Митрополит Антоний (Паканич):
Аргументы сторонников такого перехода в целом таковы: нынешний церковный календарь не является частью вероучения; новый более точный с астрономической точки зрения; при принятии нового календаря не будет разницы с гражданским.
Да, юлианский календарь, на котором основан календарь церковный, - это традиция, а не часть догматического вероучения. И новый, изначально принятый в католическом мире, григорианский календарь (или его разновидность - новоюлианский) действительно астрономически точнее. Однако в Церкви любые нововведения или изменения традиции, как правило, производятся неспешно и обдуманно. А самое главное - всегда важно четко определять цель этих нововведений.
Давайте вспомним, как именно вводился новый календарь в тех Православных Церквах, которые его придерживаются. О календарной реформе в Церкви дискуссии шли довольно давно. Но на практике его введение активно инициировал в 20-х годах прошлого века печально известный Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис). Патриарх Мелетий за свою жизнь успел побывать архиепископом Афинским, патриархом Константинопольским и патриархом Александрийским. Известен он прежде всего своими интригами, подлогами, захватом чужих канонических территорий, поддержкой обновленцев и многими другими весьма неблаговидными деяниями. Да и его стремление перевести православных на новый календарь, почти идентичный западному - григорианскому, мотивировалось не столько желанием дать Церкви более точное летосчисление, сколько политическими расчетами на унию с Англиканской Церковью. Чему должны были способствовать и иные уступки, такие, например, как возможность брака для священников и диаконов после хиротонии и допустимость повторного брака для клириков.
Многие политические проекты патриарха Мелетия так и не осуществились, кафедры, которые он возглавлял, ему часто приходилось покидать со скандалами. Но главное его детище, новый календарь, в части Православных Церквей прижился, хотя тоже не без проблем: агрессивное внедрение нового летосчисления вызвало нестроения и даже «старостильные» расколы.
Впрочем, есть к новоюлианскому календарю и совершенно прагматические претензии. Так, даже те Церкви, которые перешли на новоюлианский календарь, продолжают исчислять время Пасхи и зависимых от нее переходящих праздников согласно юлианскому календарю. А это создает определенные литургические проблемы: например, когда Пасха поздняя, из богослужебного года может полностью выпасть Петров пост. Попытки же создания новой Пасхалии до сих пор не увенчались успехом.
Сторонники нового календаря часто указывают на тот факт, что разница между новым и старым летоисчислением составляет 13 дней и со временем будет только увеличиваться, пока не наступит тот момент, что Рождество по юлианскому календарю придется праздновать летом. В самом деле, разница между календарями растет, но гипотетический переход даты Рождества на лето может произойти лишь через тысячелетия, а за это время Церковь явно сможет справиться со всеми календарными проблемами, если Господу будет угодно к тому времени сохранить наш грешный мир.
Сейчас же это проблема больше политическая, чем церковная. И те, кто агрессивно раздувает эту тему, меньше всего думают о прихожанах, особенно сейчас, когда нашу Церковь в буквальном смысле хотят запретить, а значит - уничтожить. Забота о верующих - наша первейшая обязанность. Давайте зададимся простым вопросом: в настоящий момент мешает ли церковная жизнь по юлианскому календарю вести людей к Богу? Понятно, что нет. Приблизит ли нас ко Господу переход на новый календарь? Ответ тоже очевиден.
В то же время негатив от такого необдуманного перехода очень явственен. Достаточно вспомнить все последствия радикальных церковных реформ, чтобы притормозить любое рвение не по разуму. Ввести в соблазн верующих и вызвать сейчас в Церкви еще один раскол, мягко говоря, безответственно.
Светская власть вправе на основании своих приоритетов вводить или отменять праздники, которые она считает государственными. Наше же право - отмечать церковные праздники в свое, установленное многолетней традицией время. И это право у нас никто отнять не может.
Окружное послание четырёх Восточных Патриархов 1848 г.:
Новый стиль и Православное учение
Итак, теперь необходимо выявить, чем же является новый стиль для Православной Церкви. Ввиду того, что многие приравнивают «старостильный раскол» к старообрядчеству, старостильное движение к ереси филетизма, а старый стиль - к двуперстному крестному знамению, нам видится обязательным опровергнуть это мнение.
Церковный календарь - это Предание Единой Святой Соборной и Апостольской церкви (заметим - не отдельной Поместной Церкви, как было в перстосложении). Необходимо выяснить, каково же отношение Святой церкви к Её Преданиям писанным и неписанным. Шестой Вселенский Собор, деяние 8: «Трижды анафема всякое новшество и делание против предания и учения и правил святых и блаженной памяти отцев»[1]. Седьмой Вселенский Собор, деяния: «Всё, что против церковного Предания, учения и начертания святых и приснопамятных отцев установлено, - установляемо, и впредь имущее установиться - анафема». Шестой Вселенский Собор, деяния: «Анафема, если кто нарушит какое-нибудь записанное или незаписанное Предание Церкви». Седьмой Вселенский Собор, правило 7: «Священные обычаи подобает содержать по писанному и неписанному законоположению». Седьмой Вселенский Собор, деяния: «Аще кто всякое Предание церковное, писанное или неписанное, отвергает - анафема». Св. Марк, митр. Ефесский: «Всякий, кто говорит против того, что заповедано, хотя бы достоин был веры, хотя бы постился, хотя бы был девственником, хотя бы чудеса творил, хотя бы пророчествовал, - пусть будет для тебя как волк в овечьей шкуре, который причиняет вред овцам». Таким образом, всякий, кто отвергает и не признаёт Предания Святой Православной Церкви, предаётся анафеме - таково учение св. Соборов и Отцов.
Важным вопросом является и отношение Церкви к церковному календарю как части Предания Вселенского масштаба.
Всеправославный собор 1583 г.: «… Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и Месяцеслову [2], тот, как и безбожные астрономы противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных…». Также анафему новой Пасхалии и Месяцеслову изрекли на Соборах Константинопольской Церкви в 1587 г. и в 1598 г.
«Второй Сигилион.
Вселенского Патриарха Кирилла в 1756 году, изданный по случаю происшедших новых соблазнов, произведенных папистами относительно изменения нашей священной Пасхи и Месяцеслова. Отлучение от Церкви.
Кирилл, милостью Божией, Архиепископ Константинопольский - Нового Рима Вселенский Патриарх.
Честнейшие клирики нашей Христовой великой церкви и прочие благоговейнейшие иереи и преподобнейшие иеромонахи, певцы в Церквах града нашего, последователи неботаинника Павла, который говорит: если кто будет благовествовать вам противное тому, что мы благовествовали вам, хотя то был то и ангел с неба, да будет анафема; иерей ли, мiрянин ли, то да будет отлучён от Бога, проклят и по смерти да не расстлеется и пребудет в вечных муках. Камни и железо пусть рассыплются и распадутся - сии же никогда же и никакоже. Да наследуют проказу Геезия и удавление Иуды; да будут на земле как Каин, иже стеня и трясыйся; и гнев Божий да будет на главе их и участь их да будет с предателем Иудой и богоборцами иудеями; земля разверзшийся да поглотит их, как некогда Дафана и Аверона; Ангел Божий да преследует их мечом во вся дни жизни их, и да подлежат они всем проклятьям патриархов и соборов под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь».
Окружное послание четырёх Восточных Патриархов 1848 г.
«… Будем же держаться исповедания, которое мы приняли чистым от толиких мужей, отвергая всякую новизну, как внушение диавола… На что если бы кто-либо дерзнул или делом, или советом, или помышлением, таковой отрёкся уже веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святого, якобы не совершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак: все новшествующие, еретики ли то или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу (Пс. 108:18) хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы клирики, хотя бы мiряне, аще бы и ангел с небесе - анафема ему. Сию страшную анафему не мы изрекаем ныне, но изрёк прежде всех Спаситель наш (Матф. 12:32), изрёк Божественный Павел в послании к Галатам (1:6). То же изрекли и семь Вселенских соборов и целый лик Богоносных Отцев.
Подписали Патриархи, с членами их синодов: Анфим Константинопольский, Иерофей Александрийский, Мефодий Антиохийский и Кирилл Иерусалимский».
Итак, мы можем сделать вывод, что:
1) единственным каноническим календарём для церкви является юлианский календарь (старый стиль);
2) всякий, кто противится этому постановлению, предаётся анафеме;
3) принятие нового стиля есть отторжение от истинной Церкви Христовой, есть однозначный раскол (который впоследствии повлёк за собой ересь экуменизма: для чего и вводился единый с папистами календарь);
4) в связи с этим возбраняется и молитвенное общение с отлучёнными (новостильниками), под угрозой одинакового с ними наказания (Правила Апостольское 10, Антиохийского Собора 2, Лаодикийского 33 и под.);
5) отделение же от таких похвально и прежде соборного рассмотрения и суда над ними (1 Правило Антиохийского Собора и 15 Двукратного).
В 20-х годах однозначно был создан раскол по следующим причинам:
1) Новый стиль был введен неканоничным Конгрессом, который не имел никакого права касаться вопросов, которые может решать только Всеправославный Собор, поэтому в принципе, все, кто принимает деяния этого Конгресса, уходит в раскол;
2) Верующий народ, который и является хранителем Веры, протестовал против новшества и разделился по этому вопросу на две части: новостильников и старостильников.
Ввиду того, что новый стиль предан анафеме (следовательно, он неканоничен), был принят неканоничным собором, фракция новостильников является раскольничьей, т.к. противоречит Преданию Церкви и Православной Вере[3].
[1] Все цитаты по: «Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение Её к новому стилю». Издание восстановленной Почаевской типографии пр. Иова во Владимiровой, 1934 г.
[2] Мы видим, что здесь говорится не только о Пасхалии, как многие ныне утверждают, но и о самом богослужебном круге. Вообще, большинство церквей приняли только новый месяцеслов, а Пасхалию оставили в старом стиле, что, естественно, тоже нарушает Предание и полностью сбивает весь годичный богослужебный круг.
[3] Здесь можно очень долго рассуждать о «духе и букве закона», напомнить о том, что каноны менялись, потому и новый стиль можно ввести и т.п. Однако дух закона здесь идет явно не в пользу новостилия. Неканоничный Конгресс, состоящий из изверженных иерархов-масонов, принимает новый стиль наряду с совершенно богохульными реформами для более тесного сотрудничества с инославным мiром. А это уже - дух экуменизма, ереси всех ересей. Тем более, введение нового стиля могло осуществиться только с согласия всех Церквей, тогда можно говорить о «духе», т.е. о принятии Церковной Полнотой данного постановления для пользы верующего народа.