Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!

Aug 19, 2015 12:34


Преображение Господне является Двунадесятым Праздником, одним из главнейших Праздников христиан. Двунадесятыми Праздниками стали для нас те события, которые были непосредственно связаны с ключевыми моментами в земной жизни Иисуса Христа и его Пречистой Матери.

Отмечается Преображение всегда в один и тот же день - 19 августа. Что интересно, на самом деле, Господь Иисус Христос преобразился пред Своими учениками на горее Фавор ровно за сорок дней до Распятия, однако отмечаем мы это событие не зимой, а летом. Почему?

Вот как это поясняет протоиерей Григорий Дьяченко: «Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни святой Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 19 августа потому, что 27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание Страстей Христовых. А так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые Отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 19 августа».

Что же знаменует для нас, Православных христиан, это событие?

Дело в том, что все, что происходит у нас в земной жизни, согласно величайшему Божиему промыслу, является как бы визуальной проекцией духовного мира. Недаром в Евангелии сказано: «…елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18:18). Иисус Христос, Богочеловек, доселе бывший в образе смиренного раба, предстал пред учениками во всем величии Божества, показав эти, что ждет в вечной жизни Его последователей, соблюдавших во время короткого земного жития Заповеди Господни. Кто будет смиренным, тот наследуют Царство Небесное (Мф.5:3). В этот Праздник мы должны осознать, что нам было явно показано новое, преображенное и благодатное состояние истинных сынов Божиих, которое ими будет обретено в Вечности. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», - говорит Вселенский Учитель, святитель Иоанн Златоуст.


Но вернемся на две тысячи лет назад. В тот славный день ученики Иисуса Христа смогли лицезреть небывалое чудо - Преображение Христа, явление Его величия и славы: «…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф.17:2-6). Иисус преобразился, Его лицо стало светлым, как солнце, а одеяния - белыми, как снег. К Христу пришли два великих пророка: Моисей и Илья. Что самое интересное - Моисей к тому времени уже давно умер, и Илья был забран на небо живым. Явились они для того, чтобы побеседовать с Иисусом о Голгофской жертве, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Иисуса. Но самое яркое чудо для учеников, присутствовавших на Фаворе стал глас Самого Творца, повелевшего с Неба им: «Сей есть Сын Мой возлюблены, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус и ученики не проронили ни слова, лишь у подножия Сын Божий сказал, чтобы те молчали об увиденном, дабы пока он не воскреснет из мертвых.

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. В этом мы можем удостовериться, прочитав о нем в поучениях святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста, живших в первые века после Р.Х.. Святой мученик Андрей Критский, живший в VII веке оставил для нас в наследие слово, сказанное им на Преображение Господне, в котором Преображение рассматривается не только в вероучительном смысле, но и в смысле действительного торжественного Праздника Церкви. А уже в VIII веке святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маиумский составили службу, песнопениями которой Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Таким образом, мы видим, что Преображение Спасителя является для нас ни чем иным, как явным свидетельством соединения во Христе двух естеств - человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

О том, что наше естество, с Божией помощью, способно к обновлению говорит и то, что в этот день даже плоды нового урожая, принимая на себя благодать Божию, освящаются. Чин освящения плодов в Праздник Преображения Господня дало этому дню с простонародье название - Яблочный Спас.


Обычай освящать плоды сегодня также восходит к древним временам - о нем было уже сказано в VIII веке. Однако свидетельства о приношении первых плодов нового урожая к алтарю можно найти даже в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23:10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9).

Ранее этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов для освящения их в Церкви. До сего дня, как всем известно, следовало воздерживаться от вкушения плодов, потому что вначале следовало получить на это благословение Божие. Именно из этого обычая появились и уставные предписания и рекомендации о «невкушении винограда или яблок до праздника Преображения».

ИСТОЧНИК

Двунадесятые Праздники

Previous post Next post
Up