Стамбул... Город, в который всегда хочется вернуться, потому что и исторически, и антропологически, и культурно это один из самых интересных городов мира: результат смешения множества народов, как говорится, налицо, то есть, на лицах, а ментальное и физическое отражения (если говорить об архитектуре и памятниках) огромных исторических эпох прекрасно чувствуются и весьма наглядны. Византийские греки, потомки сельджуков и османов, прапраправнуки кавказских и славянских рабынь из гаремов, болгарские ренегаты; итальянские, немецкие, французские авантюристы, когда-то массово стекавшиеся в столицу Османской империи на службу султанам, - все они оставляли в котле ассимиляции свой след, свой генетический код, расшифровать который бывает не так уж и трудно, даже по фенотипу.
Динарики, динаризированные средиземноморцы, атланто-средиземноморцы, арменоиды, каподокийцы с альпийской примесью. Исследователи считают, что в облике современных турок черты предыдущего населения полуострова равны примерно 75%, а пришлого тюркского элемента соответственно 25%, что в принципе согласуется с историческими фактами. Хотя в Стамбуле расовый состав, конечно, более пёстрый.
Но вглядываясь в лица, смотришь, в саму историю, ветры и сквозняки, которой гуляют по улицам и переулкам Стамбула. Конечно, это такой образ, на самом деле смотришь вглубь своей памяти, в страницы книг, которые прочитал когда-то в детстве и юности, но триггером для подобных воспоминаний является город.
Эпоха Юстиниана и Феодоры, кодексы Юстиниана, на которые до сих пор опирается современное право; ранняя Византия, когда в лавку за хлебом сходить нельзя было, не поспорив о Христе, а то и не подравшись; иконоборчество; болельщики ипподрома, которых вопросы спорта волновали чуть меньше, чем вопросы политики; первые цветные революционеры-хулиганы; крестоносцы-предатели; Палеологи, Османское завоевание, янычары, султаны, Мустафа Кемаль Ататюрк… Эрдоган
Изучать подобным образом уникальный конгломерат населения любого современного локального Вавилона, конечно, всегда будут мешать толпы туристов, но такие вещи не должны останавливать пытливого исследователя, ведь элементы квеста порой лишь добавляют азарт в изыскания.
При всём этом разнообразии истоков турки совсем не чужды национализму, заявившему о себе ещё при младотурках. Тюркизм, «прославившийся» жестокостью и непримиримостью в отношении к армянскому и греческому населению, сегодня выходит на новый уровень развития, или вернее сказать, деградации, ведь всем известно, к чему приводит неумеренный национализм.
Думаю, пантюркизм родился и прижился у турок как психологическое замещение их имперского чувства после Первой мировой войны, когда империалистические державы разделили Османскую империю, оставив им почти изначальную анатолийскую локацию. Может, свою роль сыграла и секуляризация проведённая Ататюрком и младотурками в турецком обществе, ведь свято место пусто не бывает.
Сто лет назад лидер идеологии пантюркизма Зия Гёкальп писал: «Туран - это страна всех тюрок. Сегодня термин „тюрок“ означает только тюрок Турции. Я считаю, что все огузы в скором времени объединятся именно под этим названием, а татары, узбеки, киргизы создадут свои культуры и будут носить свои названия, и тогда понадобится общее для всех этих народов название. Им-то и будет „Туран“». Пантюркизм, забытый, как идеология при Кемале Ататюрке, нынче процветает, и сегодня турки ведут активную пропаганду и упорно стараются собрать под своё крыло все тюркские народы, в том числе, и народы бывшего СССР. Идеи турецких националистов начала ХХ века сейчас, в связи с распадом СССР, как никогда близки к претворению в жизнь.
В 30-50-е годы турки активно всматривались в историю, искали исторические корни там, где искать их, как минимум, смешно, как максимум, очень глупо. Именно тогда были опубликованы «научные» труды о неких «прототурках», которые якобы населяли Анатолию за многие тысячи лет до Рождества Христова. В их потомки были зачислены хетты, троянцы и другие народы Древнего мира. Дальше - больше. Появились даже теории, согласно которым цивилизация была принесена в Северную и Южную Азию, Европу, Африку и даже Америку не кем иным - древними тюрками! Сами же древние тюрки некогда создали древнейшую оседлую цивилизацию в недрах центральной Азии, на берегах огромного моря, в результате высыхания которого этот высококультурный народ вынужден был превратиться в кочевников и распространиться по миру. В 1936 году «научный» мир был потрясён новой «солнечной теорией», объявившей турецкий язык основой всех языков мира.
Помимо пантюркизма сегодня в Турции опять в тренде период султаната.Турки снова обращают свои взоры в не такое уж далёкое прошлое, в эпоху блистательной Порты и огромной Османской империи. Снимаются многочисленные исторические сериалы про жизнь султанов, их гаремов, про времена большой политики, эхо которой не даёт покоя современным турецким лидерам. Помню, я непроизвольно и громко засмеялся в самолёте, читая в разделе путеводителя по Стамбулу «Переломные моменты истории», о том что в 1777 году кондитер султана Али Мухиддин Хаджи Бекир изобрёл сладкие, аромотизированные розовой водой и покрытые сахарной пудрой тянучки рахат-лукум («маленький кусочек удовольствия»). Это между осадой Вены в 1529 году и Крымской войной 1854-1856.
Как вам такой переломный момент в истории? Видимо, с этого времени, с 1777 года, и начался сладкий упадок султаната. Между прочим, через 13 лет Суворов возьмёт Измаил, а через 21 год непобедимый русский адмирал Ушаков освободит остров Корфу. Для турок - больших сладкоежек - времена султаната, примерно, как для наших любителей французских булок, балов и юнкеров, включая великодержавные и имперские коннотации, - аристократическая эпоха. Вообще, история наших стран во многом очень похожа и часто почти зеркальна.
Лев Гумилёв считал русских и турок-османов этносами-ровесниками, родившимися в результате одного пассионарного толчка. Особо показателен одновременный развал империй, хотя турки потеряли больше территорий, но происходило всё по одной схеме. Либеральные младотурки с 1876-го пытались провести реформы и расшатать устои султаната. В 1908 году им удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II, поставив на престол безвольного Мехмеда V. Вспомним нашу революцию 1905-1907 и предшествующую ей деятельность различных либеральных партий.
Далее следовала череда половинчатых, по сути провальных, реформ. Во многом политика младотурок была реакционной, в интересах клерикально-феодальных классов. Поражение в Первой мировой войне, террор, резкое ухудшение жизни народа, геноцид армян, фактическая оккупация странами Антанты - всё это результаты и следствия политики турецких либералов.
Ситуацию спас Кемаль Ататюрк - первый президент и основатель современной Турецкой республики и его Народно-республиканская партия. Аттатюрк ликвидировал султанат, упразднил халифат, ввёл светское обучение, принял новые уголовный и гражданский кодексы по европейскому образцу, перенёс столицу на восток, в Анкару, провёл реформу языка, предоставил избирательные права женщинам, способствовал созданию национальных банков и национальной промышленности. Трудно не провести аналогии его деятельности с деятельностью большевиков с Лениным во главе. Кстати, большевики активно сотрудничали и помогали Кемалю оружием, финансами, а Михаил Фрунзе даже выступил военным советником.
Это очень интересный факт истории. Конечно во многом союз большевиков и Ататюрка был ситуативный, вызванный борьбой с интервенцией Антанты, борьбой за независимость наших народов от международного империализма, но глубинный, корневой фактор схожести пути развития наших стран здесь тоже сыграл свою роль. В общем, история наших связей и постоянных противоречий очень интересна, и в ней ещё надо разбираться, тем более она никак не кончается...
Пантюркизм и неоосманизм - две идеи, на которых стоят идеологический, политический и военный экспансионизм современной Турции, которая последнее время активно заявляет о своих претензиях на региональное господство.
В общем, турки - чрезвычайно интересный народ, европеизированный по быту, с мусульманской религией, разнящийся по расовым типам, со своей неповторимой культурой.
А Стамбул сегодня - просто рай для практикующего антрополога и человека, увлекающегося древностями нашего мира, но при этом активно изучающего современность во всех её проявлениях
TINKOFF 2200 7009 0684 8857
ВТБ 2200 2459 1544 8596