Интересно, как формируется, как закладывается чувство разделения на своих и чужих? В моём белорусском детстве, а почти каждое лето я проводил в городе Слониме Гродненской области (Западная Белоруссия, до 1939-го - Польша), в соседнем от бабушкиного доме жила женщина по имени Ядвига или тётя Ядя, как мы её называли. Так вот, мы - дети - чётко знали, что она католичка. Откуда в советском малолетстве, с господствующей атеистической идеологией, было у нас это знание, которое в реальной жизни мало что значило, я не помню. Но почему-то в белорусских яблоках и конфетах, которыми она нас угощала, всегда был странный католический привкус, ощущаемый, как я теперь понимаю, не вкусовыми рецепторами, а какой-то областью мозга, отвечающей за родоплеменные чувства. Как-будто за спиной тёти Яди, с её слегка высокомерным голосом и видом, несмотря на абсолютную бедноту и простоту существования, стоял мощный, великий - чего уж там, эгрегор, отягощённый более чем тысячелетней историей - с подвигами и крестовыми походами, с кострами инквизиции и всеми Папами вместе взятыми. И дело было не в том, что она полячка. В Западной Белоруссии поляками никого не удивишь. Дело было именно в её Вере. И в её непогрешимой уверенности, что Истина только в этой Вере.
Религиозная история Белоруссии очень сложа и трагична. Это сегодня Православная церковь - крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь (4,5 млн человек, примерно половина населения страны). А было время, когда само существование Православной веры на этих землях было под угрозой.
Эти земли были крещены практически одновременно с другими землями Киевской Руси. Но после монгольского нашествия на Русь все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников ВКЛ (которых было всё ещё много и в Полесье, и на территории нынешней Литвы) по латинскому обряду. Католикам были созданы привилегии, и часть православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года влияние католицизма стало усиливаться, началась активная полонизация белорусских земель. Почти вся белорусская элита (продажная или скажем... дальновидная, как это часто бывает) сменила и Веру, и язык. Православную Веру предков хранил простой народ...
В 1596 году по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой была провозглашена Бресткая уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии,
сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Римскому Папе.
Православное население и духовенство сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известный пример сопротивления - самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Православные горожане объединялись в братства для защиты своих церквей и священников от насаждения чуждой веры. Но Речь Посполитая год от года усиливала религиозные гонения на народ. Католицизм и грекокатолическое вероисповедание навязывались всеми возможными способами.
Жестокие, насильственные методы насаждения религии, конечно, дали определённые результаты: в 18-м веке большинство населения находились в лоне униатской греко-католической церкви. Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе и в крупных городах. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи.
Но даже самые жестокие гонения католиков не смогли нанести православным в Белоруссии такой урон, который нанесла им советская власть. В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР, почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших храмов была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74...
Православие когда-то помогло сохранить белорусам национальную идентичность и язык. Но католицизм в этих землях неотъемлемая часть истории
Сейчас в Белоруссии 10,5% населения исповедуют католицизм. Но католическая церковь ведёт активную миссионерскую деятельность. Строятся новые храмы. Заигрывает с католицизмом и белорусское руководство. В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе. Религия как всегда активно используется в политике.
Костёл Святой Варвары в Витебске, находится в стороне от центральных улиц, недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с Полоцким рынком и выделяется своей высотой и архитектурой из окружающей малоэтажной застройки. Костёл был построен в конце 19-го века по проекту инженер-архитектора Виктора Пиотровского. Архитектура храма сочетает черты неоготики и неороманских стилей. Представляет собой трёхнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Объём храма разделён на нефы четырьмя мощными столбами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф завершается полукруглой апсидой.
Первый ярус башен - четырёхгранный, второй - шестигранный. Башни, каждая из которых украшена шестью небольшими фронтонами, завершаются шатрами с крестами. Между башен - треугольный щипец на ширину центрального нефа. Костёл Святой Варвары имеет арочные, различного размера, окна. Снаружи костёл украшен созданными кирпичной кладкой карнизными поясками, завершениями окон. Внутренняя отделка представлена густым антаблементом по периметру главного нефа. Алтари в романо-готическом стиле.
Территория костёла обнесена кирпичной оградой с брамой (воротами). Костёл является памятником республиканского значения и включён в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»
Службы проводились до 1935 года. Потом здание отдали под склад удобрений, что со временем очень плохо сказалось на кирпичной кладке. В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены.
Здание медленно разрушалось до 1988 года, когда костёл Святой Варвары начали восстанавливать, первоначально планируя организовать здесь концертный зал. Но стараниями польского миссионера Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом.
Он был повторно освящён архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. До июня 2011 года был кафедральным собором в Витебском диоцезе (епархии). Но 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал новый костёл Иисуса Милосердного.
Януша Скечека прихожане до сих пор вспоминают добрым словом - восстановление храма проходило, в основном, его стараниями. Это был его самоотверженный совместно с прихожанами немногочисленного тогда, им же организованного прихода труд. Несколько лет после восстановления он служил в костёле, а потом, когда из Польши пришло распоряжение сменить приход, «он с одной сумкой, как приехал, сел в поезд и уехал в Польшу». Сейчас приход костёла насчитывает 500 человек