Хельсинки

Feb 07, 2019 19:00









Хельсинки был основан шведским королём Густавом Васа. Шведы называли это небольшое поселение Гельсингфорс. В 1748 году на близлежащих  островах было начато строительство крепости Свеаборг - это и дало толчок к развитию города. Но при шведах Гельсингфорс всё же оставался маленьким провинциальным городком.

В 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору Финляндия присоединилась к России.

Императору Александру I была крайне важна лояльность новых подданных, и, вероятно, для этого финнам был сделан царский подарок: Выборгскую губернию перевели в состав Финляндии. Кроме того, император выбрал Финляндию своеобразным полигоном для либеральных реформ. Было проведено, правда, один раз, собрание Сейма (парламента Финляндии), но Александр I не одобрил проект финской конституции. Тем не менее, в составе России Финляндия сохранила достаточную автономию.

Также надо было выбрать столицу Великого княжества Финляндского. Весной 1809 года состоялась поездка императора по финским территориям, и ему очень понравилась крепость Свеаборг, которую "шведские львы построили для русских орлов" ;-). В Гельсингфорсе царь и решил учредить новую столицу. Отчасти это решение было принято для того, чтобы переориентировать  финскую элиту на Санкт-Петербург, ведь основным конкурентом на роль столицы был город Турку, который находился значительно дальше от Петербурга и ближе к Швеции. Для этих же целей после пожара в Университете Турку в 1828 году его перевели в новую столицу.

Строительство города имело определенные трудности, ведь возводить его пришлось среди голых скал. Для создания города с регулярной планировкой и большими площадями скалы пришлось взрывать. Руководили работами военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём и немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель. Александр I лично и внимательно отслеживал ход выполнения работ. Строился город по образу и подобию столицы Российской империи. Даже сейчас, гуляя в районе Сенатской площади, порой возникает ощущение, что находишься в Санкт-Петербурге. Финны сохраняют аутентичность этого исторического места. Надо отметить, что и к Российской империи отношение у них если не почтительное, то, по крайней мере, уважительное.

Трудно предположить, как развивалась бы Финляндия при шведском правлении, однако у финского народа  впервые появились органы управления, своя столица и центр культурного притяжения. Рост самосознания финского народа происходил в течении следующих ста лет.

Во второй половине ХIX века в Финляндии возникло движение национального романтизма, со временем оформившееся в уникальный стиль в архитектуре, литературе, прикладном искусстве. С тех самых пор развитие Хельсинки шло по своему особенному пути, и у города сложился свой неповторимый характер.

Хельсинки - совершенно замечательный город для любителя архитектуры эпохи модерна. Финский Северный модерн отличается удивительным сочетанием декоративности, вниманием к деталям, строгостью и скрупулезностью отделки с использованием грубых малообработанных природных материалов - грубой кладкой необтёсанного гранита, использованием цементной штукатурки, напоминающей фактурный болотный мох. Любоваться домами в таком стиле можно бесконечно.

Последующий за модерном стиль архитектуры, конструктивизм, тоже весьма любопытен. Простые, функциональные архитектурные решения выигрышно отличаются от, например, русского конструктивизма, дорогими отделочными материалами. Финны могли себе это позволить, в отличие от молодой Советской республики, поэтому дома этого периода отлично вписываются в городское пространство, не создавая диссонанса.

Надо сказать, что финны не строят небоскрёбов, упирающихся макушками в низкое северное небо (а небо в наших широтах действительно очень низкое). Самое высокое здание Финляндии, высотка Cirrus, всего 86 метров и 26 этажей - это более чем скромно. Зато амбиции у финнов высокохудожественные: недаром финский дизайн, финское современное и традиционное искусство, а также архитектура славятся по всему миру.

Хельсинки - важный промышленный центр Финляндии. Поэтому неудивительно, что в сравнительно небольшом городе взгляд то и дело натыкается на трубы, высокие стены заводов, башни цементных элеваторов и другие объекты промышленной архитектуры.

В городе два крупных пассажирских порта. Если судно пристает в Западном грузо-пассажирском порту Länsiterminaali, вашему взору тоже откроются живописные индустриальные пейзажи промышленного Хельсинки. Этот порт пропускает свыше трёх миллионов пассажиров в год. Южный порт Etelasatama - пассажирский; он пропускает их свыше шести миллионов в год и находится практически в центре города

Предлагаю фотопрогулку по Хельсинки

























































































Хельсинки, #helsinki, Финляндия, #finland, путешествия, #suomi, Финский залив, архитектура, street photography

Previous post Next post
Up