Навеяно вот этими высказываниями...
http://makaryshka.livejournal.com/1111124.html Истинное несчастье состоит в одном только нераскаянии в грехах, которыми душа уклоняется от Бога.
Есть такое понятие "окамененное нечувствие" - это когда грехов своих не видишь и не чувствуешь. В этом состоянии человек совершает так называемую "ложную исповедь".
Ложная исповедь - это холодное признание в своих общих грехах словом, делом, помышлением. Это вынужденные ответы на вопросы священника, а не раскаяние грешного мытаря, который бил себя в грудь, плакал и воздыхал.
Духовник должен разъяснить и научить приходящих к нему верующих покаянию. Насмехаться же и глумиться над теми, кто этого не умеет, - для священника недопустимо.
"Ну, читай, какие грехи есть еще, говори. Простит Господь, да еще как простит-то!.. Ты помнишь в Евангелии, как простил Господь: одному пятьсот рублей, а другому сто копеек?.. А?.. Что больше? Сто копеек или пятьсот рублей?.. Господа благодари, не меня… Ты вспомни: как в Евангелии пришла к Господу грешница, Господь принял ее и простил множество грехов ее, а фарисеи стали осуждать и роптать на нее; как Господь сказал: "Симоне! имам ти нечто рещи. Два должника были должны одному человеку: один был должен сто копеек, а другой пятьсот рублей. Он им долг простил обоим. Который же больше его за то полюбит?.. Тот ли, которому простил сто копеек, или тот, которому простил пятьсот рублей?..", - из воспоминаний монахинь, исповедовшихся преподобному амвросию Оптинскому.
Часто бывает так, что человек духовной жизнью никак не может начать жить. Он пытается, он хочет, но он не понимает, что такое духовная работа. Надо объяснить. Не понял - еще раз объяснить, и еще, и еще... Муки рождения чада бывают очень долгими. За их терпение священники удостаиваются великих наград в Царствии Божием. Это подвиг - нести больное чадо. Но как иначе? Конечно, можно отторгнуть его, как духовный "выкидыш", однако за эту погубленную душу придется отвечать на Страшном Суде.