«Кресту Твоему покланяемся, Владыко»

Apr 02, 2016 23:25


Сегодня вечером, в канун воскресенья третьей недели Великого Поста, на всенощном бдении в центр каждого храма будет вынесен Животворящий Крест, которому поклоняются верующие на четвертой неделе поста до пятницы. Начинается Крестопоклонная неделя. При этом поклонении поется песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Сейчас православные христиане находятся в середине пути к Пасхе Господней, Светлому Христову Воскресению, ознаменовавшему победу над смертью. Крест выставляется Церковью в середине Четыредесятницы для того, чтобы напомнит верующим о страданиях и смерти Господней, а также воодушевить и укрепить постящихся людей на продолжение подвига поста. Чтобы они кротко и смиренно несли свой крест, данный им Господом без ропота и уныния.

Как никогда, в этот период нам стоит задуматься над словами святителя Игнатия (Брянчанинова): «Взять крест свой ─ значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова, те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мир преследует последователя Христова. Сие бо есть угодно пред Богом, говорит святой апостол Петр, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. На сие бо и звани бысте Господом, Который известил Своим возлюбленным: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир».

Самое великое, божественное и удивительное деяние Христово - Его Честной Крест. Потому что именно Крестом Господним была ниспровергнута смерть, прародительский грех уничтожен, ад попран, а нам даровано Воскресение и сила презирать настоящее и даже саму смерть. Также для нас открылись врата рая, и мы сделались чадами Божиими и Его наследниками через Честной Животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27).

Еще Крест дан нам в качестве знамения на челе. Он - наш щит и оружие в борьбе за Царство Божие с темными силами. Он - символ жизни вечной. Он - целитель нашей падшей природы.



«Почему люди не переносят горького лекарства только из рук Божиих? Почему ищут и ожидают из рук Божиих только сладостей? Потому что не ощущают тяжести своей болезни греховной и таким образом мнят, будто могут исцелиться от одних сластей. О, если бы люди спросили себя: - Почему все лекарства от телесных болезней так горьки? Дух Святый ответил бы им: - Чтобы быть метафорой и изображением горечи лекарств духовных» (Святитель Николай Сербский).

Вот что сказал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей проповеди «О ТЕРПЕНИИ» в Крестопоклонную неделю. «В Евангелии от Луки читаем глубоко важное слово Христово: "...терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). О, Господи наш, Господи! Что говоришь Ты!? Неужели так огромно, так безмерно значение добродетели терпения, что она может даже спасать души наши?

Если, по слову Христову, так спасительно терпение, то его можно поставить рядом с царицей всех добродетелей - смирением, рядом с кротостью, и надо нам глубоко вдуматься в слово Господне о терпении. Постараемся же по мере нашего слабого ума понять значение слов Христовых. Для этого нам нужно вспомнить, что человек состоит из духа, души и тела, и что все тяжелое в жизни нашей - болезни, скорби житейские, обиды и оскорбления - все переносим мы этим трехчастным естеством нашим - и духом, и душею, и телом. Физические боли, страдания от болезней воспринимаются, нередко в сильнейшей степени, душой и духом нашими. Наш мозг и вся нервная система заведуют всеми нормальными и болезненными процессами в теле нашем, регулируют и координируют их. А дух наш властвует и над душой.

В житиях святых мучеников Христовых мы с изумлением читаем, как легко и спокойно переносили они невообразимо страшные мучения и пытки. Это непонятно материалистам, и они считают это баснями, а мы знаем, что дух мучеников, пламеневший безмерной верой во Христа и любовью к Нему, имел огромную власть над телами их и мог могущественно смягчать их страдания.

Знаем, что в современной медицине немалую роль играет так называемая психотерапия, т.е. словесное, психическое воздействие на больных, нередко могущественно и благотворно влияющее на течение болезни. Если так велико и благодетельно было воздействие терпения святых на их мучения, то неверие, ропот на Бога, вопли и крики грешных людей только усиливают страдания их.

А нам, христианам, когда постигнет нас мучительная болезнь, и прежде всего вспоминаем мы о врачах и лекарствах, не лучше ли первым делом вспомнить о долготерпеливом Господе нашем Иисусе Христе, Которого пророк Исаия называет Мужем скорбей и изведавшим болезни?

То же скажем и о перенесении обид. Умеем ли мы, как должно и угодно Богу, переносить наносимые нам обиды и оскорбления?

О нет, к стыду нашему, нет. Даже в нашей христианской среде видим мы, как часто бывает, что не стяжавшие добродетелей смирения и терпения отвечают на обиду обидой, на оскорбление - оскорблением. И ссора все больше и больше разгорается и доходит до драки, и даже кровопролития.

А молчаливое, спокойное перенесение обид всего лучше защищает от обидчика. Ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых.

Терпящих обиды защищает Бог. Да, следует брать пример с большинства наших современников, придающих большое значение укреплению и усилению тела физкультурой. Но нам нужно неустанно заботиться не столько о культуре тела, сколько о совершенстве духа, в котором большая роль принадлежит упражнениям в терпении, в безропотном терпении даже тяжелых болезней, в благодушном перенесении обид и оскорблений, в обуздании злоязычия, в приобретении великой добродетели терпения.

Будем помнить завет Апостола Петра в его первом соборном послании о подражании Господу Иисусу Христу, Который "будучи злословим... не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет. 2, 23-24).

Напомню вам также слова Апостола Павла в послании к Евреям, в котором он говорит о тех тяжелых страданиях в преследованиях, которые терпели великие праведники. Из них "...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими" (Евр. 11, 35-38; 12, 1-3).

Свою проповедь закончу добрым пожеланием Апостола Павла: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3, 5).

Аминь».

Подумаем и мы хотя бы во время следующей недели над словами святителя Луки (профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого).

ИСТОЧНИК

Великий Пост, Крест, проповедь, Лука (Войно-Ясенецкий)

Previous post Next post
Up