Предлагаю совершить небольшую прогулку по осеннему Кронштадту. Лучшее время, на мой взгляд, чтобы посетить наш город, - это август, сентябрь. Нет летней духоты и влажности, довольно мало дождей в этот период. Зимой и поздней осенью надо быть готовым к некоторым особенностям нашего климата, немного печальным видам, голым веткам, лужам и слякоти
На заглавном снимке - Макаровский мост в кронштадтском тумане. Висячий мост в стиле
art nouveau 1913 года постройки.
Овраг.
Входит в уникальную систему петровских сухих доков, по нему вода уходила в доковый бассейн. Овраг был вырыт вручную крепостными крестьянами и небольшим количеством вольнонаёмных рабочих.
Лестница, по которой можно подняться из оврага в Летний сад.
Кронверкский канал.
Кронштадт, как и любая крепость, почти по всему периметру окружен крепостной стеной, и попасть в него можно через городские ворота, как когда-то в любой средневековый город. Гавани охраняют форты. С трёх сторон крепость окружена водой. Со стороны суши, как и полагается, должен быть ров, у нас это Кронверкский канал. Сейчас как-раз начились работы по очистке дна канала.
Летний сад и улица Петровская
Кронштадтский Летний сад. Когда-то любимое место отдыха кронштадтцев, сегодня сад заброшен, разорен и неухожен. Долгие годы в Кронштадте идет борьба за этот зеленый уголок. Военные и сами не ремонтировали, и городу не отдавали. А кронштадтцы все эти годы ностальгировали, вспоминая танцевальную площадку, фонтан, аттракционы и духовые оркестры. Сегодня уже есть проект восстановления, выделены бюджетные средства, определены сроки, правда проект этот урезали и обкорнали по сравнению с первоначальными планами и мечтами на эту тему кронштадтских краеведов. Например, домик Петра Первого восстанавливать не будут. Печально.
Обводный канал
Обводный канал и Кронштадтское адмиралтейство. Адмиралтейские склады или как раньше их называли магазины. Корабли и барки заходили в канал для загрузки такелажной оснасткой и провиантом. Сегодня адмиралтейство медленно разрушается, хотя пространство на самом деле просто потрясающее. Здесь можно было бы осуществить самые фантастические проекты. Инвесторов нет.
Флотская улица, дом 10. Второй служительский флигель. Постройка 1785-1788 годов, архитектор Ветошников М. Н. Такие корпуса расположены по всей Флотской, выходят они на неё торцами, раньше в них квартировался нижний офицерский состав.
Флотская улица и Собор Владимирской иконы Божией Матери.
Сейчас как-то уже подзабылось, что еще в 90-е Храм стоял в руинах. И совсем уж не верится, что в 60-е здесь гремели взрывы. Из Храма пытались сделать спортивный комплекс с бассейном. Но пошли трещины по стенам соседних домов, и взрывы отменили. Так и стоял он без глав, без кровли, без колоколен, пока не пришли другие времена. С возрождения Владимирского собора началось восстановление православных святынь в Кронштадте, завершившееся возвращением российским морякам их главного Храма-памятника - Николаевского Морского собора.
Восход над Средней гаванью.
Путь на Большую землю во времена паромной переправы начинался отсюда. До боли знакомое каждому кронштадтцу место. Конечно, если ты родился еще до дамбы.
Кусочек голубого неба над Купеческой гаванью.
Над заливом туман.
Морской собор хорош в любое время года и с любого ракурса.
Хотя многие кронштадцы ворчат по поводу старого зелёного купола, тронутого временем и патиной - дескать всё аутентично было, а теперь выглядит как новодел. А я бы хотел посмотреть, как выглядел этот новодел в 1913 году, когда завершилось строительство собора.
Вид на Морской собор и овраг
Когда употребляют расхожий журналистский штамп про "свинцовые воды суровой Балтики", то имеют в виду, наверное, именно подобный пейзаж и краски.
Побережье у форта Шанц.
Помощь блогу, на новые фотографии Кронштадта и не только:
TINKOFF 2200 7009 0684 8857
ВТБ 2200 2459 1544 8596