Протоиерей Артемий Эмке ( г. Мирный Архангельской обл.):
- В воскресенье можно трудиться, но прежде всего духовно. День седьмой посвящён Господу и помогает укрепить ту связь с Ним, которая ослабела в суете, - через молитву, богослужение, чтение христианской литературы. То есть, духовно потрудившись, мы восстанавливаем богообщение.
Понятно, что у каждого есть какие-то дела, заботы, но первую половину дня хорошо посвятить литургии. Хотя бы так. Кто имеет возможность, вторую половину дня можно отдать чтению духовной литературы. К сожалению, ритм сегодняшней жизни такой, что не всегда удаётся правильно распорядиться днём седьмым. Но если стремиться к этому, то можно многое успеть. С детьми пообщаться - это тоже труд душевный. Вместо того чтобы в Интернете сидеть, кино смотреть, можно поиграть с детьми, посмотреть, подготовлены ли у них ранцы к школе.
Тем, у кого рабочая смена в воскресный день, спрашивать особого благословения, как мне кажется, не нужно. Но в этом случае хорошо бы всё-таки выделить в течение недели один день, когда можно будет сходить в храм. Например, на субботнюю литургию. Суббота - это ведь тоже праздничный день. Смысл в том, чтобы найти время для Господа, для души. Остановиться в земных трудах, плотских и потрудиться ради души своей.
При этом в какие-то крайности впадать не нужно. В начале воцерковления, когда люди узнают, что воскресный день должен быть посвящён Богу, они иногда начинают себя неправильно вести, осуждают тех, кто стирает в воскресенье. Но я так полагаю, что если побывал в храме, навестил больного, то можно и по хозяйству что-то сделать.
Протоиерей Александр Попов (п. Кильмезь Кировской обл.):
- Но ведь, как в
Евангелии сказано про субботу, если овца упадёт в колодец, то можно её достать. Так же и в воскресенье можно напоить, накормить животных. Живое, оно нуждается в непрестанной заботе. Но лучше это сделать не в первой половине дня (это время, когда мы должны быть на службе), а позже, к вечеру, после обеда. И потом, можно полить грядки, ведь иначе растения могут засохнуть, но воздержаться от их прополки, отложить все несрочные дела, такие как мытьё полов, на другой день.
Помню, когда я ещё не был священником, то был знаком с ребятами-украинцами. Их нельзя было заставить работать в воскресенье даже за тройную плату. Если храма не было рядом, они просто отдыхали. И это правильно. Один день должен быть посвящён Богу.
Шесть дней работай на себя, а седьмой - святи Бога, прославляй то есть (так у нас говорят).
Помню, в детстве мы с бабушкой каждое воскресенье шли в церковь. В Аркуле у нас церкви тогда не было, и мы на пароме переправлялись через Вятку, потом поднимались в гору, к храму села Рождественского Уржумского района. Пораньше с утра корову накормим, всё сделаем, что нужно, и идём. Так складывалось отношение к седьмому дню.
Что касается людей, занятых по выходным на производстве, то ведь келейного правила никто не отменял. Можно и на работе помолиться. Скажем, ведёт машинист состав, а про себя помнит, какой сегодня день, и творит Серафимово правило или Иисусову молитву. То же и милиционер, и медсестра. Сказано: воздай в
воскресенье должное Богу - вот и помолись, улучив минутку. Даже во время сенокоса прежде народ шёл на раннюю литургию, а после шёл трудиться. Отложить сенокос нельзя, но с утра пораньше всё-таки успевали помолиться.
Протоиерей Владимир Дунайчик (г. Сыктывкар):
- У кого на воскресенье выпадает рабочий день, тут хочешь не хочешь, а придётся исполнять. Благословение можно взять, но в любом случае работать нужно. Ведь домну не остановить и диспетчеру с милиционером деваться некуда. Есть заповедь не менее строгая: «не укради». Но если, скажем, человек умирает с голоду и крадёт буханку, разве Господь его не простит? Но если человек пойдёт воровать, чтобы нажиться, - это грех.
В воскресенье нельзя делать того, что можно отложить на другой день. Прежде оно так и называлось: не делати, отсюда и слово «неделя» произошло. Но что значит «не делати»? Христос сказал фарисеям: кто из вас не отвязывает вола в субботу? Никто не может избежать той или иной работы. И грядку нужно полить, чтобы не засохла, и скотину у нас в Почаеве никто некормленой-непоеной не оставлял, хотя про день седьмый все помнят и строго придерживаются заповеди. Всё, что можно отложить, откладывают. Не пашут, не сеют, не косят. К тем, кто нарушал, относились, помню, неуважительно. И до сих пор там так. У меня один прихожанин, родом из Прибалтики, побывал в Ивано-Франковске и был удивлён: какое там затишье в воскресенье! Спросил, отчего так, почему никто ничего не делает. А ему отвечают: «Если мы пойдём работать, скот живой не останется».
Пример для подражания. Нельзя - значит нельзя.
Из детства запомнилось, как шли утром в храм, а потом в гости. Стол накрыли, посидели, поговорили, обсудили что-то. Иногда по рюмочке взрослые выпивали, но чтобы напиться - такого никогда не было. Это доброе дело - порадоваться праздника ради, уделить друг другу внимание. И в монастырях праздничный стол накрывался.
Ни вол, ни осёл не должны в этот день трудиться, что уж говорить о человеке. Но был такой обычай на Руси: если неподалёку жил немощный человек, который сам не мог земли обработать или ещё чего сделать, разрешалось в воскресенье или в праздничный день ему помочь. Только не за плату. Если из милости потрудился, это не считалось грехом, а вот если ради наживы - это грех. И шли люди после службы и помогали страждущим. И сейчас оглядитесь по сторонам: не нужна ли кому помощь - старушке, скажем, дров нарубить, в доме помочь прибраться. Пойди и окажи милость.
"Опубликовать у себя в дневнике">