гжатск, где жил Первый Космонавт, переименован в город Гагарин.
ИСТОЧНИК