Сила вещей. Санкт-Петербург. Удельный рынок

Aug 07, 2019 07:00









Из всех животных только человек окружает себя множеством вещей. Причем не только функциональных, но и, казалось бы, абсолютно бесполезных. Можно, конечно, вспомнить сороку-воровку и её страсть к блестящим предметам, но орнитологи опровергают склонность "воровки" к фетишизму. В испорченной репутации птицы виноваты Луи Шарль Кенье и Жан Мари Теодор Бодуэн д’Обиньи - авторы пьесы ("Сорока-воровка" или "Служанка из Палезо"), в которой птица ворует столовое серебро, а обвинение падает на служанку, - и опера «Сорока-воровка» Россини по её же мотивам. Вот она, сила искусства! Высшие приматы используют различные предметы (камни, палки), но лишь в качестве орудий, и уж, конечно, не хранят их.

Однако оставим зоологию. В конце концов именно орудия труда сыграли главную роль в эволюции нашего вида и активное использование их отличает нас от остальной части животного мира. Но, повторюсь, ведь человек способен восторгаться вещами, которые вообще не несут никакой функциональной нагрузки. Какой прок от предметов искусства для истинного ценителя, не для прагматика, использующего их как средство вложения капитала? Да и ценность их определяется именно интересом ценителей;-)

Cлово "фетиш" происходит от португальского "feitico", которое переводится как "очарование". Да, вещи могут очаровывать человека, причём до умопомрачения, до потери контроля над собой. О вещах мечтают, совершают безумные поступки ради обладания ими.

Психологи, психиатры, философы каждый на свой лад пытаются объяснить человеческую страсть к коллекционированию. Это и сублимация сексуальной энергии у Фрейда, и компенсация особенностей психики у А. Е. Личко: истероиды с помощью коллекций привлекают к себе внимание, педанты воплощают страсть к упорядочиванию, шизоиды, собирая коллекцию, бегут от реальности. Фромм считал коллекционирование признаком «некрофилии» - любви к неодушевлённому, но это уже, на мой взгляд, перебор.

Вот что говорил о коллекционерах академик Павлов: «Беря коллекционерство во всём объёме, нельзя быть не поражённым тем фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые не представляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя всё это, необходимо прийти к заключению, что это есть тёмное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознаёт отчётливо, что его так же непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечёт к новому приёму пищи...»

Сегодня в очередной раз хочу показать знаменитое место Петербурга - Удельный рынок. Место вещей и место людей. Место, где люди встречаются и расстаются с вещами. Рынок-библиотека, рынок-клуб ...истов и ...манов всех направлений. Я давно потерял страсть к вещам (если это не фототехника, немного слукавил) и коллекционированию. Для меня это место, где торгуют воспоминаниями, самым трогательным из которых является советский сегмент памяти - узнаваемые вещи из детства. Шаг замедляется, можно легко зависнуть у велосипеда-дутика или старой игрушки. Для меня это рынок-музей с широчайшей экспозицией.

В некоторых антикварных павильонах можно увидеть и более глубокие пласты памяти и истории. Потрогать, где это не запрещено, вещи уже легендарного петербургского прошлого. Народ, как правило, в подобных местах собирается душевный. Есть и ушлые ребята, держащие не одну антикварную точку в городе, но иногда кажется, что продавцы не очень спешат расставаться с вещами. Складывается ощущение, что им важно, в какие руки попадёт та или иная вещь. Разговоры, споры, торг - многие хорошо знают друг друга, ведь торговать старыми вещами, жить среди них, искать, коллекционировать может не каждый. У таких людей своеобразное отношение ко времени и истории. В хаосе выставленного на продажу можно встретить инсталляции, не лишённые определённого эстетизма, а также юмора, иногда чёрного, иногда доброго и весёлого.

Впрочем, здесь есть люди, продающие старые вещи и от нужды. Говорят, особенно много бабушек собирается летом: со всей области приезжают заработать копейку в большом городе. В общем, рекомендую посещение этого места всем, кто интересуется реальной историей и настоящей жизнью Петербурга и человеческой психологией

































































































Санкт-Петербург, красивые песни, уличная фотография, livejournal, музыка наших пещерных предков, Фотография, буквы, эстетическое, шизофазия, street photography

Previous post Next post
Up