«Очевидно, что священноначалие УПЦ подталкивают к оформлению «Феофании» в полномасштабный раскол»

May 22, 2023 10:52




В последние дни ситуация вокруг Бердянской епархии стала топ-темой для околоцерковного сообщества как в России, так и на Украине. Епархию оставил правящий архиерей митрополит Ефрем, затем решением Синода ее включили в состав Русской Православной Церкви.

Это вызвало резкие заявления со стороны Украинской Православной Церкви. Назначенный на 24 мая Синод, вероятно, будет посвящен отношениям с Патриархией.

У «Хризмы» появилась возможность добавить красок в палитру «Бердянского кризиса», получив дополнительные факты от одного из руководителей центрального церковного аппарата.

Ситуация с отъездом митрополита Ефрема



Много споров вызвал вопрос причины отъезда владыки. Один из благочинных Бердянской епархии рассказал нам, что владыка Ефрем покинул Бердянск.

«Ни на какое лечение он не ехал, все сумки, все имущество он вывез в Закарпатье, а не в Румынию. Нам он сказал, что снимает с себя все полномочия архиерея», - рассказал нам священник бердянской епархии.

Его слова подтвердил нам и собеседник из Патриархии: «Известно, что как старшее духовенство, так и «рядовые» клирики, были ошеломлены решением архиерея покинуть епархию по тем причинам, которые он озвучил. Владыку просили изменить решение, остаться - и уговорили отложить отъезд хотя бы до Пасхи, с надеждой, что настроение владыки изменится, и он раздумает осуществлять своё намерение. Надежды, как известно, не оправдались».

На сайте УПЦ сказано, мол, владыка по благословению митрополита Киевского отбыл на лечение и намеревался управлять епархией дистанционно. Но фактами это не подтверждается. Более того, авторы заявления от имени УПЦ в самом тексте отметили, что сами нуждаются в объяснении поведения владыки и надеются получить их «после его выздоровления», не указывая при этом место возвращения. А свои личные вещи владыка Ефрем из Бердянска забрал.

«Полная оценка ситуации, которая сложилась, возможна после того, как митрополит Ефрем предоставит свои детальные разъяснения после выздоровления», - сказано в заявлении УПЦ.

Как видно из справки к решению Священного Синода (http://www.patriarchia.ru/db/text/6027150.html), Патриархия была в курсе намерений владыки Ефрема.

«Он не мог принять новую политическую обстановку, судя по всему боялся за свою жизнь. Это могли быть реальные или мнимые угрозы. Духовенство, уважавшее его, уговаривало не бросать их. Мы тоже знали о намерениях митрополита Ефрема и призывали остаться, гарантировали помощь и поддержку», - сказал наш собеседник в Патриархии.

Как стало известно, ещё Великим Постом владыка Ефрем побывал в Москве, встретился с Патриархом Кириллом и заручился его поддержкой в вопросах управления епархией. Впрочем, именно в Москве он узнал о том, что для того, чтобы легализовать деятельность епархии в соответствии с российским законодательством, ему, как ее главе, придётся получить гражданство РФ или хотя бы вид на жительство.

Не верность ли своему украинскому гражданству и неприемлемая для владыки необходимость контактов с «оккупантами» пересилили чувство долга перед духовенством и паствой?

Митрополит Ефрем, видимо, отдавал себе отчёт, что оставляет свою паству именно в каноническом смысле этого понятия: есть сведения, что он просил у митрополита Онуфрия возможность уйти за штат, но разрешения на подачу прошения не получил. Какие ещё инструкции и от кого он получил в Киеве - знает только сам владыка.

Мы уже писали, что митрополит Ефрем, может быть, сам того не понимая, сыграл роль «спускового крючка», спровоцировавшего кризис. Спонтанно ли возник этот кризис, или у него есть режиссеры? По мнению нашего собеседника, эта версия может иметь право на существование.

«Ему (владыке Ефрему) сейчас не позавидуешь - где бы он не находился, его будут заставлять лгать и провоцировать духовенство, которое его уважало и которому он не смог сохранить верность», - сказал он.

Обвинения в захвате епархии

После решения Синода Русской Православной Церкви в некоторых украинских СМИ стали говорить о «захвате». Однако простой здравый смысл говорит о том, что оставлять епархию без управления, тем в более в прифронтовом регионе, было нельзя.

«В исключительной ситуации, чреватой унынием, дезориентацией и прочими опасностями для бердянской паствы, не предусмотренной уставом ни УПЦ, ни Русской Церкви, Синод поступил максимально корректно. Он учел все обстоятельства, в том числе и значительную несвободу принятия решений киевским Синодом, особенно для епархий, находящихся по ту сторону фронта», - считает наш собеседник.

При решении этого сложнейшего вопроса Патриархия обратилась к тем временам, когда подобные ситуации, вызванные военными действиями, не были редкостью. Прецедент был чуть больше ста лет назад создан указом Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 года. Этот указ возник в годы смуты и Гражданской войны, когда фронты двигались постоянно, а территории епархий переходили из рук в руки.

Патриарх и Синод не могли, да и просто по человечески не имели права не откликнуться на просьбу духовенства, оставшегося без пастыря и без указаний. Причём, что касается количества обратившихся - то подавляющего их числа. Журнал Священного Синода говорит об этом честно: 76 из 86 при 5 «против» и 5 не участвовавших в выражении своего мнения. И решение было принято, действительно, не только канонически обоснованное, но и максимально корректное для митрополии в Киеве, учитывая ее (митрополии) положение после «Феофании», как в глазах собственной паствы, так и властей.

«Самочинное объявление Киевом автокефалии - это катастрофа для УПЦ»

«Бердянская тема для этого великолепно подходит - теперь следует ждать давления на Синод УПЦ, чтобы тот принял решения, противоречащие синодальным решениям Москвы, изложил их в максимально дерзкой и неуважительной форме и таким образом раскол оформился окончательно», - предположил наш собеседник.

Некоторые аналитики, как известно, считают, что УПЦ уже де-факто объявила автокефалию - тем, что отказалась от поминовения Патриарха всея Руси, изменила Устав, изъяв оттуда все упоминания о связи с Церковью, частью которой канонически является, самочинным мироварением и открытием зарубежных приходов. При этом Священный Синод, предостерегая священноначалие УПЦ от совершения необдуманных антиканонических шагов, воздерживался до последнего времени от резких суждений на эту тему.

«Бердянский кризис» создаёт вероятность того, что сторонники автокефалии, которых, как утверждают наши коллеги-оппоненты,  все больше, также, как и власти в Киеве, потребуют от Киевского Синода радикальных слов и поступков. Итак - «кому выгодно?» Сторонникам единства Церкви - однозначно нет

«Молимся, чтобы Господь осенил мужеством иерархов Украины и подал им ясное понимание, что нужно делать для пользы Церкви, членами которой они являются. Помог, не поддаваясь на провокации, сохранить церковное единство. Оно ещё понадобится после окончания войны для исцеления ран нашей паствы-и в России, и на Украине. А также подал мужество и нам, если и к нам в Россию придет день испытания», - подытожил наш собеседник.

Источник: t.me/chrisma_center

раскол, УПЦ

Previous post Next post
Up