С праздником, дорогие товарищи

May 01, 2017 19:00



image Click to view



Идея социального равенства, вероятно, возникла параллельно с зарождением классового общества, ну, может, чуть позже. Чувство справедливости - одно из врождённых чувств человека. Движимые обидой на  несправедливое устроение общества, неимущие, угнетённые часто поднимали восстания против имущих. Чаще восстания жестоко подавлялись, иногда вели к установлению новой иерархии из победивших восставших. Организовать  государство без иерархии не получалось, и бывшие угнетённые сами становились угнетателями.

Но в истории были примеры попыток устроения общества на принципах равенства. Самый интересный, не считая Страны Советов, это пример из истории Персии V-VI  веков. Засуха, нашествия саранчи, последующие неурожаи привели страну в 491 году к кризисному состоянию, начались беспорядки. Ближайший советник правившего в то время шаха Ковада (488-531) верховный жрец Маздак предложил программу урегулирования кризиса. Если кратко, то суть её в следующем: в мире существует добро и зло, добро - это воля и разум, зло -  неразумие, стихийность, инстинкты. Собственность - это зло, потому-что обладание собственностью порождает зависть и вражду. Вывод: посредством разума исправить несправедливость - ввести равенство, уравнять блага, экспроприируя имущество богатых, раздавая бедным. В идеале создать такое общество, где всё будет общим: огонь, вода и трава - три начала, лежащие, по мнению Маздака, в основе всего. Тогда исчезнет зависть, прекратятся ссоры и вражда. Шах Ковад посчитал концепцию логичной и поддержал Маздака, начались реформы и конфискации. Особенно сторонники Маздака - маздакиты, любили экспроприировать женщин из больших гаремов знати, но не гнушались и другими богатствами, поровну распределяя отнятое между собой.

Вот что говорил Маздак: «Да будут разделены блага между людьми в одном и том же. Да отдаст один другому свое богатство, чтобы не было нищеты, бедности, чтобы все были равно наделены житейскими благами. Жены - тоже ваше имущество. Да будет разрешено каждому познать женщину. Пусть никто не будет в этом мире обделен удовольствиями и наслаждениями, двери желания да будут открыты перед всеми людьми». Естественно это не понравилось определённой части общества, да и богатств на всех не хватало, и когда маздакиты нарвались на сопротивление, они устроили террор. Шах оказался марионеткой в руках борцов за социальное равенство. Интересно, что евреи из многочисленных общин, находящихся в Персии, разделились: ортодоксы-талмудисты возмутились концепцией и последствиями её претворения в жизнь, вольнодумцы-каббалисты с удовольствием присоединились к сторонникам Маздака.

В 496 году шах бежал от маздакитов к соседним эфталитам. Вернувшись с войском, он номинально вновь занял престол, но маздакиты продолжали играть главную роль в стране, терроризируя неугодных.

Кстати, в персидских и арабских источниках авторы изображают Маздака обманщиком. Приведу отрывок из книги «Сиасет-наме» («Книга о политике»), написанной Незам-оль Мольку (XI в.) и являющейся своеобразным наставлением царям, как следует управлять государством и подданными (в переводе с арабского Б. Заходера):
"Народ развратился от соблазна общности имущества и жён. Образовался средь простого люда такой обычай: приводил кто к себе в гости двадцать человек, и вот, откушав хлеба, мяса, вина, сладостей, послушав музыку, шли гости один за другим в женские покои, и это не считалось зазорным. Было даже правило: вошедший к женщине оставлял у дверей помещения шапку; когда другой сластолюбец видел положенную шапку, он должен был дожидаться, пока его предшественник не выйдет из двери."

В 529 году сын шаха Ковада царевич Хосрой собрал войско из противников, привлёк на свою сторону племена саков, этих сил хватило чтобы расправиться с Маздаком и его сторонниками. Расправа была жестокой: Маздака повесили, остальных закапывали в землю живыми вверх ногами.

P.S: В общем, пока существуют общество, основанное на подавлении, господстве власть имущих или на господстве государства в лице его представителей, не будет нам, товарищи, счастья.

Только анархия (мир без господства) спасёт планету от произвола одних над другими: http://kostiyanich.livejournal.com/51090.html

кино, история, шизофазия

Previous post Next post
Up