Итак, как уже было сказано выше, папа Григорий XIII обратился к Константинопольскому Патриарху Иеремии II с призывом, чтобы Православные также, как и латиняне, приняли новый календарь. В ответ на это письмо папы, Вселенский Патриарх Иеремия и Патриарх Александрийский Сильвестр отправили следующий ответ:
«...Затем, следует объяснить всякому благоволящему православному христианину, что наша Пасхалия не есть что-то необязательное, но всегда остается правильной как следование определениям святых отцов, и вовек пребывает непоколебимой. Ибо она сохраняет наилучшим образом обдуманный божественными отцами порядок, который не должен быть поставлен под сомнение. Тогда как никто из нынешних людей не знает астрономическую науку так, как хорошо они ее знали, и не стяжал их святости, а разве что стремится к ней, будучи все равно далек от истины.
О праздновании Пасхи есть четыре постановления. Первое заповедает нам, что следует совершать Пасху после весеннего равноденствия. Второе - что не в один день с иудейским обрядом. Третье - что не просто после равноденствия, но в первое полнолуние после равноденствия. Четвертое - что после полнолуния в первую же неделю. Ничего из этого совершенно не позволяется сдвигать, и не следует думать, что самые выдающиеся люди - святые отцы допустили какую-то ошибку, которую нынешние астрономы должны почему-то исправить на нечто лучшее. По благодати Христовой со времени Первого Вселенского Собора и до нынешнего дня священная Пасха всегда совершается после Пасхи Закона и в день Воскресный, и мы не знали никаких накладок, которые заставили бы нас предпринять исправление календаря.
Ибо все, что запечатлели святые отцы, они запечатлели отлично и навечно. Все это остается непогрешимым, а дурно то, что теперешние астрономы из Ветхого Рима изъяли десять дней октября месяца. Помимо прочего, этот новый календарь невольно создает накладки. Он может быть легко опровергнут. Если действительно каждые 134 года прибавляются одни сутки, то очевидно, что если со времени Первого Вселенского Собора прошло 1265 лет, а от Христа до Первого Собора было 318 лет, то прибавилось не десять суток, а только девять суток и десять часов, а десять дней прибавилось бы только в том случае, если бы одни сутки прибавлялись за сто двадцать или менее лет. Вот почему перемена календаря очень сомнительна.
Но и как говорят опытные в науке звездозрительной, Птолемей Великий и другие, погрешности календаря будут неизбежно. Ибо за триста лет с небольшим прибавляются одни сутки, и это происходит не из-за свойств движения светил, ибо движение равномерно и не подвержено отклонениям, но из-за самого счета дней в году. Таким образом, согласно астрономам, со времени Собора в Никее до нынешнего времени прибавилось четыре дня, пять часов и двенадцать минут. Именно так подсчитываются дни, и премудрость Эллинов показывает, что римские астрономы изъяли из месяца октября десять дней вопреки всякой логике. Они показали только то, что совершают они все из человекоугодия, ради пустой славы. Лучше бы им было не вводить новшества, не менять счисление дней и не становиться виновниками немалой смуты в Церкви Христовой. Поэтому нельзя насильственно вводить, по названным выше причинам, то, что они дерзнули соделать, ибо не благословенно то, против чего выступают священные и святые отцы, все верно определившие. Ибо все, что сделали святые отцы, не только логично, но и божественно. И это мы говорим, отвечая и Армянам и всем христианам о календаре, и ставим под письмом дату истинную - год от вочеловечения Бога 1583, Ноемврия 20 числа, индиктиона 12.
+ Константинопольский Иеремия.
+ Александрийский Сильвестр.
Год от Боговоплощения 1583, ноябрь 20, 12 индиктион».
Таким образом, мы наглядно видим, что в основе отказа членов Собора изменять Пасхалию и месяцеслов-календарь лежит непреложная уверенность в том, что Церковь Христова руководима Духом Святым через Святых Отцов, а не личным порывом папы-еретика. Как определяет Собор, установления Церкви о Пасхалии и месяцеслова, - это «обдуманный божественными отцами порядок, который не должен быть поставлен под сомнение».
Как доказательство, приводим Определение Константинопольского Собора 1593 года, которое говорит следующее:
«То что определено на Соборе в Никее в присутствии благочестивого и боголюбивого царя Константина о святом и спасительном празднике Пасхи, является неизменным и если кто будет противодействовать доброму установлению, тот будет чужд т неприемлем Церковью. То же запрещено делать и мирянам.
Поэтому да знают предстоятели Церквей, епископы, или пресвитеры, или диаконы после этого определения, дерзающие совращать народ и в особенности доставляющие смущение Церкви, и таким образом с латинянами и иудеями совершающим Пасху, Святой Собор таковых считает уже чуждыми Церкви. Необходимо же следовать канону Святых Отцов и до сего дня Божией благодатью, также как и прочим (канонам), которые сохраняет Церковь Божия». ...
В спасительный год 1593, февраля 12
Постановили:
+Иеремия, Святейший Вселенский патриарх
+Сильвестр, патриарх Александрийский ( в кодексе Давры прп. Афанасия стоит имя патриарха Мелетия Пигаса)
+Софроний, патриарх Иерусалимский, и святый Собор архиереев, единодушно, постановили (это решение) разослать.
Даже допущенная астрономическая неточность при расчете Григорианского календаря и Пасхалии, как это наглядно показал Собор 1583г., не является для Церкви определяющим началом. «Не благословенно то, против чего выступают священные и святые отцы, все верно определившие. Ибо все, что сделали святые отцы, не только логично, но и божественно».
Далее: в 17 столетии известный патриарх Иерусалимский Досифей в своем «Исповедании Православной веры» (Ὁμολογία τῆς Ὀρθοδόξου Πίστεως) пишет:
«Четыре больших зверя родилось в 16 столетии: ересь Лютера, ересь Кальвина, ересь иезуитов (Иезуиты: Папское учреждение смертников. Ее целью является распространение папства и подчинение всех Папе) и ересь Нового Календаря. И относительно ереси Лютера и Кальвина...и о ереси Нового Календаря в Константинополе состоялся Вселенский Собор».
Следует отметить один факт, что до сих пор в греческой современной богословской литературе делается настойчивая попытка доказать, что, якобы, Соборами 16 столетиями не было осуждено изменение календаря, а только пасхалии. Некоторые пытаются убедить в поддельности рукописи решения Собора 1583г, которая храниться в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне (кодекс № 772). Однако несостоятельность этих обвинений легко можно доказать тем, что в имеющихся старинных изданиях по истории Греческой Церкви, которые были в то время вполне естественно лишены каких-либо пристрастий, осуждается введение нового летоисчисления. И сведения, приводимые в них о Соборе 1583 невозможно обвинить в сознательной подделке.
Так, например, Мелетий, митрополит Афинский в своей «᾿Εκκλησιαστική Ἱστορία» пишет:
«В 1583г., когда патриаршествовал Иеремия Собрался Собор митрополитов в Константинополе в присутствии Сильвестра Александрийского, который осудил вновь введенный Григорием Римским календарь, он его не принял вопреки просьбе латинян».
А Гедеон Мануил в издании, которое довольно известно широкому кругу специалистов, под названием «Патриаршие списки. Исторические и биографические сведения о Константинопольских патриархах от Андрея Первозванного до Иоакима III из Фессалоник» о факте проведения Собора в Константинополе в 1583 года сообщает следующее:
«Во время второго патриаршества Иеремии II в колонии православных греков в Поле Истрийской, насчитывавшей достаточное число семей, а также киприотов, был воздвигнут православный храм.
В то время как отношения его с последующим свидетельствами, иезуиты и разнообразная пропаганда из Рима в нашей Церкви и бесстыдное давление со стороны православных русских, иезуиты внедрились в Константинополь в 1583г. По поводу исправления (на григорианский) календаря Иеремия оказал сопротивление, он издал Томос 20 ноября 1583г.»
Делайте выводы сами: индейка или продолжение Поста...