Оригинал взят у
ortheos в
Ватиканская уловка 22 Продолжая тему из предыдущего поста по поводу отмены Типикона.
Дело в том, что в устройстве Русской Церкви с восшествием на трон патриарха Кирилла , по-видимому, произошла неприметная, но крайне чувствительная революция. Дело вовсе не в том, что завоняли пышными запахами все - причем самые противоположные - извращения околоцерковных бурлений - с одной стороны запели усиленно тропари старцам Григорию, Иосифу и Иоанну Грозному пред их статУями, с другой - папосластцы обновляют храмы и богослужения вплоть до полного растления.
Дело в том, что сейчас , судя по всему, высшими правами и полномочиями обладает даже не Священный Синод (который с 2009 года собирается исключительно, чтобы одобрить и особо отметить) , а загадочное и никем не понимаемое образование под названием "межсоборное присутствие".
Модные патриархийные менеджеры (вернее, люди, которые менеджируют этих менеджеров) давно поняли, что никаким талантливым словоблудием изобразить из белого черное и наоборот , в Церкви невозможно. Поэтому ставку делают не на заражение идейками (чего, впрочем, никто прекращать не будет), а на изменение регламента.
Мы наблюдали за этим воочию во время всеправославного позора , когда собравшиеся со всех концов мира епископы внезапно обнаружили, что они не могут ни одну йоту изменить из принятых непонятно кем решений, потому что таков регламент собора. И что они могут только подписать.
Даже не подписать не могут, кто не подписал - за того подписал "всеправославный секретариат",
Потому что это тоже было предусмотрено регламентом позора.
Но у нас , между прочим, ничем не лучше. Я бы сказал, даже несколько муторнее.
На "Благогоне" возмущаются, что какие-то документы приняли на архиерейском соборе, а Церковь поставили перед фактом.
Возмущаются бесполезно, потому что на это модный патриархийный менеджер сделает кроткие елейные очи и тихо возглаголет, что от сотворения мира все решения как раз принимали архиерейские соборы.
И был бы прав, если бы не был крив.
Судя по всему, никакой архиерейский собор у нас уже никаких решений не принимает.
Тихим сапом у нас поменяли маленькую и незаметную величину, которая на самом деле превращает архиерейский Собор в собрание профсоюза, на котором надо поставить галочки в нужных местах и скинуться взносами.
Ибо понеже ныне на соборах предметом решения является не исходный вопрос, а "итоговый документ" того самого загадочного "межсоборного присутствия".
Вкратце эта революция лично мне представляется следующим образом:
Из органа, который осуществлял побочные консультативные (экспертные) функции, комиссию перевели в орган , который фактически и принимает решение.
А собор епископов с органа , который принимает решение, перевели на должность "заткнись и возьми мою подпись". Помимо всех совершенно очевидных и регулярно употребляемых способов давления типа "времени нет", "все уже решено и одобрено на самом верху", авторитетно посматривающего из под строгих, но добрых отеческих бровей Святейшего , и штатного изнасилования мозга псевдонаучноцерковным канцеляритом на протяжении всех 500 страниц специально растянутых документов (это изнасилование гордо именуется "тщательно выверенной богословской позицией" ) - помимо всего этого самая мякотка заключается в том, что в случае (практически маловероятном) бунта собора и отказа от документов , подлинное решение вопроса будет принято не на этом соборе , а ... правильно! Возвращено на доработку в ту же межсоборную комиссию до следующего собора. Причем любой знакомый с модной патриархийной практикой легко догадается, что дорабатывать будут вовсе не документы, а бунтовщиков.
Таким образом, получается очень изящное решение - полномочия "межсоборного присутствия" позволяют настоящему Собору сделать только два выбора - принять решение "присутствия" или принять решение "присутствия", но позже.
Если проводить параллели, представим себе, что во время расследования преступления, все дело вместо суда присяжных вдруг начинает судить судмедэксперт , а судьям вместо голосования о виновности или невиновности собственно обвиняемого предоставляется проголосовать - принимают ли они приговор судмедэксперта или его надо вернуть судмедэксперту, чтобы потом собраться следующий раз по этому же самому делу и опять проголосовать -принимают ли они приговор судмедэксперта.
Вот такое сумасшествие у нас сейчас с этим "межсоборным присутствием". Так что напрасно "Благогон" возмущается тем, что на архиерейском соборе документы принимают без учета мнения "широкой церковной общественности". На архиерейском соборе документы принимают без учета мнения архиереев.
И в связи с этим очень интересно, чье же это присутствие присутствует в названии присутствия.
P.S. Эта схема была , кстати, впервые опробована на Втором Ватиканском Соборе.
Как - по случайному совпадению - чуть ли не все реформы святейшего патриарха Кирилла.