"Круглый стол" журнала "МОСКВА".
Ответы митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского ИОАННА
Каковы причины все новых и новых разногласий в Православной Церкви?
ЦЕРКОВЬ, по свидетельству Священного Писания, есть "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15). Православная Церковь есть тело Христово, Богочеловеческий организм, в каждой клеточке своей пронизанный благодатию Божией, содержимый в бытии недомыслимым промышлением Господним. С этой точки зрения в Церкви нет и не может быть разногласий. Истина полная и абсолютная находится в вечном согласии с Самой Собой. К сожалению, мы часто забываем об этом - мистическом - основании церковной жизни, от чего, кстати, и происходят многие искушения, соблазны и нестроения в среде православного народа. В нашем разговоре такое напоминание необходимо хотя бы для того, чтобы ввести его в канонически и догматически выверенные границы.
Что касается Церкви как земной, человеческой организации, то тут, слов нет, проблем хоть отбавляй. Но этого не надо пугаться. Пусть кто-нибудь попробует назвать в двухтысячелетней истории Церкви Христовой хоть одну эпоху, один период, когда ее не обуревали бы расколы и ереси, гонения и мятежи. "В мире будете иметь скорбь; - предрек нам, христианам, Господь, предупреждая, что враг спасения человеческого, сатана, приложит все усилия, дабы помешать церковному миру и благолепию, - но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16: 33).
Русская Православная Церковь пережила период беспрецедентных гонений. Не удалась крупнейшая в человеческой истории попытка уничтожить Православие силой. Теперь его пытаются уничтожить хитростью, подлостью и лестью.
И в этом новом дьявольском порыве соединились "соловьи перестройки" и "глашатаи гласности", тиражирующие со страниц газет и экранов телевизоров гнуснейшие пороки; "учителя", "чудотворцы" и "пророки" бесчисленных ересей и сект, заполонивших всю страну, представители неправославных конфессий, пытающиеся использовать наше нынешнее положение в своих корыстных целях... Да мало ли их еще, желающих погреть руки на чужой беде!
Есть, к сожалению, и внутренние причины неурядиц. Не секрет, что в советское время богоборческие власти пытались проводить целенаправленную "селекцию" духовенства. В первые десятилетия существования "государства рабочих и крестьян" эта политика проводилась простейшим способом: с помощью расстрелов. Потом методы стали тоньше и изощреннее. Сегодня мы пожинаем плоды этого многолетнего давления. Чего греха таить: не всякий священник ревностен и благочестив, обладает необходимым духовным опытом и желанием послужить Богу на ниве нелегкого (ох, нелегкого!) пастырского служения.
Сложно складываются наши отношения с Зарубежной Церковью. Любому мало-мальски грамотному в канонических вопросах наблюдателю ясно, как день, что с этой стороны нет никаких препятствий для воссоединения. И оно несомненно произойдет, скоро произойдет, несмотря ни на какие попытки его осложнить или сорвать. Надо только сознавать, что наименее болезненный путь к нему - это путь взаимной терпимости и любви. Дорога, усеянная ультиматумами, требованиями, взаимными претензиями и перебранками, ведет в тупик. Как мы не можем понять, как не боимся - ведь Господь на Страшном и нелицеприятном Суде Своем истяжет от нас: блюли ли мы мир и единство величайшей святыни нашей, спасительницы нашей - Церкви Христовой? Что-то ответим ему тогда: "Недосуг было, политика одолела..."? Стыдно, ей-Богу!
Несомненно, есть силы, и весьма влиятельные, заинтересованные в сохранении такого положения вещей. В мутной воде - сами понимаете... Примеров, к сожалению, немало.
Какие угрозы Православию Вы видите в обозримом будущем?
Главная и самая страшная внутренняя угроза - гордыня человеческая, наше своеволие и высокоумие, тщеславие и самолюбие, отсекающие от человека благодать Божию, живительную и врачующую. Премилосердный Господь никогда не оставит нас - мы сами покидаем Его, всей своей жизнью дерзко заявляя: "Сами во всем разберемся, сами со всем управимся, сами все устроим". Вот и устроили, глядите да радуйтесь - результаты, как говорится, налицо.
Надо понять, что в Церковь, к Богу нельзя приходить с "инспекционной целью" - как, мол, там дела, чего хорошего? Основанием истинной, живой веры (что есть дар бесценный, поверьте!) может стать лишь покаянное, смиренное обращение за помощью к Тому, Кто сказал: "Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя..." (Пс. 49: 15). "Даждь Ми, сыне, твое сердце" (Притч. 23: 26), - обращается Господь ко всем нам словами Священного Писания. В Церковь можно войти лишь преклонив свою горделивую выю под ярмо послушания Заповедям Божиим.
Это, кстати, для многих является камнем преткновения. Часто бывает, что на словах ратуют за Православие, но когда доходит до дела, не обретают в себе сил сломить гордыню. А ведь в этом суть. Православие не есть голое учение, оно есть прежде всего подвижничество. Путь возрастания духовного, путь прозрения и внутреннего озарения есть прежде всего путь борьбы со своими "страстьми и похотьми", путь болезненного очищения сердца от многочисленных пагубных страстей, свивших в нем, по нашему нерадению, свое ядовитое гнездо. Здесь - труд, пот, слезы. Здесь являет человек свою действительную - не показную - готовность взять крест и следовать за Христом. Если устоим на этом пути - ничто не страшно: никакие силы, никакое коварство, никакая власть. Ибо таковых - ревнующих о спасении и делами свидетельствующих свою ревность - хранит Господь, говоря: "У вас же власы главные изочтены суть" (Мф. 10: 30).
Ни единый волос не упадет с головы таковых воинов Христовых без Божиего на то соизволения - бережет Господь верных Своих, искушая скорбями, очищая, как золото в горниле. Доколе останутся в народе русском подвижники (а это не дело "избранных" - удел каждого верующего), будет нерушимо стоять и русское Православие.
С точки зрения внешних опасностей главная угроза таится в стремлении мощных международных сил создать единую мировую псевдорелигию, растворив в ней истины Православия. Все это происходит в рамках давнего масонского плана по созданию мировой наднациональной власти - сверхправительства, общие контуры которого уже проступают в многочисленных международных организациях.
Такое развитие событий таит в себе угрозу не только для России - это угроза всему человечеству, ибо в случае осуществления дьявольского плана спасительная искра христианства в большинстве стран будет погашена окончательно.
Короче говоря, если называть вещи своими именами - наибольшую опасность для Православной Церкви представляет бешено ведущаяся сегодня подготовка к пришествию антихриста. Но не будем унывать, вспомним обетования Божии: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18).
Какие изменения в умонастроениях прихожан Вы замечаете?
Народ прозревает. Пусть не все и не сразу, но люди все же начинают осмысливать свою веру как жизнь, а не как "убеждение". Одновременно происходит и разделение - отдаляются от Церкви те, для кого Православие было модным прикрытием каких-то корыстных целей. Впрочем, надо оговориться, что такое прозрение - лишь начало. Эти ростки всенародного подвижничества и исповедничества нужно умело и благоговейно растить и холить, защищать и хранить. Все еще впереди, главное - не унывать, не терять надежды и веры.
Каковы сегодня взаимоотношения Церкви с властями? Какими они, по Вашему мнению, должны быть?
Сегодня взаимоотношения власти и Церкви достаточно корректны. Открытое давление со стороны властей нынче отсутствует, никто не указывает нам, что делать, как говорить, кого рукополагать. Прямое вмешательство во внутрицерковные дела со стороны государства ушло в прошлое.
Что касается того, каковы должны бы быть отношения Церкви и властей, то до идеала в этом вопросе далеко. Мы мыслим себе эти отношения тесными, глубокими, добрыми. Но, похоже, нынешняя власть всецело сосредоточилась на вопросах сугубо земных, плотских - экономика, политика, а зачастую откровенная борьба за "теплое местечко" поставлены в центр всей деятельности. Обращения Церкви у государственной власти не всегда находят должную поддержку; отсутствует понятие о нуждах России как целостного духовного организма.
Отношения Церкви и государства на деле есть отношения двух властей - светской и духовной. Всякая власть от Бога, и потому - пока управление государством не будет осознано как религиозное служение, как "Божие тягло" - не ждите добра. "Симфонии властей", то есть их гармоничного взаимного сочетания, не получится. Тем более бесплодно нынешнее модное поветрие, считающее верхом совершенства теорию "разделения властей" на исполнительную, законодательную и судебную при полном отсутствии централизованного контроля. Разделение не может нести в себе доброе начало, в нем "генетически" заложены семена конфликтов и ссор. Другой вопрос, что и единство не принесет добра, если оно искусственное, механическое, внешнее. Основой единства должна быть духовная общность, и здесь роль Церкви незаменима. Дай нам, Господи, уразуметь это как можно скорее...
Да, действительно, духовного разумения нам сегодня не хватает. Общество переживает период разброда и смут. Не коснулось ли это состояние Церкви? Не переживает ли она сегодня, как и весь русский народ, некоторую растерянность?
Нет, растерянности нет. Есть другое - не преодоленные еще до конца последствия семидесятилетнего пленения. Семьдесят лет Церковь распинали и гнали с такой ненавистью и изощренной жестокостью, что несколько последних лет относительного покоя - срок далеко не достаточный, чтобы полностью выздороветь.
Надо сказать, что для Церкви такая ситуация не нова. Она неоднократно встречается в мировой истории, так что духовный опыт Православия позволяет избрать наиболее эффективные пути врачевания. Другое дело, что это врачевание производится не знакомыми миру духовными, благодатными средствами, а не привычными административными мерами: приказами, инструкциями, силовым давлением. Тут главное - вылечить человеческую душу, пробудить и очистить совесть.
Но сумела ли Церковь сохраниться в своей благодатной полноте без повреждений и искажений?
Безусловно сумела. Пусть не смущают нас видимые нестроения в церковной жизни. Это - дела человеческие, а спасительная сила Церкви есть сила Божия, не зависящая от наших с вами достоинств и недостатков. Если Церковь - больница для души, то в ней неизбежно находятся больные. А болезнь души нашей - грех, ее доступность страстям, или, говоря языком светским, наше нравственное несовершенство и приверженность к порокам. Весь вопрос заключается в том, на что больше обращать внимания? То ли на болезненные явления - раны да язвы, то ли на результаты лечения. А результаты эти налицо - сегодня даже у самого закоренелого атеиста не повернется язык отрицать, что именно Церковь на протяжении веков была главным хранилищем нравственной чистоты. Свидетели тому - бесчисленные святые подвижники, просиявшие на Руси благодатными дарованиями и праведностью жития.
Нет, порча не коснулась Церкви. Благодать действует в ней по-прежнему; трудность в том, что не все способны воспринять ее действие. Беда наша, что у людей отмирает чувство духовного восприятия мира. О таковых говорил Господь: "Очи имеют, и не видят, уши имеют, и не слышат" (Иез. 12: 2). Горько...
Отвергая истины Церкви, мы совершаем самоубийство духовное, гораздо более страшное, нежели телесная смерть, ибо лишаем себя не этой временной жизни, но жизни вечной, блаженной, полной высшего смысла и духовного торжества, святой радости, о которых, живя в грешном мире, не можем составить себе понятия!
Зная это, может ли православная Церковь равнодушно взирать, как гибнут люди, становясь жертвой пагубных заблуждений, искушений и соблазнов? А наша современная жизнь просто переполнена ими. Враг спасения человеческого, сатана, ведая, что спасение возможно лишь в лоне Церкви Христовой, применяет все способы, напрягает все свои силы, чтобы отвратить людей от Церкви, не допустить обращения. Идет беспрерывное духовное противоборство, сражение за человеческие души. Потому-то Церковь земная называется Церковью воинствующей.
Но есть люди, сомневающиеся в том, что Церковь имеет ответы на все вопросы. Что может она предложить современному человеку?
Церковь прежде всего предлагает всем нам задуматься над своей жизнью, увидеть, как далека она от того, чем должна бы быть, увидеть наши неисправности в области религиозно-нравственной, осознать свою неспособность собственными силами управить наше житье-бытье в чистоте и непорочности, обратиться к Богу с покаянием и мольбой о помощи и получить, наконец, эту помощь, этот драгоценный опыт живой веры, дающий силы к исправлению и духовному возрастанию.
Церковь беспрестанно свидетельствует миру о своей готовности врачевать его недуги. Беда в том, что не все внемлют этому свидетельству. Да и немудрено - тот поток нравственных нечистот, который льется на современного человека с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц газет, способен помрачить самое здравое мировоззрение. Ведь что происходит? Последовательно и методично нашему народу внушают, что какие бы то ни было этические и моральные нормы есть смешной пережиток "проклятого прошлого".
Итог всего этого - расплодившиеся молодежные банды, рост преступности, наркомания и пьянство, детская проституция, бесчисленные группировки полубезумных "рокеров", "панков", "металлистов" и откровенных сатанистов. Это что - нормально? Это - плоды нашей долгожданной свободы?
А Церковь в такой страшной ситуации оказывается практически немой. Вы спрашиваете, что она может предложить? Она может предложить людям идеалы любви к Отечеству и патриотизма вместо глумливого современного лозунга "Родина там, где хорошо!", идеалы семейной верности и взаимной ответственности на основах религиозной нравственности, понимающей семейную жизнь как сослужение супругов в делах благочестия и праведности - вместо разнузданной похоти и бессмысленного, болезненного столкновения самолюбий в домашних ссорах и склоках. Она может предложить радость осмысленного бытия, имеющего твердую нравственную основу и ясную цель, легко различающего добро от зла, обладающего ясными этическими нормами поведения, всем понятными и четко обоснованными, и еще многим-многим другим, чего в безумии нынешнего смутного времени мы лишили сами себя, погнавшись за призраками заморских "благ", поверив обману лукавых вождей.
Так вот, создается впечатление, что есть силы, заинтересованные в том, чтобы сократить до минимума способность православной Церкви донести до людей свои целительные истины. Нам практически заказан вход на телевидение, на радио, на страницы крупных газет. Показать в кадре красивые облачения священников за богослужением, передать запись песнопений - пожалуйста, но - не больше. Посмотрите, у нас на телевидении до сих пор нет ни о д н о й серьезной православной программы. Равноправие равноправием, но надо же и с реальностью немного считаться: ведь подавляющее большинство верующих в России по-прежнему составляют православные.
То же и в системе радиовещания. Хотя здесь Петербург представляет, как ни странно, приятное исключение. Два раза в месяц выходит в эфир программа "Колокола" - единственная, которая не стесняется открыто заявлять свою православную направленность. Да много ли это - два раза в месяц по полчаса? Рок-беснование в день больше занимает!
В общем, Православной Церкви есть что предложить современному человеку. Лишь бы не мешали - я уж не говорю о помощи...
Но многих смущают строгие церковные правила. Например, посты. Зачем они нужны и обязательны ли для современного человека? Многие рассуждают примерно так: "Почему мои отношения с Господом должны зависеть от того, ем ли я по пятницам колбасу?"
От колбасы ваши отношения с Богом зависеть, конечно, не должны. Равно как не должны они (в идеале) зависеть от чего бы то ни было вообще. "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" (Мф. 22: 37), - взывает к нам Слово Божие, и эта любовь, действительно, ни от чего зависеть не может. Это - чувство пламенное и всепобеждающее, попирающее "чин естества" и дающее человеку силы печалиться и молиться за весь мир, любить всех, не разделяя злых от добрых, ненавидя грех, страсть, но не человека, ибо он - даже во глубине нравственного падения - есть образ Божий.
Это - идеал. А если мы с вами задумаемся, как его достигнуть, то церковные правила, в том числе и посты, предстанут пред нами совсем в другом свете. Нам надо избавиться от греха, очистить свое сердце. Но грех - это болезнь человеческого естества. Когда болеет ваше тело и врач прописывает вам определенные лекарства, строгую диету и режим дня, вы ведь не удивляетесь, зная, что это - для вашей же пользы.
Так и в Церкви. Все ее установления имеют единственную цель - помочь человеку, облегчить ему путь духовного возрождения, очищения от скверны страстей и пороков. При этой болезни тоже нужен строгий режим. Но так как грех, развившись, поразил в человеке и тело и душу (скажем, тщеславие - страсть душевная, а чревоугодие - телесная), то и в лечении равно нуждаются душа и тело.
Вот пост и врачует их. Неверно думать, что он заключается лишь в воздержании от пищи. Это только малая его часть. Настоящий пост состоит в воздержании от зла - в поступках, мыслях, желаниях и чувствах. Ограничения в еде - лишь подспорье в этом деле.
Кроме того (и это очень важно), соблюдая посты, человек свидетельствует о своем признании благодатности и спасительности церковных правил. Господь как бы говорит человеку: "Ты пал столь низко, что сам даже не способен понять, что нужно делать, чтобы возродить свое былое духовное богатство. Я, милосердствуя о немощи твоей, помогу тебе. Я дам тебе спасительные правила, и если ты будешь стремиться выполнять их, ты тем самым засвидетельствуешь свое желание спастись. Тогда Я помогу тебе и дам тебе опытно познать благодатную силу церковных установлений".
Любой церковный человек засвидетельствует вам на собственном опыте целительное действие церковной дисциплины. Важно начать - смирить свой гордый разум, не желающий признавать, что есть нечто, недоступное его пониманию. Здесь человеку предстоит труд внутренней душевной борьбы, тяжкий труд, ибо придется сражаться с врагами не внешними, но внутренними - гордостию, высокоумием, своеволием, сомнением. Кто победит - получит награду бесценную: сокровище живой, опытной, осмысленной веры, просветляющей и преображающей всю жизнь человека. Все в наших руках. Важно сделать правильный выбор.
Но сделать его не так-то просто. Сегодня русское общество опять на распутье. На Ваш взгляд, какое будущее ждет наших детей?
Я отвечу Вам словами поэтического пророчества знаменитого старца Серафима Вырицкого (1865-1949). В 1939 году, в разгар антицерковного террора, он записал:
Пройдет гроза над русскою землею.
Народу русскому Господь грехи простит,
И Крест святой Божественной красою
На Божьих храмах снова заблестит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского, великого народа,
Как гром, по всей вселенной прогремит.
От всей души верую, что сбудется это пророчество. Народ наш жив и способен к возрождению. Русского человека не сломили те страшные испытания, что выпали на его долю за последние восемь десятилетий. Надо только извлечь из горького прошлого правильные уроки, вернуть нашу жизнь в то историческое русло, каким текла она многие столетия, превратив крохотную Московию в величайшую державу мира, соделав народ наш народом-богоносцем, хранителем святынь религиозной нравственности,
их чистоты и полноты, ревностным блюстителем Заповедей Божиих в жизни государства и общества, семьи и отдельной личности. Господь не оставит нас Своей милостью, лишь бы мы не оставили Его.
Митрополит Иоанн (Снычев)
"Одоление смуты". Слово к русскому народу